ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Подстепная Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Счастьенская санаторная школа-интернат»
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования языковой компетенции у обучающихся на уроках русского языка. Рассматриваются основные компоненты языковой компетенции, такие как фонетическая, лексическая, грамматическая и орфографическая, а также методы и приемы, способствующие их развитию. Акцентируется внимание на роли активных методов обучения, взаимодействия с текстами и использовании современных технологий. Статья предназначена для учителей, стремящихся повысить уровень языковой компетенции своих учеников.
Ключевые слова: языковая компетенция, русский язык, фонетика, лексика, грамматика, активные методы обучения, современные технологии.
Формирование языковой компетенции у обучающихся на уроках русского языка является одной из ключевых задач современного образования. Языковая компетенция включает в себя не только знание правил и норм языка, но и способность применять их в различных контекстах. Это понятие можно разделить на несколько основных компонентов: фонетическую, лексическую, грамматическую и орфографическую компетенции. Каждый из этих компонентов важен для успешного общения и выражения своих мыслей на русском языке.
Фонетическая компетенция охватывает умение правильно произносить звуки, интонировать фразы и оформлять свою речь с учетом ритмики и пауз. Для ее формирования необходимо использовать различные методы, включая аудирование и повторение, фонетические упражнения и игры. Например, в ходе уроков можно проводить фонетические диктанты, в которых ученики не только записывают текст, но и обращают внимание на правильное произношение отдельных слов. Важно, чтобы учащиеся осваивали не только отдельные звуки, но и их сочетания, а также особенности ударения в словах.
Лексическая компетенция подразумевает владение словарным запасом и умение использовать слова в различных контекстах. Для ее развития можно применять такие методы, как работа с синонимами и антонимами, составление словарей и карточек. Учащиеся могут вести тематические словари, что способствует не только запоминанию новых слов, но и их активному использованию в речи. При этом полезно проводить занятия, на которых ученики должны будут описать предметы или явления, используя как можно больше различных слов и выражений. Это развивает их креативность и умение точно передавать свои мысли.
Грамматическая компетенция включает в себя знание правил построения предложений, согласования слов, использования различных частей речи и построения синтаксических конструкций. Учебный процесс может быть значительно обогащен за счет применения интерактивных методов обучения, таких как групповые проекты и игры. Например, в ходе уроков можно использовать задания на составление предложений с определенными грамматическими конструкциями или разбором грамматических ошибок. Таким образом, учащиеся получают возможность практиковать свои навыки в реальных ситуациях, что значительно улучшает усвоение грамматических норм.
Орфографическая компетенция формируется через изучение правил написания слов, пунктуации и оформления текста. Для этого можно использовать различные упражнения, такие как орфографические диктанты и тесты, а также разработку проектов, где учащиеся должны правильно оформить текст и следовать установленным нормам. Важно прививать детям привычку к внимательному и осмысленному написанию, что способствует их уверенности при письме.
Современные технологии играют важную роль в формировании языковой компетенции. Использование интерактивных досок, онлайн-платформ и приложений позволяет сделать учебный процесс более динамичным и интересным. Учащиеся могут взаимодействовать с мультимедийными ресурсами, что помогает им лучше понимать материал и применять полученные знания на практике. Например, использование видеоуроков по произношению, онлайн-тестов по грамматике или словарных игр может значительно повысить уровень заинтересованности и вовлеченности учащихся в процесс обучения.
Активные методы обучения, такие как ролевые игры, дискуссии и проектные работы, также способствуют формированию языковой компетенции. Эти методы позволяют учащимся использовать язык в реальных жизненных ситуациях, развивают их коммуникативные навыки и уверенность в себе. Важно, чтобы учащиеся не только учились писать и говорить, но и имели возможность общаться друг с другом, выражать свои мысли и обсуждать интересующие их темы. Это создает атмосферу сотрудничества и обмена мнениями, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию языка.
Не менее важным является и создание комфортной и мотивирующей образовательной среды. Учитель должен активно поддерживать учеников, отмечая их успехи и помогая им преодолевать трудности. Важно, чтобы каждый учащийся чувствовал свою значимость и понимал, что его мнение и его достижения важны для общего процесса обучения. Это позволит создать положительную атмосферу, в которой ученики будут готовы учиться и развиваться.
Таким образом, формирование языковой компетенции на уроках русского языка требует комплексного подхода и использования различных методов и средств обучения. Фонетическая, лексическая, грамматическая и орфографическая компетенции являются основополагающими для успешного общения на русском языке. Применение активных методов обучения, современных технологий и создание поддерживающей образовательной среды помогут учащимся не только овладеть языком, но и развить уверенность в своих силах, что является залогом их успешности в дальнейшем.
Список литературы
Граф Т
.
А
.
Графический диктант как средство формирования языковой компетенции и развития логического мышления обучаемых // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2017. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-diktant-kak-sredstvo-formirovaniya-yazykovoy-kompetentsii-i-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-obuchaemyh (дата обращения: 24.10.2024).
Мочульская А. В.
Способы формирования лингвистической и
культуроведческой
компетенций на уроках русского языка
// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-formirovaniya-lingvisticheskoy-i-kulturovedcheskoy-kompetentsiy-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 24.10.2024).
Мязина
, Т. А. Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы (выступление на МО словесников) / Т. А.
Мязина
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 907-910. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27185/ (дата обращения: 24.10.2024).
Плетнева Н. А. Формирование лингвистических компетенций на уроках русского языка в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskih-kompetentsiy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole (дата обращения: 24.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат