Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Оценка уровня школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями: подходы и рекомендации. Работа №73605

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Оценка уровня школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями: подходы и рекомендации
Работа:

ОЦЕНКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НОЗОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ: ПОДХОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Ходоровская Людмила Витальевна, педагог-психолог

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Демидовская школа-интернат". Демидовская территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г.Демидов, Смоленской области

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оценки уровня школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями в контексте работы педагогов-психологов в школе-интернате. Обсуждаются основные признаки тревожности, ее влияние на образовательный процесс, а также подходы к диагностике и коррекции. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей.

Ключевые слова: школьная тревожность, дети с ОВЗ, нозологические нарушения, диагностика, психологическая коррекция, педагог-психолог, интернат.

Школьная тревожность — это распространённое явление, особенно среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и различными нозологическими нарушениями. Повышенный уровень тревожности может серьезно затруднять учебный процесс и мешать социализации детей. Задача педагогов-психологов в школе-интернате заключается в ранней диагностике и коррекции уровня тревожности, что позволит обеспечить комфортное образовательное окружение для всех учащихся.

Понятие школьной тревожности

Определение и виды тревожности

Школьная тревожность может быть определена как устойчивое эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением беспокойства, страха, напряжённости в отношении учебной деятельности и социальных взаимодействий. Основными видами тревожности у детей являются:

Общая тревожность — проявляется в повседневной жизни и может быть вызвана различными факторами, включая семейные проблемы, межличностные отношения и требования учебной программы.

Тестовая тревожность — возникает в ситуациях проверки знаний и может существенно негативно сказаться на результатах учебы.

Социальная тревожность — характерна для детей, испытывающих трудности в общении и адаптации к социальной среде.

Причины школьной тревожности

Причины школьной тревожности могут быть многообразны и включают как индивидуальные особенности личности, так и внешние факторы, такие как стиль общения с учителями и одноклассниками, учебная нагрузка, а также наличие нозологических нарушений (например, дислексия, аутизм, гиперактивность).

Подходы к диагностике уровня тревожности

Психодиагностические методы

Для оценки уровня школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями используются следующие методы:

Анкеты и опросники. Например, "Шкала тревожности детей Спилбергера" или "Шкала оценки тестовой тревожности".

Проективные методики. Тесты, основанные на проективном подходе, помогают выявить скрытые тревожные состояния через игру или рисование.

Наблюдение. Оценка поведения детей в учебной и социальной среде может дать дополнительную информацию о степени их тревожности.

Индивидуальный подход

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому оценка тревожности должна быть индивидуализированной. Необходимо учитывать не только диагноз, но и личные особенности, такие как уровень интеллекта, мотивацию и способность к самоанализу.

Рекомендации по работе с тревожными детьми

Стратегии коррекции

Коррекционная работа должна включать разные подходы, такие как:

Психотерапевтические методы. Психолог может использовать методы когнитивно-поведенческой терапии, которые помогают детям осознавать и изменять тревожные мысли.

Групповые занятия. Организация групп поддержки, где дети могут делиться опытом и прорабатывать трудные ситуации совместно.

Игровая терапия. С помощью игры дети могут безопасно выразить свои чувства и переживания.

Создание поддерживающей атмосферы

Важно создать в классе и в школьной среде атмосферу поддержки и понимания. Это можно сделать через:

Применение методик позитивного подкрепления.

Разработка индивидуальных планов обучения, адаптированных к нуждам конкретного ребенка.

Регулярные встречи с родителями, на которых обсуждаются успехи и возникающие проблемы.

Взаимодействие с родителями

Родители играют важную роль в снижении тревожности у детей. Рекомендуется:

Информировать родителей о признаках тревожности и способах ее коррекции.

Проводить совместные занятия и тренинги для родителей и детей.

Создать механизм обратной связи, чтобы родители могли делиться своими наблюдениями и успехами.

Оценка и коррекция школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями является важной задачей педагогов-психологов. Применение комплексных подходов и индивидуализированного подхода к каждому ребенку может значительно улучшить качество образовательного процесса и способствовать развитию уверенности и социальной адаптации у детей. Интеграция усилий педагогов, психологов и родителей поможет создать поддерживающую среду, способствующую снижению тревожности и успешной социализации учащихся.

Список литературы

Екжанова Елена Анатольевна Современное состояние специального и инклюзивного образования // Системная психология и социология. 2022. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-spetsialnogo-i-inklyuzivnogo-obrazovaniya

Королева Юлия Александровна Социально-психологические характеристики психологической безопасности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях инклюзивной школы-интерната) // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-psihologicheskoy-bezopasnosti-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v

Купченко В. Е., Зинченко С. Н. Особенности самооценки, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии // ОмГУ. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-trevozhnosti-i-empatii-u-mladshih-shkolnikov-s-raznym-urovnem-agressii).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×