Криволапова Татьяна Витальевна,
воспитатель,
Иванова Евдокия Петровна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Согласно основной общеобразовательной программе дошкольного образования, огромное значение имеет речевое развитие детей дошкольного возраста. Опыт речевой и игровой деятельности, развитие творческого воображения и познавательных интересов позволяет дошкольникам творчески использовать богатство своего родного языка.
Разговорная речь дошкольника развивается на основе коммуникации со сверстниками. Создание специальных психолого - педагогических условий имеет важное значение, которые способствуют ее развитию.
Разговорная речь помогает дошкольнику не только общаться со своими сверстниками, но и познавать окружающий его мир. Овладеть речью – это значит познать действительность. Точность, богатство, содержательность речи зависят, в первую очередь, от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, затем от жизненного опыта дошкольника и от объема его знаний. Иначе говоря, речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале. Использование в процессе развития речи детей дошкольного возраста произведений детской художественной литературы, способствует развитию правильной, а также полноценной речи у ребенка - дошкольника.
Целью ознакомления дошкольников с художественной литературой, на наш взгляд, является формирование будущего маленького «талантливого читателя».
Прежде чем приступить к работе мы определили круг детского чтения и проследили линии усложнения в отборе литературы по возрастным группам.
Изучая методику знакомства с книжкой на занятиях, тщательно ознакомились с литературой, обратив внимание на такие вопросы, как:
подготовка к занятиям по
чтению и рассказыванию детской
художественной
литературы;
подача произведений детям;
использование нескольких произведений на одном занятии;
+
беседы по прочитанному;
место и время прочтения произведения;
Рассматривая методику заучивания разнообразных стихотворений исходили из того, что все стихотворные произведения имеют две стороны: во - первых, содержание художественного образа, во - вторых, поэтическая форма.
Наблюдая за детьми дошкольного возраста, заметили, что на быстрое запоминание и воспроизведение стихотворений оказывают влияние такие факторы, как:
возрастные особенности ребенка;
форма и содержание стихотворения;
качество выразительного чтения воспитателя и родителей;
приемы, которые используются на занятиях.
Для того чтобы дети ознакомились с книжной иллюстрацией в целях полного развития речи дошкольника, мы подбирали иллюстрации нескольких художников, которые работают в этом жанре. Давали анализ этих иллюстраций с точки зрения особенностей решения педагогических и художественных задач художником - иллюстратором. А также продумывали приемы рассматривания этих иллюстраций.
В художественном произведении слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, которые создают у ребенка яркие образы. Такие изобразительные средства языка эмоциональны, оживляют речь, развивают мышление и совершенствуют словарь детей. Работая над художественным произведением, использовали все возможные средства языка, такие как:
сравнение, эпитеты, метафоры, метонимию, гиперболу;
градацию синонимов, антитезу и антонимы, риторические обращения и вопросы,
восклицания.
Детские литературно - художественные произведения в книгах для чтения дают разнообразные примеры, образцы, которые позволяют познакомить детей дошкольного возраста со стилистическим богатством родного русского языка. Первостепенной задачей детского сада не стоит дать детям дошкольного возраста теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи.
Главные приемы работы, используемые в нашей практике над изобразительными средствами языка в ходе развития речи:
нахождение и разъяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте
самими дошкольниками или указанных нами;
словесное рисование, иллюстрирование и воссоздание образа по вопросу
воспитателя: какую картину ты представляешь себе?
обработка интонации и тренировка выразительного чтения литературных текстов;
разные упражнения на поиск, на сравнение, составление загадок, эпитетов и т. п.
В работе над художественным произведением стремились к тому, чтобы работа над разнообразными изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно - художественного анализа произведения, подчеркивая их содержание.
Когда работаем над изобразительными средствами языка, воспитываем чуткость, внимание к слову, понимание оттенков его значения, его эмоциональных окрасок. Дети дошкольного возраста приобщаются к стилистике художественной речи, овладевают ее простейшими средствами. Использование в нашей речи разного рода художественных произведений определяется возможность эффективного развития речи дошкольников, способствует наполняемости словарного запаса, тем самым, формируя общительность дошкольника.
Эмоциональное общение является основным содержанием взаимоотношений ребенка и взрослого в подготовительный период развития речи. Дети, проживая жизнь героев, учатся новым словарным оборотам, пополняют содержание своего активного словаря.
Благодаря художественной литературе у детей дошкольного возраста развивается:
интерес и эмоциональная сочувственность на произведения;
способность слушать текст и реагировать на его содержание;
у детей дошкольного возраста развивается способность повторять отдельные слова и
выражения из рассказов, сказок, стихотворений;
дошкольники учатся узнавать в иллюстрациях героев из произведений и отвечать на
самые простые вопросы по содержанию иллюстраций, например: Почему героиню назвали
Дюймовочкой?
Какая она была? ;
дети дошкольного возраста следят за развитием действия в рассказах, сказках с
наглядным сопровождением, а затем и без него.
Таким образом, формирование всесторонне развитой личности ребенка осуществляется на основе усвоения опыта наших предков лишь благодаря активному взаимодействию детей и взрослых. Взрослые - хранители опыта, умений, культуры нации. Поделиться этим опытом можно только с помощью языка. Как мы знаем, язык - главное средство человеческого общения.
Список литературы:
1. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М., 1972г. – 256 с.
2. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - М., 1995г. – 240 с.
3. Репит М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980г.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1981 г. – 220 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат