Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Применение наблюдения как метода диагностики в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ. Работа №73604

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Применение наблюдения как метода диагностики в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ
Работа:

ПРИМЕНЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Ходоровская Людмила Витальевна, педагог-психолог

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Демидовская школа-интернат". Демидовская территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г.Демидов, Смоленской области

Аннотация. В статье рассматривается применение наблюдения как метода диагностики в работе с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Обсуждаются основные подходы к организации наблюдения, его преимущества и недостатки, а также роль педагогов-психологов в этом процессе. Представлены рекомендации по проведению наблюдений, анализу полученных данных и их интеграции в образовательный процесс.

Ключевые слова: наблюдение, диагностика, дети раннего возраста, ограниченные возможности здоровья, педагог-психолог, школа-интернат.

Работа с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов-психологов особого подхода и внимательности. Одним из базовых методов диагностики в этой сфере является наблюдение, который позволяет получить целостную картину поведения и психического состояния ребенка в естественной среде. Наблюдение помогает выявить индивидуальные особенности развития, социальные навыки и поведенческие реакции, что крайне важно для дальнейшего планирования образовательного процесса и коррекционной работы.

Основные подходы к организации наблюдения

Наблюдение может быть организовано по различным моделям, в зависимости от целей и условий диагностики:

Структурированное наблюдение: В этом случае используются заранее определенные критерии и шкалы для оценки поведения и развития. Это позволяет систематизировать данные и повысить их надежность.

Неструктурированное наблюдение: Педагог-психолог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях без жесткой схемы. Этот подход больше подходит для изучения эмоционального фона и взаимодействия с окружающими.

Долговременное наблюдение: Это процесс, который включает наблюдение за ребенком на протяжении длительного времени, что позволяет выявить динамику изменений и тенденции в развитии.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимущества:

Непосредственность данных: Педагог получает информацию о поведении ребенка в реальных жизненных обстоятельствах.

Адаптация к индивидуальным особенностям: Наблюдение помогает выявить уникальные характеристики каждого ребенка.

Гибкость: Метод можно адаптировать под разные условия и ситуации.

Недостатки:

Субъективность: Оценка поведения может зависеть от личных взглядов наблюдателя.

Время и ресурсы: Долговременное и тщательное наблюдение требует значительных временных и человеческих ресурсов.

Влияние на ребенка: Наличие наблюдателя может изменить поведение ребенка, особенно в начале обследования.

Роль педагогов-психологов в процессе наблюдения

Педагоги-психологи играют ключевую роль в организации и проведении наблюдений. Их задача заключается не только в фиксации поведения, но и в анализе полученных данных, интерпретации результатов и разработке рекомендаций для образовательного процесса. Важно, чтобы психолог создавал доверительную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Для этого могут быть использованы игровые элементы, которые помогут снизить уровень тревожности.

Рекомендации по проведению наблюдений

Определение цели и задач: Перед началом наблюдения очень важно точно сформулировать его цели и задачи. Это позволит сосредоточиться на наиболее важных аспектах поведения.

Выбор условий наблюдения: Наблюдение следует проводить в среде, где ребенок чувствует себя в безопасности. Это могут быть как игровая комната, так и занятия в классе.

Использование шкал и форм: Разработка специальных шкал и бланков для записи даст возможность структурировать собранные данные и упростить их анализ.

Анализ и интерпретация данных: Полученные данные следует обрабатывать с учетом всех факторов, влияющих на поведение ребенка, включая его индивидуальные особенности и ситуацию.

Обсуждение результатов с коллегами: Совместный анализ результатов с другими специалистами поможет скорректировать психологические подходы и создать более интегрированную программу работы с ребенком.

Применение наблюдения как метода диагностики в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья является эффективным инструментом для выявления индивидуальных потребностей и особенностей развития. Данный метод позволяет осуществлять диагностику в естественных условиях, что значительно увеличивает надежность полученных данных. Педагог-психолог, обладая необходимыми знаниями и навыками, способен организовать процесс наблюдения так, чтобы он приносил максимальную пользу для ребенка и способствовал его развитию и адаптации в образовательной среде.

Список литературы

Симоненко Е. А. Основные направления деятельности социального педагога в школе-интернате // Социальная педагогика. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-sotsialnogo-pedagoga-v-shkole-internate

Тимофеева Т. Б., Овсянникова М. И. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната III, IV видов // Евразийский Союз Ученых. 2015. №8-2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-i-mediko-sotsialnoe-soprovozhdenie-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-shkoly

Шифнер Елена Александровна, Куанбекова Макпал Идрисовна, Абильдина Шуга Касымовна, Темирбекова Салтанат Султановна, Шифнер Анита Васильевна Особенности тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // ELS. 2024. №1 май. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×