МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Иващенко Виктория Евгеньевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Курильска
имени Героя Российской Федерации
Эдуарда Доржиевича Норполова
Аннотация: Статья посвящена методам и средствам формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках химии. В условиях современного образования важным аспектом является развитие критического мышления, умения анализировать и интерпретировать информацию, а также применять полученные знания в практической деятельности. Рассматриваются методы активного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, а также проектная деятельность как ключевые компоненты в обучении химии. Статья адресована учителям химии, стремящимся повысить уровень естественнонаучной грамотности своих учащихся.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, уроки химии, методы обучения, активные методы, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.
В последние годы образовательные стандарты предъявляют высокие требования к уровню естественнонаучной грамотности обучающихся. Естественнонаучная грамотность включает в себя не только знание фактов и понятий, но и умение применять эти знания в различных ситуациях, решать практические задачи и проводить эксперименты. В этом контексте уроки химии представляют собой уникальную возможность для формирования таких компетенций, поскольку химия как наука тесно связана с экспериментальной деятельностью и повседневной жизнью.
Одним из эффективных методов формирования естественнонаучной грамотности является использование активных методов обучения. К ним относятся проблемное обучение, исследования, дискуссии, работа в группах и проектная деятельность. Применение активных методов позволяет вовлечь учащихся в процесс обучения, развивать их критическое мышление и способность к самостоятельному анализу. Например, во время проведения уроков по теме «Химические реакции» можно организовать обсуждение различных типов реакций, используя проблемные задания, которые требуют от учащихся не только теоретических знаний, но и практических навыков.
Проблемное обучение позволяет учащимся исследовать и анализировать реальные научные проблемы, что способствует развитию естественнонаучной грамотности. Учитель может предложить учащимся рассмотреть, например, проблему загрязнения окружающей среды и ее связь с химическими процессами. Учащиеся, работая в группах, смогут провести исследование, собрать информацию и предложить способы решения данной проблемы. Этот подход развивает навыки работы в команде, критического мышления и аналитического подхода.
Важным аспектом формирования естественнонаучной грамотности является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные образовательные платформы и виртуальные лаборатории позволяют учащимся проводить эксперименты, не покидая класса. Это особенно важно в условиях ограниченных ресурсов, когда нет возможности провести все необходимые практические занятия. Использование интерактивных симуляций и программ позволяет ученикам визуализировать химические процессы, что значительно упрощает их понимание. Кроме того, ИКТ могут служить средством для организации дистанционного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Проектная деятельность также является важным инструментом формирования естественнонаучной грамотности. Проекты могут быть направлены на изучение актуальных научных проблем, исследование химических свойств веществ или разработку новых технологий. В процессе работы над проектами учащиеся учатся планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, проводить эксперименты и анализировать результаты. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию креативного мышления и инициативы у учащихся.
Одним из примеров успешной реализации проектной деятельности может быть исследование свойств натуральных и синтетических красителей. Учащиеся могут сравнить их химический состав, а также оценить влияние на окружающую среду. В результате такой работы они не только углубят свои знания о химических свойствах веществ, но и сформируют представление о важности экологических аспектов в химии.
Не менее важным является развитие навыков критического мышления у учащихся. Важно, чтобы учащиеся умели анализировать и интерпретировать информацию, делать выводы и обосновывать свои мнения. Для этого учитель может организовывать обсуждения на уроках, где ученики будут делиться своими взглядами на разные химические явления и процессы. Также полезно использовать методы оценки, которые помогут учащимся критически осмысливать свои достижения и недостатки.
Таким образом, формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии требует комплексного подхода, включающего активные методы обучения, использование информационно-коммуникационных технологий и проектную деятельность. Эти методы помогают создать динамичную образовательную среду, в которой учащиеся могут развивать свои знания и навыки, необходимые для успешного освоения химии и других естественнонаучных дисциплин. Применение таких методов способствует повышению интереса учащихся к предмету, а также формированию необходимых компетенций для их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Важно отметить, что роль учителя в этом процессе остается ключевой. Учитель должен быть не только носителем знаний, но и организатором образовательного процесса, способным создать условия для активной познавательной деятельности учащихся. Разработка интересных и актуальных заданий, применение современных технологий и методов обучения позволят добиться высоких результатов в формировании естественнонаучной грамотности у обучающихся.
Таким образом, успешная реализация методов и средств формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии требует от учителей постоянного профессионального роста, готовности к экспериментам в образовательном процессе и к внедрению инновационных подходов в обучение. Это, в свою очередь, позволит ученикам не только получить качественные знания, но и развить навыки, необходимые для жизни в современном обществе.
Список литературы
Веселова, Л. А. Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии / Л. А. Веселова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108507/ (дата обращения: 24.10.2024).
Грумова
Н.А. Методы и средства формирования естественнонаучной грамотности учащихся при обучении химии // Школа будущего. – 2021. - №4. – С. 62-73.
Зеленцова В
.
А
.
,
Павлютенко
А
.
И
.
Формирование у обучающихся естественно-научной грамотности на уроках химии
// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. №1 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti-na-urokah-himii (дата обращения: 24.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат