ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Ключерова Ирина Александровна, учитель-дефектолог
МАОУ СОШ №215, г. Новосибирск
Аннотация. Статья посвящена организации работы по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эмоциональная устойчивость является важным аспектом развития, который способствует успешной социализации и обучению. В статье рассматриваются основные принципы и методы работы с детьми с ОВЗ, включая игры, арт-терапию, индивидуализированные подходы и взаимодействие с родителями. Также подчеркивается значение создания поддерживающей образовательной среды, способствующей развитию эмоциональной устойчивости.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционное обучение, арт-терапия, поддерживающая среда.
Формирование эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ является одной из ключевых задач в коррекционном образовании. Дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, которые могут негативно влиять на их психологическое состояние и поведение. Эмоциональная устойчивость помогает им адаптироваться к изменениям, справляться с трудностями и развивать позитивное восприятие окружающего мира. В данной статье мы рассмотрим, как организовать работу по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ, а также какие методы и подходы могут быть наиболее эффективными.
Эмоциональная устойчивость — это способность человека сохранять эмоциональное равновесие в сложных ситуациях, управлять своими эмоциями и справляться с трудностями. У детей с ОВЗ эмоциональная устойчивость может развиваться медленнее, поэтому необходимо уделять этому аспекту особое внимание.
Дети с ОВЗ могут сталкиваться с различными трудностями, связанными с эмоциональной устойчивостью:
Стресс и тревожность: Дети могут испытывать повышенный уровень тревоги и стресса из-за своего состояния и ограничений.
Социальная изоляция: Часто дети с ОВЗ могут испытывать трудности в общении со сверстниками, что приводит к чувству одиночества и неуверенности.
Низкая самооценка: Ограниченные возможности могут способствовать формированию низкой самооценки, что также влияет на эмоциональную устойчивость.
Рассмотрим принципы работы по формированию эмоциональной устойчивости
Индивидуализированный подход
.
Каждый ребенок уникален, и подходы к формированию эмоциональной устойчивости должны учитывать индивидуальные особенности и потребности.
А) Создание индивидуального плана: Определение целей и методов работы с учетом особенностей каждого ребенка.
Б) Регулярная диагностика: Оценка уровня эмоционального развития и корректировка методов в зависимости от прогресса.
Создание поддерживающей среды
.
Поддерживающая образовательная среда играет ключевую роль в формировании эмоциональной устойчивости.
А) Психологическая поддержка: Важно создать атмосферу доверия и безопасности, где ребенок чувствует себя комфортно и уверенно.
Б) Позитивное подкрепление: Использование похвалы и положительного подкрепления способствует повышению самооценки и уверенности в своих силах.
Проанализируем методы формирования эмоциональной устойчивости
Игровые технологии
.
Игровые технологии могут быть эффективным инструментом для развития эмоциональной устойчивости.
А) Драматизация: Использование ролевых игр помогает детям научиться управлять своими эмоциями и развивать навыки общения.
Б) Игры на развитие эмоционального интеллекта: Игры, направленные на распознавание и выражение эмоций, могут способствовать развитию эмоциональной устойчивости.
Арт-терапия
.
Арт-терапия является мощным инструментом для выражения и обработки эмоций.
А) Рисование и творчество: Занятия рисованием и другими видами искусства помогают детям выразить свои чувства и переживания.
Б) Групповые занятия: Совместное творчество способствует формированию чувства принадлежности и улучшению социальных навыков.
Практики
mindfulness
.
Техники внимательности (
mindfulness
) могут помочь детям лучше справляться с эмоциями и стрессом.
А) Дыхательные упражнения: Простые дыхательные техники помогают детям успокаиваться и сосредотачиваться.
Б) Медитация: Небольшие медитации могут способствовать развитию эмоциональной устойчивости и снижению уровня тревожности.
Сотрудничество с родителями является важной частью процесса формирования эмоциональной устойчивости. Проведение семинаров и мастер-классов для родителей поможет им лучше понять, как поддерживать эмоциональное развитие своих детей в домашних условиях.
Регулярное взаимодействие между учителем и родителями позволяет отслеживать успехи и трудности ребенка, что способствует более эффективному обучению.
Рассмотрим примеры успешных практик
Проектная деятельность
.
Проектная деятельность может быть эффективным методом формирования эмоциональной устойчивости.
А) Создание совместных проектов: Дети могут работать в группах над проектами, что способствует развитию сотрудничества и командного духа.
Б) Публичные выступления: Участие в презентациях и выступлениях помогает детям преодолевать страхи и развивать уверенность.
Интеграция различных методов
.
Сочетание различных методов и подходов позволяет создать более целостную программу работы по формированию эмоциональной устойчивости.
В заключение можно отметить, что организация работы по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ требует комплексного и индивидуализированного подхода. Использование игровых технологий, арт-терапии, практик внимательности и активное сотрудничество с родителями создает условия для успешного развития эмоциональной устойчивости. Эффективная коррекция возможна только при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и создании поддерживающей образовательной среды, способствующей его развитию.
Список литературы
Пащенко Т.З.,
Новаковская
В.С. развитие эмоционально-волевой сферы школьников средствами
психогимнастики
// Успехи современного естествознания. – 20
20
. – № 6.
Пискунова Л. Н. Программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с патологией
эмоциональной устойчивости
.
М. :
Гном
, 2019. 64 с
Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы /В.В. Рубцов// Психологическая наука и образование.
201
9
. № 1 — С. 5—12
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат