РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Казыханова Эльнара Фидусовна, учитель
МБОУ СОШ с. Иванаево, Республика Башкортостан
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков у учащихся на уроках английского языка. В условиях глобализации и роста международной коммуникации владение языком становится важным навыком, требующим активного использования в различных жизненных ситуациях. В статье рассматриваются методы и подходы, способствующие формированию коммуникативных навыков, такие как игровые технологии, проектная деятельность, диалоговые практики и другие активные методы обучения. Также акцентируется внимание на значении создания мотивирующей и поддерживающей образовательной среды, которая будет способствовать развитию уверенности учащихся в использовании языка.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, английский язык, активные методы обучения, диалоговые практики, проектная деятельность.
В современном мире коммуникативные навыки играют ключевую роль в обучении иностранным языкам, особенно в контексте изучения английского языка. Владение английским как международным языком общения требует не только знаний грамматики и лексики, но и способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Основная цель уроков английского языка заключается в формировании этих навыков у учащихся, что позволит им уверенно использовать язык в различных ситуациях. В данной статье мы рассмотрим методы и подходы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, а также выделим ключевые аспекты, важные для успешного обучения.
Коммуникативные навыки включают в себя способность понимать и производить устную и письменную речь, а также эффективно взаимодействовать с собеседниками. Они играют важную роль в образовательном процессе и жизни учащихся:
Социальная адаптация: Умение общаться позволяет учащимся легко адаптироваться в новых социальных условиях.
Карьера: Коммуникативные навыки необходимы для успешной карьеры в любой области, особенно в международной.
Личностное развитие: Умение выражать свои мысли и идеи способствует развитию уверенности и критического мышления.
Рассмотрим методы и подходы к развитию коммуникативных навыков
Игровые технологии
.
Игровые технологии являются одним из наиболее эффективных
методов для развития коммуникативных навыков. Они позволяют создать неформальную атмосферу, в которой учащиеся могут свободно практиковать язык.
А) Ролевые игры: Учащиеся принимают на себя роли и взаимодействуют в ситуациях, приближенных к реальным. Это помогает развивать навыки общения и адаптации в различных социальных контекстах.
Б) Игры на развитие словарного запаса: Такие игры, как "20 вопросов" или "Словесные ассоциации", способствуют расширению лексического запаса и улучшению навыков спонтанной речи.
Проектная деятельность
.
Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися заданий, связанных с реальными ситуациями, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию коммуникативных навыков.
А) Командные проекты: Учащиеся работают в группах, что развивает навыки сотрудничества и общения. Например, проект по созданию видеоролика на английском языке позволяет учащимся совместно планировать, обсуждать идеи и делиться ролями.
Б) Исследовательские проекты: Работа над исследовательскими проектами позволяет учащимся углубиться в изучение темы и практиковать язык в контексте реальных исследований.
Диалоговые практики
.
Диалоговые практики являются важным элементом в обучении, поскольку они помогают учащимся научиться вести разговор, задавать
вопросы и выражать свои мысли.
А) Партнерские диалоги: Учащиеся работают в парах, обсуждая заданные темы. Это помогает им развивать навыки активного слушания и отвечать на вопросы собеседника.
Б) Групповые дискуссии: Организация дискуссий на актуальные темы способствует не только практике языка, но и формированию критического мышления и аргументации.
Создание поддерживающей образовательной среды является важным аспектом развития коммуникативных навыков.
Позитивная атмосфера: Учащиеся должны чувствовать с
ебя комфортно и уверенно, общаясь на иностранном языке. Учитель может поддерживать позитивный настрой, поощряя учащихся за любые попытки общения.
Обратная связь: Регулярная конструктивная обратная связь помогает учащимся понимать свои успехи и области для
улучшения.
Содержание уроков должно быть актуальным и интересным для учащихся.
Интересные темы: Учащиеся будут более вовлечены в процесс, если темы уроков соответствуют их интересам и потребностям. Использование современных технологий: Внедрение цифровых инструментов, таких как онлайн-платформы для общения, помогает создать интерактивную и увлекательную среду.
Оценка коммуникативных навыков должна быть комплексной и учитывать различные аспекты. Устная речь: Оценка включает в себя произношение, грамматическую правильность и использование словарного запаса. Аудирование: Учащиеся должны демонстрировать понимание на слух, что можно проверить с помощью аудиозаписей и последующих вопросов.
Самооценка и взаимная оценка являются важными элементами в процессе обучения. Рефлексия: Учащиеся могут анализировать свои достижения и определять области для улучшения. Обсуждение результатов: Учащиеся могут обмениваться мнениями о своих проектах и выступлениях, что способствует развитию критического мышления.
В заключение можно отметить, что развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка является важной задачей современного образования. Применение активных методов обучения, таких как игровые технологии, проектная деятельность и диалоговые практики, способствует формированию уверенности учащихся в использовании языка и развитию их критического мышления. Создание поддерживающей и мотивирующей образовательной среды играет ключевую роль в этом процессе. Внедрение описанных подходов и методов позволит учащимся не только овладеть английским языком, но и успешно применять его в жизни.
Список литературы
Борозенец
Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности неязыковых вузов средствами иностранного
языка
[
Текст] / Г.
К. Борозенец. - Тольятти, 2
020.
- 434 с.
Витлин Ж.Л. Проблемы обучения учащихся активному и пассивному владению языком.
[
Текст
] / Ж.Л.
Витлин
. //
Иностранные
языки
в
школе
. - 20
19
. - №3. С. 7-12
Вятютнев
М.Н. Понятие о языковой компетентности в лингвистике
и методике преподавания иностранных языков [Текст] / М.Н.
Вятютнев
//
Иностр
. яз.
вшк
. -
2022
. -№ 6.
С. 55
-64.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат