ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Глебова Инна Юрьевна, учитель начальных классов
МАОУ "Хулимсунтская СОШ с кадетскими и мариинскими классами"
Аннотация: В статье представлены эффективные методы и приёмы, направленные на развитие навыков выразительного чтения художественных произведений у младших школьников. Описываются педагогические подходы, которые помогают сформировать осознанное отношение к тексту, развить интонацию и эмоциональную выразительность. Подчёркивается важность формирования у детей чувства ритма и темпа, что способствует глубокому восприятию художественного текста и раскрытию его образной структуры. Статья будет полезна педагогам начальных классов для организации учебного процесса, направленного на развитие выразительности речи и навыков чтения.
Ключевые слова: выразительное чтение, начальная школа, интонация, художественные произведения, обучение чтению, осознанное восприятие текста.
Выразительное чтение является неотъемлемой частью обучения младших школьников, поскольку оно способствует развитию не только техники чтения, но и формирует эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие и обогащает словарный запас учащихся. Умение выразительно читать художественные произведения позволяет ребёнку глубже воспринимать текст, проникаться его содержанием, настроением и смыслом. Сформировать навыки выразительного чтения — задача комплексная и требует применения особых методов и приёмов, учитывающих возрастные особенности детей и их уровень развития.
Одним из первых и важнейших шагов на пути к выразительному чтению является работа над интонацией. Младшим школьникам порой сложно воспринимать и передавать настроение текста, поэтому учителю необходимо помогать детям находить подходящий эмоциональный тон. Один из методов — это чтение вслух с демонстрацией примеров учителем. Педагог может предложить детям закрыть глаза и послушать, как с помощью интонации и темпа можно передавать настроение текста. Затем учащиеся повторяют, стараясь уловить и передать интонационные особенности, подмеченные ими у учителя. Эта работа развивает интонационную гибкость, которая необходима для выразительного чтения.
Для обучения интонационной выразительности полезны упражнения, направленные на освоение ритмической и паузальной структуры текста. Простейшие упражнения на дыхание, к примеру, «дыхание паузами» (когда дети читают текст с преднамеренным замедлением, делая паузы в ключевых местах), способствуют выработке умения распределять дыхание и делать паузы в правильных местах. Это помогает избежать «монотонного» и механического чтения, характерного для начинающих читателей, и настраивает детей на передачу смысла с помощью пауз.
Работа над интонацией и паузацией тесно связана с пониманием текста. Учителю важно объяснить, что паузы могут передавать смысл и усиливать впечатление от прочитанного. Например, предлагая детям прочитать отрывок и после выделенного слова сделать паузу, учитель привлекает внимание к значению слов и фраз. Осознание этого помогает ученикам прочувствовать текст на более глубоком уровне, сделать чтение более осмысленным и выразительным.
Большое значение для развития выразительного чтения имеет работа с различными художественными жанрами. Например, при чтении стихотворений дети должны улавливать ритм и рифму, акцентируя внимание на этом. Учителю рекомендуется начинать с простых стихов, читая их вместе с детьми в ритмичном темпе, что помогает школьникам не только привыкнуть к звучанию, но и научиться выстраивать интонацию в соответствии с ритмической структурой произведения. Важно поощрять учеников к тому, чтобы они сами пробовали воспроизводить интонационный рисунок, найденный ими в стихах.
Помимо стихотворений, полезно читать с детьми диалоги и сценки, где можно работать над передачей разных характеров персонажей. Чтение по ролям развивает навыки эмоционального выражения, учит ребёнка передавать настроение, скрытое в репликах героев. Для усиления эффекта учитель может предложить детям небольшие инсценировки или игры, где они могут показать, как можно читать одну и ту же фразу с разными интонациями — в радости, гневе, грусти. Таким образом, младшие школьники не только запоминают, как с помощью выразительных средств донести настроение героя, но и учатся сопереживать ему, находить индивидуальные интонационные решения для разных ситуаций.
Важным приёмом в обучении выразительному чтению является использование иллюстративного материала. Показ картин, изображений, связанных с сюжетом текста, помогает детям лучше понять и представить себе образы произведения. Визуальные ассоциации помогают ребёнку глубже погружаться в текст и подбирать интонацию, адекватную настроению произведения. Например, рассматривая иллюстрацию, ребёнок может заметить выражение лица персонажа или особенности обстановки и перенести это в своё чтение.
Учителю также следует поощрять школьников к самостоятельной работе с текстом: постановке вопросов, составлению рассказов на основе прочитанного. Вовлечение детей в обсуждение произведения помогает им лучше понять его содержание и скрытые смыслы, а это в свою очередь делает их чтение более осмысленным и выразительным. Важно, чтобы дети учились видеть не только отдельные слова, но и более глубокий смысл, который передаётся через текст, интонацию и ритм.
Особое место в обучении выразительному чтению занимает создание атмосферы доброжелательной поддержки и взаимной помощи. Учителю необходимо дать понять ученикам, что ошибки — это часть процесса обучения, и что через пробу и ошибки они придут к выразительному и осмысленному чтению. Педагог может предложить детям участвовать в «кружках чтения», где каждый ребёнок будет пробовать читать перед классом, получая позитивные отзывы и советы от одноклассников. Такая форма занятий способствует развитию уверенности и помогает ученикам ощутить поддержку со стороны сверстников, а также создать коллективный интерес к чтению.
И, конечно, учителю важно развивать у детей привычку к самостоятельному чтению. Чем чаще ребёнок будет практиковаться, тем легче и увереннее он будет читать. Привычка к самостоятельному чтению художественной литературы помогает школьникам увидеть в чтении способ самовыражения и творческой активности, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на их речевые и читательские способности.
Таким образом, формирование навыков выразительного чтения у младших школьников — это процесс, который требует творческого подхода и индивидуальной поддержки каждого ученика. Через постепенное освоение интонации, ритма, паузации, совместное обсуждение и игровые элементы можно развить у детей умение читать не только правильно, но и выразительно. Это помогает школьникам открывать для себя мир литературы и искусства, понимать чувства и эмоции героев и, что немаловажно, учит их быть внимательными и отзывчивыми к внутреннему миру окружающих.
Список литературы
Кудусова
Э. Э.,
Яяева
А. М.
Методическое обоснование проблемы формирования выразительного чтения в младшем школьном возрасте
// Форум молодых ученых. 2020. №4 (44). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-obosnovanie-problemy-formirovaniya-vyrazitelnogo-chteniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 25.10.2024).
Мансурова А. П.,
Анафиева
Э. Р.
Формирование у младших школьников навыков выразительного чтения текстов различных стилей и жанров
// Вестник науки. 2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-navykov-vyrazitelnogo-chteniya-tekstov-razlichnyh-stiley-i-zhanrov (дата обращения: 25.10.2024).
Назарова, Л. А. Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе изучения поэтических произведений / Л. А. Назарова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 401-405. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104044/ (дата обращения: 25.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат