ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Орёл Людмила Саматовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Советское Долинского района Сахалинской области
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения дифференцированного подхода при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Дифференциация образовательного процесса позволяет учителям учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, адаптируя учебные задания и методы преподавания под уровень возможностей и потребностей обучающихся. В статье приводятся примеры эффективных методик, а также рассмотрена роль учителя в создании инклюзивной образовательной среды.
Ключевые слова: дифференцированный подход, учащиеся с ОВЗ, начальная школа, инклюзивное образование, адаптация, индивидуализация обучения.
Современная образовательная система нацелена на создание инклюзивной среды, где каждый ребёнок, независимо от его особенностей, имеет возможность получать качественное образование. Одной из ключевых задач начальной школы является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), требующая применения дифференцированного подхода. Дифференциация помогает учителям разрабатывать и применять индивидуальные образовательные маршруты, которые учитывают физические, психологические и познавательные особенности каждого учащегося. В этой статье рассмотрим основные принципы дифференцированного подхода и предложим рекомендации для эффективной работы с учащимися с ОВЗ.
Значение дифференцированного подхода для обучения детей с ОВЗ
Дифференцированный подход заключается в адаптации учебных заданий, форм подачи материала и требований к обучающимся в зависимости от их способностей и уровня развития. В начальных классах, когда дети только начинают осваивать базовые навыки, такие как чтение, письмо и счёт, важно не только предоставить знания, но и сделать это доступным способом для каждого.
Для детей с ОВЗ могут быть характерны различные формы нарушений — сенсорные, двигательные, интеллектуальные или эмоционально-волевые. В зависимости от особенностей здоровья ребёнка важно обеспечить индивидуальный подход, который будет учитывать его способности и создавать условия для успешного обучения.
Основные принципы дифференцированного подхода:
Индивидуализация заданий
Учитель должен учитывать уровень подготовки и особенности каждого ребёнка. Например, если один ученик испытывает трудности с письмом, ему можно предложить устную форму задания, в то время как другой ученик будет выполнять письменные задания с облегчённым объёмом материала. Индивидуальные задания помогают избежать перегрузки и снижения мотивации.
Гибкость методов обучения
В зависимости от потребностей ребёнка учитель может использовать различные методики. Для детей с нарушениями слуха можно применять визуальные методы, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата — мультимедийные технологии, а для детей с интеллектуальными нарушениями — игровые и практические задания, которые помогут лучше усваивать материал через действие.
Темп обучения
Каждый ребёнок усваивает знания в своём темпе. Учителю важно гибко регулировать темп урока, предлагая детям, которые быстрее справляются с заданиями, дополнительные задания, а тем, кто нуждается в большем времени, — поддержку и облегчённые версии упражнений.
Методы и приёмы дифференцированного обучения для детей с ОВЗ
Для успешного внедрения дифференцированного подхода в начальной школе необходимо использовать различные методики и приёмы, которые помогут учителю организовать учебный процесс с учётом индивидуальных потребностей учащихся.
Игровые методы
Дидактические игры позволяют детям с ОВЗ легче воспринимать информацию, так как игровая форма обучения снижает тревожность и стимулирует познавательную активность. Например, при обучении счёту можно использовать карточные игры, а для развития речи — ролевые игры с предметами.
Групповая работа
Включение детей с ОВЗ в групповую деятельность помогает им развивать коммуникативные навыки и получать поддержку от сверстников. Важно организовать группы таким образом, чтобы задания были посильны для всех участников, а взаимодействие в группе способствовало взаимопомощи и включению всех учащихся в активную работу.
Использование мультимедийных технологий
Интерактивные доски, обучающие программы и видеоуроки помогают учащимся с ОВЗ лучше усваивать материал, так как они делают учебный процесс более наглядным и увлекательным. Для детей с нарушениями слуха можно использовать обучающие видео с субтитрами, а для детей с нарушениями зрения — аудиоматериалы.
Создание адаптированных учебных материалов
Учителю важно разрабатывать задания разного уровня сложности. Например, для учащихся с нарушениями интеллекта можно предлагать задания с наглядными примерами, простыми вопросами и пошаговыми инструкциями. Также полезно использовать крупный шрифт и яркие иллюстрации для детей с нарушениями зрения.
Роль учителя в создании инклюзивной образовательной среды
Учитель начальных классов играет ключевую роль в создании условий, в которых каждый ребёнок чувствует себя частью коллектива и успешно справляется с учебными заданиями. Для этого важно:
Создать атмосферу принятия и поддержки
Дети с ОВЗ могут чувствовать себя изолированными или неуверенными в себе. Задача учителя — создать инклюзивную среду, где каждый ученик будет чувствовать свою значимость и поддержку.
Сотрудничество с родителями и специалистами
Для успешной реализации дифференцированного подхода учителю важно работать в тесном взаимодействии с родителями и другими специалистами — логопедами, психологами, дефектологами. Совместная работа помогает лучше понять потребности ребёнка и разрабатывать более эффективные методы обучения.
Постоянное профессиональное развитие
Дифференцированное обучение требует от учителя готовности к постоянному обучению и совершенствованию своих профессиональных навыков. Учителям важно быть в курсе современных методик и технологий, которые помогут им работать с учащимися с ОВЗ.
Дифференцированный подход при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья — это неотъемлемая часть инклюзивного образования. Правильное использование этого подхода помогает каждому ребёнку реализовать свой потенциал и получить качественное образование в условиях, соответствующих его индивидуальным возможностям. Учитель играет ключевую роль в создании адаптированной образовательной среды, где каждый ученик, независимо от своих особенностей, чувствует себя включённым и поддержанным.
Список литературы
Абдуллаева Наиля
Ильдусовна
, Инкина
Южанна
Михайловна,
Курбангалиева
Юлия Юрьевна Особенности вхождения детей с расстройствами аутистического спектра в школьное пространство // Гуманитарные науки.
2019. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vhozhdeniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-shkolnoe-prostranstvo
Носенко Надежда Петровна Содержание модели совершенствования физических качеств, навыков сенсорного восприятия, речевого развития у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Научный журнал
КубГАУ
.
2017. №125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-modeli-sovershenstvovaniya-fizicheskih-kachestv-navykov-sensornogo-vospriyatiya-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo
Соловьева М. В., Мельникова Н. Ю. Модель совершенствования физических качеств и навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Ученые записки университета Лесгафта.
2020. №9 (187). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-sovershenstvovaniya-fizicheskih-kachestv-i-navykov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-rasstroystvami-autisticheskogo
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат