ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В РАМКАХ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Казыханова Эльнара Фидусовна, учитель
МБОУ СОШ с. Иванаево,
Республика Башкортостан
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования навыков контроля и самоконтроля у учащихся на уроках английского языка. Рассматриваются различные методы и приемы, которые учитель может использовать для развития этих навыков, такие как самооценка, рефлексия, работа с чек-листами, использование технологий и формирующего оценивания. Статья также акцентирует внимание на важности самоконтроля для развития автономии в обучении и повышения мотивации учащихся. Представлены рекомендации по интеграции этих методов в учебный процесс.
Ключевые слова: контроль, самоконтроль, английский язык, самооценка, рефлексия, учебный процесс, автономия в обучении, формирующее оценивание.
Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках английского языка играет важную роль в обучении учащихся. Эти навыки не только способствуют успешному усвоению учебного материала, но и помогают развивать у школьников чувство ответственности за собственное обучение, повышают их мотивацию и способность к самостоятельной работе. В условиях современного образования, где автономия учащихся становится одной из ключевых компетенций, умение контролировать и корректировать свою учебную деятельность становится особенно актуальным.
На уроках английского языка навыки контроля и самоконтроля проявляются в различных формах: проверка выполненных заданий, оценка правильности ответов, работа с тестами и заданиями на понимание, а также рефлексия над своими ошибками. Важно, чтобы учитель не только формировал у учащихся эти навыки, но и создавал условия, в которых школьники могут осознанно подходить к оценке своих успехов и трудностей.
Контроль и самоконтроль в учебной деятельности способствуют более осознанному и эффективному процессу обучения. В английском языке, где требуется постоянная практика всех видов речевой деятельности — аудирования, говорения, чтения и письма, — регулярный контроль знаний помогает учащимся оценивать свой прогресс, а самоконтроль — корректировать свою учебную стратегию.
1. Контроль со стороны учителя — это важный элемент обучения, который позволяет выявить успехи и трудности учащихся на каждом этапе освоения учебного материала. Регулярный контроль помогает учителю корректировать учебный процесс, подстраивая его под индивидуальные потребности и уровень подготовки учащихся.
2. Навыки самоконтроля помогают учащимся осознавать свою ответственность за процесс обучения, развивают способность к самооценке и самоорганизации. Ученики, которые умеют самостоятельно оценивать свои успехи и ошибки, более мотивированы и готовы к самостоятельной работе. Самоконтроль формирует у учащихся уверенность в своих силах, что особенно важно при изучении иностранного языка.
Рассмотрим методы формирования навыков контроля и самоконтроля на уроках английского языка.
1. Самооценка и рефлексия. Одним из ключевых методов формирования самоконтроля является самооценка. Учащимся можно предложить регулярно оценивать свои результаты после выполнения заданий. Например, они могут использовать специальные чек-листы, где отмечают, насколько хорошо они справились с тем или иным видом работы (например, грамматическим упражнением или аудированием). Это помогает учащимся осознанно подходить к своим успехам и корректировать действия, если что-то пошло не так.
Также важно развивать у учащихся навыки рефлексии. Это может быть обсуждение, что оказалось трудным в уроке, над чем нужно работать, а что было выполнено успешно. Рефлексия помогает детям анализировать свой прогресс и ставить конкретные цели для дальнейшего обучения.
2. Использование чек-листов и тестов для самоконтроля. Чек-листы являются эффективным инструментом для самоконтроля. Они помогают учащимся самостоятельно проверять свою работу и осознавать, что именно требуется для успешного выполнения задания.
Например, после написания эссе ученики могут использовать чек-лист, который включает такие критерии, как грамматическая правильность, лексическая точность, структура текста и логика изложения. Это помогает формировать более осознанное отношение к своей работе.
Также полезно включать в уроки регулярные тесты для самоконтроля, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно. Это может быть как тестирование по пройденной теме, так и выполнение заданий на проверку грамматики, лексики или аудирования. Тесты для самоконтроля позволяют учащимся проверить уровень своих знаний и выявить слабые места.
3. Формирующее оценивание. Формирующее оценивание на уроках английского языка — это процесс, в ходе которого учитель и учащиеся совместно работают над развитием навыков и достижением целей. Основная цель формирующего оценивания — не только выявить успехи и недостатки учащихся, но и помочь им понять, как они могут улучшить свои результаты.
Учитель может проводить регулярные мини-оценки после каждого этапа урока, предоставляя учащимся обратную связь. Важно, чтобы обратная связь была конструктивной и включала рекомендации для дальнейшего прогресса. Например, после выполнения устного задания учитель может указать на сильные стороны ответа учащегося (правильное использование грамматики, богатый словарный запас) и предложить сфокусироваться на улучшении произношения или фразеологии.
4. Использование технологий для самоконтроля. Современные цифровые технологии предоставляют широкие возможности для развития навыков самоконтроля. Существуют онлайн-платформы, где учащиеся могут самостоятельно проверять свои знания и выполнять тесты по различным темам английского языка. Примеры таких платформ: Duolingo, Quizlet, и British Council. Эти инструменты позволяют учащимся заниматься самопроверкой в удобное для них время и темпе, что повышает их автономию и мотивацию к обучению.
Кроме того, учитель может использовать образовательные приложения для создания интерактивных тестов, где учащиеся сразу получают обратную связь и могут видеть свои ошибки. Такой подход позволяет не только проводить контроль знаний, но и стимулирует самообучение.
Для эффективного формирования навыков контроля и самоконтроля на уроках английского языка учителю важно учитывать следующие рекомендации:
1. Учитель должен поощрять самостоятельную работу учащихся, предоставляя им задания, которые требуют анализа и самопроверки. Важно, чтобы задания были разнообразными и направленными на развитие различных видов речевой деятельности.
2. Обратная связь от учителя должна быть регулярной, подробной и направленной на развитие. Учащимся важно понимать, в чем их сильные стороны и какие аспекты требуют доработки. При этом важно давать конкретные рекомендации, как можно улучшить свои результаты.
3. Самооценка должна стать неотъемлемой частью учебного процесса. Учащимся следует регулярно давать возможность оценивать свои результаты, сравнивать их с ранее достигнутыми и ставить цели для дальнейшего развития.
4. Интеграция цифровых технологий в учебный процесс делает его более интересным и продуктивным. Учитель может использовать онлайн-платформы для контроля знаний и самоконтроля, что позволит ученикам заниматься дома в удобное для них время.
В заключение следует отметить, что формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках английского языка является важным элементом успешного обучения. Эти навыки помогают учащимся осознавать свою ответственность за процесс обучения, мотивируют их к самостоятельной работе и способствуют развитию автономии. Учителям важно интегрировать в учебный процесс методы самооценки, формирующего оценивания и использовать современные технологии для поддержания интереса и мотивации учащихся. Такой подход позволит школьникам более осознанно подходить к изучению английского языка и добиваться высоких результатов.
Список литературы
1. Андреева, Л. В. Формирующее оценивание в обучении иностранным языкам: опыт и перспективы // Образовательные технологии и общество. — 2020. — № 3. — С. 45-50.
2. Бакланова, Н. М. Современные подходы к формированию навыков контроля на уроках английского языка // Вопросы педагогики. — 2021. — № 4. — С. 22-28.
3. Егорова, О. С. Роль самоконтроля в обучении иностранным языкам: теория и практика // Иностранные языки в школе. — 2019. — № 6. — С. 12-17.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат