Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Эмоциональное развитие детей раннего возраста через взаимодействие с взрослым в игровых ситуациях . Работа №73534

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Эмоциональное развитие детей раннего возраста через взаимодействие с взрослым в игровых ситуациях
Работа:

Эмоциональное развитие детей раннего возраста через взаимодействие с взрослымИ в игровых ситуациях

 

Воскреса Елена Николаевна, воспитатель

ГБДОУ «Ясли-сад № 6 «Золотой ключик»

 

Аннотация. В статье рассматривается значение эмоционального развития детей раннего возраста через взаимодействие с взрослыми в игровых ситуациях. Эмоциональная сфера играет ключевую роль в развитии личности, влияя на формирование социальных навыков, саморегуляции и адаптации к окружающему миру. В статье раскрываются особенности игровой деятельности как важного инструмента для формирования эмоционального интеллекта, а также подчеркивается роль воспитателя в поддержке и развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, ранний возраст, игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, воспитатель, эмоциональный интеллект, социальные навыки.

 

Эмоциональное развитие детей раннего возраста тесно связано с их способностью к взаимодействию с окружающим миром, и одним из важнейших инструментов для этого является игра. В процессе игровой деятельности дети не только исследуют окружающий мир, но и учатся выражать, понимать и контролировать свои эмоции. Взаимодействие с взрослыми в играх играет ключевую роль в этом процессе, так как взрослые помогает ребенку осознать и пережить эмоциональные состояния, поддерживает его и направляет в моменты неопределенности.

Для детей раннего возраста эмоции — это основной способ выражения их отношений к миру и другим людям. Уже с младенчества ребенок реагирует на различные внешние раздражители: свет, звуки, прикосновения. В дальнейшем его эмоциональные реакции усложняются, появляются такие эмоции, как радость, удивление, страх, разочарование. Задача воспитателя на этом этапе — создать условия, в которых ребенок сможет осознать и выразить свои эмоции, не испытывая при этом страха или стеснения.

Игровая деятельность является естественной средой для эмоционального развития ребенка. Играя, дети учатся управлять своими чувствами, развивают способность к эмпатии и пониманию эмоций других людей. Например, в сюжетно-ролевых играх, таких как «Магазин» или «Больница», дети начинают осваивать социальные роли, в которых они сталкиваются с необходимостью выражать эмоции: радость от покупки, заботу о «пациенте» или огорчение от проигрыша. В этих игровых ситуациях воспитатель играет важную роль, помогая детям осознавать свои чувства и направлять их поведение.

Примером может служить ситуация, когда ребенок в игре «Больница» исполняет роль доктора, а воспитатель играет роль пациента. В процессе игры воспитатель может комментировать свои «болезненные» ощущения, помогая ребенку осознать и выразить сострадание. «Мне больно, доктор, помогите мне!» — такие реплики стимулируют эмоциональный отклик у ребенка, развивая эмпатию и заботу о другом. Важно, чтобы взрослый при этом не просто участвовал в игре, но и корректировал поведение ребенка, если тот испытывает трудности в выражении эмоций или не понимает, как правильно реагировать на ситуацию.

Взаимодействие с взрослыми в игровой ситуации позволяет детям лучше понимать и регулировать свои эмоции. Воспитатель может помочь ребенку назвать эмоцию, которую тот испытывает в данный момент, и предложить способы ее выражения. Например, если ребенок испытывает гнев или разочарование из-за того, что не смог построить башню из кубиков, воспитатель может сказать: «Ты злишься, потому что башня упала. Давай попробуем вместе, и я помогу тебе». Такая поддержка помогает ребенку осознать свои чувства и учит его справляться с ними в конструктивной форме.

Важным аспектом эмоционального развития является развитие саморегуляции — способности контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях. Игры с правилами, такие как настольные игры или подвижные игры на улице, способствуют формированию этой способности. Например, игра «Прятки» требует от детей соблюдать правила, ждать своей очереди и контролировать свои эмоции, когда они ищут или прячутся. В таких играх воспитатель может помочь детям справляться с тревогой или возбуждением, объясняя важность соблюдения правил и показывая, как можно радоваться за победу другого.

Эмоциональное развитие тесно связано с социальным взаимодействием, и здесь особая роль принадлежит взрослому. Воспитатель, играя с детьми, выступает не только как партнер по игре, но и как пример для подражания. Дети часто копируют поведение взрослых, и поэтому важно, чтобы воспитатель демонстрировал позитивные способы выражения эмоций. Например, если ребенок во время игры с друзьями начинает плакать из-за проигрыша, воспитатель может показать, как справляться с разочарованием: «Проигрывать — это часть игры, но ты отлично справился! В следующий раз тебе может повезти больше». Таким образом, дети учатся справляться с негативными эмоциями, наблюдая за реакцией взрослого.

Не менее важно вовлечение воспитателя в сенсорные игры, которые помогают детям лучше осознавать свои эмоциональные реакции через телесные ощущения. Игры с песком, водой, тестом или красками дают возможность ребенку не только получать новые тактильные ощущения, но и осознавать свои эмоции через взаимодействие с материалом. Например, во время игры с красками воспитатель может заметить, как ребенок выражает радость или удивление, создавая яркие и необычные узоры. В таких моментах важно поощрять ребенка называть свои эмоции: «Тебе весело рисовать этими цветами? Ты рад, что у тебя получился такой красивый рисунок?»

Также воспитатель может использовать чтение и рассказывание сказок как способ развития эмоциональной сферы ребенка. Во время чтения воспитатель может обсуждать с детьми чувства персонажей, что помогает детям осознавать свои собственные эмоции. Например, после чтения сказки «Колобок» воспитатель может спросить детей: «Как вы думаете, что чувствовал Колобок, когда его ловили звери? А как вы себя чувствуете, когда кто-то вас догоняет?» Такие вопросы помогают детям научиться различать свои эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей.

Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста — это основа для его будущих социальных навыков, уверенности в себе и способности к эмпатии. Воспитатель в этом процессе играет ключевую роль, создавая условия, в которых дети могут свободно выражать свои эмоции и учиться управлять ими. Игровая деятельность становится тем самым инструментом, через который ребенок познает не только мир, но и себя, свои эмоциональные реакции и способы взаимодействия с другими.

Таким образом, эмоциональное развитие детей раннего возраста через взаимодействие с взрослыми в игровых ситуациях — это важнейший аспект формирования полноценной личности. Воспитатель, вовлекаясь в игру, помогает детям осознавать и выражать свои эмоции, развивает эмпатию и учит навыкам саморегуляции. Игра становится тем пространством, где ребенок может безопасно исследовать свои чувства и учиться взаимодействовать с миром, получая поддержку и руководство со стороны взрослого.

 

 

 

 

 

Список литературы

Гиниятуллина

Э.Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника //

Universum

: психология и образование. 2019. №2 (56). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika

Пьянова Е.Н., Башарова А.Ф. Восприятие и понимание эмоционального состояния другого человека как этап в развитии эмоционального интеллекта дошкольника // Проблемы современного педагогического образования.

2021. №72-4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-i-ponimanie-emotsionalnogo-sostoyaniya-drugogo-cheloveka-kak-etap-v-razvitii-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika

Става В.С., Игнатович В.К. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста // Педагогика: история, перспективы.

2020. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-emotsionalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Хурвалиева

Т

.

Л

.,

Абдужалилова

М

.

М

.

Эмоциональное

развитие

детей

дошкольного

возраста

// Academic research in educational sciences. 2024. №NUU Conference 1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×