Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории посредством внедрения методов интерактивного обучения
Жуган Владислав Олегович
Студент 1 курса магистратуры, гр.6451д
ФГБОУ ВО "АлтГПУ"
Введение в образовательный процесс ФГОС СОО поставило перед образовательными учреждениями ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у учащихся компетенции, а также необходимость введения инновационных технологий в образовательный процесс дисциплин общеобразовательного цикла, проблему подготовки квалифицированных кадров для реализации образовательного процесса, проблему выбора эффективного метода обучения для организации учебного процесса.
Внедрение методов интерактивного обучения позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, усилит мотивацию образовательного процесса, повысит качество освоения учебного материала, позволит ориентироваться в изменяющихся условиях при условии подбора правильных методов проведения урока с учётом индивидуальных особенностей учащихся класса.
Учебные занятия – важнейшая составная часть учебного процесса, в ходе которого осуществляется подготовка учащихся по общеобразовательным дисциплинам. Обучение и воспитание – многогранное множество видов и форм учебных занятий. Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Для такой позиции характерны высокий уровень педагогического мышления, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьниками, а также способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном процессе получают активное распространение интерактивные технологии и методы обучения. Технология интерактивного обучения – это совокупность способов целенаправленного усиленного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.
Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающийся должен быть вовлечён в разнообразную деятельность. «Интерактив» означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к координации деятельности обучающихся на достижение целей занятия.
Таким образом, внедрение преподавателем интерактивных форм обучения на уроках истории можно рассматривать как одно из важнейших направлений в современном образовании. Использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению школьников, позволяющим более эффективно вовлечь их в активную познавательную деятельность, сделать доступным и интересным учебный материал, а главное лучше усвоенным.
Существуют различные классификации методов интерактивного обучения. Так, например, исследователь А.П. Панфилова предлагает такую классификацию методов интерактивного обучения:
- Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
- Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
- Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).
Определены следующие группы методов интерактивного обучения:
- Дискуссионные (дискуссия, дебаты, круглый стол, мозговой штурм)
- Игровые (методы эдьютеймента, деловая игра, ролевая игра)
- Ситуационные (кейс-метод, сторителлинг)
- Лекционные
- Тренинговые
- Проектный метод
Интерактивные методы обучения позволяют решить следующие учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
В практике получения образования поиск новых форм и методов происходит постоянно. Появление новых идей происходит путем наблюдения за окружающим миром, процессом деятельности людей в различных сферах, трансформации интересных методик и их адаптации к педагогической практике. Примером внедрения в педагогический процесс могут являться интерактивные уроки, проводимые в форме научно-практических конференций, виртуальных экскурсий, мастер-классов, театральных постановок, веб-квестов, защиты проектов, отражающих социально-значимые процессы и явления нашей жизни. Вхождение и погружение обучающегося в интерактивный урок позволяет почувствовать всю долю ответственности и осознания того, что, участвуя в данном процессе, приближенном к реальности, происходит приобретение жизненного опыта и успешная социализация.
Методом стимулирования творческой активности, способом быстрого включения всех учащихся класса в работу на основе свободного выражения своих мыслей является мозговой штурм.
Цель реализации метода мозгового штурма – создание условий обучения, при которых они могут почувствовать свою непосредственную вовлечённость в изучение проблематики вопроса, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Для примера можно взять обсуждение темы Русско-японской войны 1904-1905 гг. По современной программе она изучается в конце 9 класса, т.е. ученики уже вполне способны работать с текстовым, графическим и прочим материалом, делать логические выводы и вести обсуждение в группе.
Класс делится на две или три группы (третья будет нужна в качестве арбитров и помощников учителя. Если возникают сомнения в их возможной необъективности –от этой группы надо отказаться. Проще пригласить несколько человек из параллельного класса).
Перед началом «штурма» ставится проблема: «Русско-японская война: победа или поражение»? Вроде бы «всем известен» ответ: конечно же, поражение. Но, как это бывает в истории (практически всегда) – не все так однозначно. В течение нескольких лет в задания ЕГЭ по истории приводился отрывок из работы академика А.Сахарова, в котором приводились аргументы в пользу того, что прекращение боевых действий и подписание Портсмутского мира были больше необходимы как раз японской стороне. А Россия еще была способна вести боевые действия.
Каждой группе ставится задача: одна доказывает, что эта война стала практически катастрофой для царской России, другая – что катастрофы не случилось, и Япония проиграла в не меньшей степени.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу, что использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
– стимулирование творческой активности обучающихся;
– гармоничное сочетание теоретических знаний с практикой;
– активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;
– формирование у обучающихся собственного мнения по существу вопроса;
– формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
– взаимодействие между детьми, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Как и любой другой метод обучения, мозговой штурм имеет свои недостатки:
– при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них;
– «зацикливание» участников на однотипных идеях.
Для того чтобы этого избежать, педагогу необходимо своевременно координировать направления поиска. Рекомендуется при разделении участников учитывать их личностные характеристики и объединять их в группы разного уровня подготовленности.
Практика показала, что использование интерактивных форм и методов обучения в учебном процессе вызывает интерес у обучающихся и позволяет развивать у них аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать содержание учебного материала, достигать высокий уровень освоения учебного материала и успешно реализовывать ФГОС нового поколения.
Библиографический список
1. Алеева, Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
2. Ветошкина Т. А., Шнайдер Н. В. Активные и интерактивные методы обучения : метод. пособие. Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2011. 156 с.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
5. Ступина, С.Б. С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат