Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы и средства формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии. Работа №73556

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы и средства формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии
Работа:

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

 

Иващенко Виктория Евгеньевна, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Курильска

имени Героя Российской Федерации

Эдуарда Доржиевича Норполова

 

Аннотация: Статья посвящена методам и средствам формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках химии. В условиях современного образования важным аспектом является развитие критического мышления, умения анализировать и интерпретировать информацию, а также применять полученные знания в практической деятельности. Рассматриваются методы активного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, а также проектная деятельность как ключевые компоненты в обучении химии. Статья адресована учителям химии, стремящимся повысить уровень естественнонаучной грамотности своих учащихся.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, уроки химии, методы обучения, активные методы, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

 

В последние годы образовательные стандарты предъявляют высокие требования к уровню естественнонаучной грамотности обучающихся. Естественнонаучная грамотность включает в себя не только знание фактов и понятий, но и умение применять эти знания в различных ситуациях, решать практические задачи и проводить эксперименты. В этом контексте уроки химии представляют собой уникальную возможность для формирования таких компетенций, поскольку химия как наука тесно связана с экспериментальной деятельностью и повседневной жизнью.

Одним из эффективных методов формирования естественнонаучной грамотности является использование активных методов обучения. К ним относятся проблемное обучение, исследования, дискуссии, работа в группах и проектная деятельность. Применение активных методов позволяет вовлечь учащихся в процесс обучения, развивать их критическое мышление и способность к самостоятельному анализу. Например, во время проведения уроков по теме «Химические реакции» можно организовать обсуждение различных типов реакций, используя проблемные задания, которые требуют от учащихся не только теоретических знаний, но и практических навыков.

Проблемное обучение позволяет учащимся исследовать и анализировать реальные научные проблемы, что способствует развитию естественнонаучной грамотности. Учитель может предложить учащимся рассмотреть, например, проблему загрязнения окружающей среды и ее связь с химическими процессами. Учащиеся, работая в группах, смогут провести исследование, собрать информацию и предложить способы решения данной проблемы. Этот подход развивает навыки работы в команде, критического мышления и аналитического подхода.

Важным аспектом формирования естественнонаучной грамотности является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные образовательные платформы и виртуальные лаборатории позволяют учащимся проводить эксперименты, не покидая класса. Это особенно важно в условиях ограниченных ресурсов, когда нет возможности провести все необходимые практические занятия. Использование интерактивных симуляций и программ позволяет ученикам визуализировать химические процессы, что значительно упрощает их понимание. Кроме того, ИКТ могут служить средством для организации дистанционного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Проектная деятельность также является важным инструментом формирования естественнонаучной грамотности. Проекты могут быть направлены на изучение актуальных научных проблем, исследование химических свойств веществ или разработку новых технологий. В процессе работы над проектами учащиеся учатся планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, проводить эксперименты и анализировать результаты. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию креативного мышления и инициативы у учащихся.

Одним из примеров успешной реализации проектной деятельности может быть исследование свойств натуральных и синтетических красителей. Учащиеся могут сравнить их химический состав, а также оценить влияние на окружающую среду. В результате такой работы они не только углубят свои знания о химических свойствах веществ, но и сформируют представление о важности экологических аспектов в химии.

Не менее важным является развитие навыков критического мышления у учащихся. Важно, чтобы учащиеся умели анализировать и интерпретировать информацию, делать выводы и обосновывать свои мнения. Для этого учитель может организовывать обсуждения на уроках, где ученики будут делиться своими взглядами на разные химические явления и процессы. Также полезно использовать методы оценки, которые помогут учащимся критически осмысливать свои достижения и недостатки.

Таким образом, формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии требует комплексного подхода, включающего активные методы обучения, использование информационно-коммуникационных технологий и проектную деятельность. Эти методы помогают создать динамичную образовательную среду, в которой учащиеся могут развивать свои знания и навыки, необходимые для успешного освоения химии и других естественнонаучных дисциплин. Применение таких методов способствует повышению интереса учащихся к предмету, а также формированию необходимых компетенций для их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Важно отметить, что роль учителя в этом процессе остается ключевой. Учитель должен быть не только носителем знаний, но и организатором образовательного процесса, способным создать условия для активной познавательной деятельности учащихся. Разработка интересных и актуальных заданий, применение современных технологий и методов обучения позволят добиться высоких результатов в формировании естественнонаучной грамотности у обучающихся.

Таким образом, успешная реализация методов и средств формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии требует от учителей постоянного профессионального роста, готовности к экспериментам в образовательном процессе и к внедрению инновационных подходов в обучение. Это, в свою очередь, позволит ученикам не только получить качественные знания, но и развить навыки, необходимые для жизни в современном обществе.

 

Список литературы

 

Веселова, Л. А. Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии / Л. А. Веселова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108507/ (дата обращения: 24.10.2024).

Грумова

Н.А. Методы и средства формирования естественнонаучной грамотности учащихся при обучении химии // Школа будущего. – 2021. - №4. – С. 62-73.

Зеленцова В

.

А

.

,

Павлютенко

А

.

И

.

Формирование у обучающихся естественно-научной грамотности на уроках химии

// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. №1 (17). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti-na-urokah-himii (дата обращения: 24.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×