ОЦЕНКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НОЗОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ: ПОДХОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Ходоровская Людмила Витальевна, педагог-психолог
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Демидовская школа-интернат". Демидовская территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г.Демидов, Смоленской области
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оценки уровня школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями в контексте работы педагогов-психологов в школе-интернате. Обсуждаются основные признаки тревожности, ее влияние на образовательный процесс, а также подходы к диагностике и коррекции. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей.
Ключевые слова: школьная тревожность, дети с ОВЗ, нозологические нарушения, диагностика, психологическая коррекция, педагог-психолог, интернат.
Школьная тревожность — это распространённое явление, особенно среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и различными нозологическими нарушениями. Повышенный уровень тревожности может серьезно затруднять учебный процесс и мешать социализации детей. Задача педагогов-психологов в школе-интернате заключается в ранней диагностике и коррекции уровня тревожности, что позволит обеспечить комфортное образовательное окружение для всех учащихся.
Понятие школьной тревожности
Определение и виды тревожности
Школьная тревожность может быть определена как устойчивое эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением беспокойства, страха, напряжённости в отношении учебной деятельности и социальных взаимодействий. Основными видами тревожности у детей являются:
Общая тревожность — проявляется в повседневной жизни и может быть вызвана различными факторами, включая семейные проблемы, межличностные отношения и требования учебной программы.
Тестовая тревожность — возникает в ситуациях проверки знаний и может существенно негативно сказаться на результатах учебы.
Социальная тревожность — характерна для детей, испытывающих трудности в общении и адаптации к социальной среде.
Причины школьной тревожности
Причины школьной тревожности могут быть многообразны и включают как индивидуальные особенности личности, так и внешние факторы, такие как стиль общения с учителями и одноклассниками, учебная нагрузка, а также наличие нозологических нарушений (например, дислексия, аутизм, гиперактивность).
Подходы к диагностике уровня тревожности
Психодиагностические методы
Для оценки уровня школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями используются следующие методы:
Анкеты и опросники. Например, "Шкала тревожности детей Спилбергера" или "Шкала оценки тестовой тревожности".
Проективные методики. Тесты, основанные на проективном подходе, помогают выявить скрытые тревожные состояния через игру или рисование.
Наблюдение. Оценка поведения детей в учебной и социальной среде может дать дополнительную информацию о степени их тревожности.
Индивидуальный подход
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому оценка тревожности должна быть индивидуализированной. Необходимо учитывать не только диагноз, но и личные особенности, такие как уровень интеллекта, мотивацию и способность к самоанализу.
Рекомендации по работе с тревожными детьми
Стратегии коррекции
Коррекционная работа должна включать разные подходы, такие как:
Психотерапевтические методы. Психолог может использовать методы когнитивно-поведенческой терапии, которые помогают детям осознавать и изменять тревожные мысли.
Групповые занятия. Организация групп поддержки, где дети могут делиться опытом и прорабатывать трудные ситуации совместно.
Игровая терапия. С помощью игры дети могут безопасно выразить свои чувства и переживания.
Создание поддерживающей атмосферы
Важно создать в классе и в школьной среде атмосферу поддержки и понимания. Это можно сделать через:
Применение методик позитивного подкрепления.
Разработка индивидуальных планов обучения, адаптированных к нуждам конкретного ребенка.
Регулярные встречи с родителями, на которых обсуждаются успехи и возникающие проблемы.
Взаимодействие с родителями
Родители играют важную роль в снижении тревожности у детей. Рекомендуется:
Информировать родителей о признаках тревожности и способах ее коррекции.
Проводить совместные занятия и тренинги для родителей и детей.
Создать механизм обратной связи, чтобы родители могли делиться своими наблюдениями и успехами.
Оценка и коррекция школьной тревожности у детей с различными нозологическими нарушениями является важной задачей педагогов-психологов. Применение комплексных подходов и индивидуализированного подхода к каждому ребенку может значительно улучшить качество образовательного процесса и способствовать развитию уверенности и социальной адаптации у детей. Интеграция усилий педагогов, психологов и родителей поможет создать поддерживающую среду, способствующую снижению тревожности и успешной социализации учащихся.
Список литературы
Екжанова Елена Анатольевна Современное состояние специального и инклюзивного образования // Системная психология и социология. 2022. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-spetsialnogo-i-inklyuzivnogo-obrazovaniya
Королева Юлия Александровна Социально-психологические характеристики психологической безопасности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях инклюзивной школы-интерната) // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-psihologicheskoy-bezopasnosti-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v
Купченко В. Е., Зинченко С. Н. Особенности самооценки, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии // ОмГУ. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-trevozhnosti-i-empatii-u-mladshih-shkolnikov-s-raznym-urovnem-agressii).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат