ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Иващенко Виктория Евгеньевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Курильска
имени Героя Российской Федерации
Эдуарда Доржиевича Норполова
Аннотация: Статья рассматривает роль химического эксперимента в формировании у обучающихся познавательных универсальных учебных действий. Показано, как проведение экспериментов способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и умения работать в команде. Также обсуждаются принципы организации экспериментальной деятельности на уроках химии, а также методические рекомендации для учителей. Статья адресована учителям химии, стремящимся повысить интерес учащихся к предмету и развить их познавательные способности через практическое взаимодействие с химическими явлениями.
Ключевые слова: химический эксперимент, познавательные универсальные учебные действия, критическое мышление, аналитические навыки, обучение химии, экспериментальная деятельность.
Химия как наука основывается на экспериментальных данных, и именно химический эксперимент является одним из наиболее эффективных методов обучения, способствующих формированию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий. Эксперимент предоставляет возможность учащимся не только изучать теоретические основы, но и применять полученные знания на практике, что в свою очередь усиливает интерес к предмету и развивает навыки, необходимые для успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
На первом этапе обучения химии учитель должен акцентировать внимание на создании интересной и доступной экспериментальной среды. Это может быть достигнуто через использование разнообразных экспериментов, которые иллюстрируют ключевые химические понятия. Например, простые реакции, такие как изменение цвета в результате химических реакций, являются отличным способом продемонстрировать, как на практике реализуются теоретические знания. Учащиеся, наблюдая за результатами своих действий, могут лучше усвоить основные химические принципы и связи между ними.
Химический эксперимент развивает критическое мышление. Учащиеся, проводя эксперименты, сталкиваются с различными результатами, которые могут не соответствовать их ожиданиям. Это создает возможность для анализа и поиска причин таких расхождений. Учитель может задавать наводящие вопросы, которые побуждают детей размышлять о том, что могло пойти не так, какие факторы могли повлиять на результат, и какие выводы можно сделать на основе полученных данных. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать информацию, ставить гипотезы и проверять их, что является важной частью научного метода.
Аналитические навыки также развиваются в процессе выполнения химических экспериментов. Ученикам необходимо будет не только наблюдать за ходом реакции, но и регистрировать свои наблюдения, анализировать полученные результаты и делать выводы. Это требует от них системного подхода и умения работать с данными, что в будущем пригодится не только в учебе, но и в профессиональной деятельности. Например, составление таблиц с результатами экспериментов, анализ графиков и диаграмм помогают учащимся развивать навыки работы с информацией.
Совместная работа над экспериментами формирует и развивает командные навыки. Когда учащиеся работают в группах, они учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли и обязанности, обсуждать результаты и приходить к совместным выводам. Это способствует формированию коммуникативных навыков, необходимых для работы в команде, а также умению прислушиваться к мнению других. Учитель может организовать различные проекты, в которых учащиеся будут работать вместе над общей задачей, что позволит создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.
Кроме того, важно учитывать, что эксперименты могут быть интегрированы с использованием информационных технологий. Существуют различные виртуальные лаборатории и симуляторы, которые позволяют учащимся проводить эксперименты в безопасной среде. Это особенно актуально, когда работа с химическими веществами может быть опасной или труднодоступной. Виртуальные эксперименты могут быть использованы для подготовки к реальным лабораторным занятиям, что позволит учащимся заранее ознакомиться с процессом и уменьшить уровень стресса, связанного с работой в реальной лаборатории.
Методические рекомендации для учителей химии включают в себя создание разнообразных сценариев для экспериментов, использование интерактивных методов обучения и вовлечение учащихся в активную исследовательскую деятельность. Например, можно предложить им самостоятельно разработать эксперимент по исследованию свойств различных веществ. Это не только позволит им применить теоретические знания, но и развить креативное мышление, поскольку им нужно будет придумать и обосновать свою гипотезу, спланировать этапы эксперимента и представить результаты работы.
Также полезно использовать игровые элементы в процессе обучения. Например, создание «химической квест-игры», где учащиеся, выполняя различные экспериментальные задания, должны будут разгадать загадку или решить определенную задачу. Это сделает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим, что, в свою очередь, повысит интерес к предмету.
Кроме того, учителю стоит обратить внимание на важность безопасности при проведении химических экспериментов. Учащиеся должны быть осведомлены о правилах поведения в лаборатории, о том, как правильно использовать химические вещества и оборудование. Это поможет предотвратить несчастные случаи и создаст атмосферу уважения к материалу и процессу.
Таким образом, химический эксперимент является основой формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий. Он развивает критическое мышление, аналитические навыки и командную работу, что делает обучение химии более увлекательным и эффективным. Успешная организация экспериментальной деятельности на уроках химии позволяет не только углубить понимание предмета, но и подготовить учащихся к будущей профессиональной жизни, сделав их более уверенными и активными участниками учебного процесса. Важно, чтобы учителя химии использовали разнообразные методы и подходы, чтобы сделать процесс обучения максимально интересным и полезным для своих учеников.
Список литературы
Гуламова
, М. Б. Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач / М. Б.
Гуламова
, Б. Б. Рахимов. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 782-783. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32003/ (дата обращения: 24.10.2024).
Мельничук О
.
А
.
, Космодемьянская С
.
С
.
Подготовка учителя химии: современный химический эксперимент в исследовательской работе
обучающихся
// НАУ. 2020. №61-4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchitelya-himii-sovremennyy-himicheskiy-eksperiment-v-issledovatelskoy-rabote-obuchayuschihsya (дата обращения: 24.10.2024).
Халикова
Ф.Д., Ганиева Р.Й.
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся девятых классов на уроках химии средствами демонстрационного эксперимента
// Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 191-196;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37722 (дата обращения: 24.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат