Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование языковой компетенции обучающихся на уроках русского языка. Работа №73584

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование языковой компетенции обучающихся на уроках русского языка
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Подстепная Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Счастьенская санаторная школа-интернат»

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования языковой компетенции у обучающихся на уроках русского языка. Рассматриваются основные компоненты языковой компетенции, такие как фонетическая, лексическая, грамматическая и орфографическая, а также методы и приемы, способствующие их развитию. Акцентируется внимание на роли активных методов обучения, взаимодействия с текстами и использовании современных технологий. Статья предназначена для учителей, стремящихся повысить уровень языковой компетенции своих учеников.

Ключевые слова: языковая компетенция, русский язык, фонетика, лексика, грамматика, активные методы обучения, современные технологии.

 

Формирование языковой компетенции у обучающихся на уроках русского языка является одной из ключевых задач современного образования. Языковая компетенция включает в себя не только знание правил и норм языка, но и способность применять их в различных контекстах. Это понятие можно разделить на несколько основных компонентов: фонетическую, лексическую, грамматическую и орфографическую компетенции. Каждый из этих компонентов важен для успешного общения и выражения своих мыслей на русском языке.

Фонетическая компетенция охватывает умение правильно произносить звуки, интонировать фразы и оформлять свою речь с учетом ритмики и пауз. Для ее формирования необходимо использовать различные методы, включая аудирование и повторение, фонетические упражнения и игры. Например, в ходе уроков можно проводить фонетические диктанты, в которых ученики не только записывают текст, но и обращают внимание на правильное произношение отдельных слов. Важно, чтобы учащиеся осваивали не только отдельные звуки, но и их сочетания, а также особенности ударения в словах.

Лексическая компетенция подразумевает владение словарным запасом и умение использовать слова в различных контекстах. Для ее развития можно применять такие методы, как работа с синонимами и антонимами, составление словарей и карточек. Учащиеся могут вести тематические словари, что способствует не только запоминанию новых слов, но и их активному использованию в речи. При этом полезно проводить занятия, на которых ученики должны будут описать предметы или явления, используя как можно больше различных слов и выражений. Это развивает их креативность и умение точно передавать свои мысли.

Грамматическая компетенция включает в себя знание правил построения предложений, согласования слов, использования различных частей речи и построения синтаксических конструкций. Учебный процесс может быть значительно обогащен за счет применения интерактивных методов обучения, таких как групповые проекты и игры. Например, в ходе уроков можно использовать задания на составление предложений с определенными грамматическими конструкциями или разбором грамматических ошибок. Таким образом, учащиеся получают возможность практиковать свои навыки в реальных ситуациях, что значительно улучшает усвоение грамматических норм.

Орфографическая компетенция формируется через изучение правил написания слов, пунктуации и оформления текста. Для этого можно использовать различные упражнения, такие как орфографические диктанты и тесты, а также разработку проектов, где учащиеся должны правильно оформить текст и следовать установленным нормам. Важно прививать детям привычку к внимательному и осмысленному написанию, что способствует их уверенности при письме.

Современные технологии играют важную роль в формировании языковой компетенции. Использование интерактивных досок, онлайн-платформ и приложений позволяет сделать учебный процесс более динамичным и интересным. Учащиеся могут взаимодействовать с мультимедийными ресурсами, что помогает им лучше понимать материал и применять полученные знания на практике. Например, использование видеоуроков по произношению, онлайн-тестов по грамматике или словарных игр может значительно повысить уровень заинтересованности и вовлеченности учащихся в процесс обучения.

Активные методы обучения, такие как ролевые игры, дискуссии и проектные работы, также способствуют формированию языковой компетенции. Эти методы позволяют учащимся использовать язык в реальных жизненных ситуациях, развивают их коммуникативные навыки и уверенность в себе. Важно, чтобы учащиеся не только учились писать и говорить, но и имели возможность общаться друг с другом, выражать свои мысли и обсуждать интересующие их темы. Это создает атмосферу сотрудничества и обмена мнениями, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию языка.

Не менее важным является и создание комфортной и мотивирующей образовательной среды. Учитель должен активно поддерживать учеников, отмечая их успехи и помогая им преодолевать трудности. Важно, чтобы каждый учащийся чувствовал свою значимость и понимал, что его мнение и его достижения важны для общего процесса обучения. Это позволит создать положительную атмосферу, в которой ученики будут готовы учиться и развиваться.

Таким образом, формирование языковой компетенции на уроках русского языка требует комплексного подхода и использования различных методов и средств обучения. Фонетическая, лексическая, грамматическая и орфографическая компетенции являются основополагающими для успешного общения на русском языке. Применение активных методов обучения, современных технологий и создание поддерживающей образовательной среды помогут учащимся не только овладеть языком, но и развить уверенность в своих силах, что является залогом их успешности в дальнейшем.

 

Список литературы

 

Граф Т

.

А

.

Графический диктант как средство формирования языковой компетенции и развития логического мышления обучаемых // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2017. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-diktant-kak-sredstvo-formirovaniya-yazykovoy-kompetentsii-i-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-obuchaemyh (дата обращения: 24.10.2024).

Мочульская А. В.

Способы формирования лингвистической и

культуроведческой

компетенций на уроках русского языка

// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-formirovaniya-lingvisticheskoy-i-kulturovedcheskoy-kompetentsiy-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 24.10.2024).

Мязина

, Т. А. Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы (выступление на МО словесников) / Т. А.

Мязина

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 907-910. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27185/ (дата обращения: 24.10.2024).

Плетнева Н. А. Формирование лингвистических компетенций на уроках русского языка в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11-4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskih-kompetentsiy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole (дата обращения: 24.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×