ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Глебова Инна Юрьевна, учитель начальных классов
МАОУ "Хулимсунтская СОШ с кадетскими и мариинскими классами"
Аннотация: В статье рассмотрены эффективные методы и приемы, направленные на формирование и развитие интереса к чтению у младших школьников. Описываются разнообразные подходы к работе с книгой и текстом, способствующие вовлечению детей в процесс чтения, расширению их читательского кругозора и развитию навыков вдумчивого чтения. Материал статьи призван помочь учителям начальных классов мотивировать учеников к регулярному чтению и освоению художественной литературы.
Ключевые слова: начальная школа, чтение, интерес к чтению, литературное развитие, читательский кругозор, вовлечение детей.
Формирование интереса к чтению у младших школьников — одна из актуальных задач современной начальной школы. Именно на этом этапе закладываются основы для регулярного чтения, интереса к литературе и навыков вдумчивого анализа текста. Развитие интереса к чтению не только способствует освоению школьной программы, но и является основой для личностного роста, расширения кругозора, укрепления навыков мышления и воображения.
Одним из наиболее действенных способов формирования интереса к чтению является создание позитивной мотивации. Учитель начальных классов может показать ученикам, что чтение — это не только учебный процесс, но и способ погружения в мир приключений, увлекательных историй и необычных знаний. Для этого важно с самого начала построить уроки литературы и внеурочную деятельность так, чтобы ученики видели в чтении источник удовольствия и полезной информации. Один из подходов — чтение книг, соответствующих интересам и возрастным особенностям детей. Учителю следует включать в библиотеку класса книги различных жанров — сказки, приключения, детективы, рассказы о природе и животных — чтобы каждый ученик мог найти интересное для себя.
Чтение вслух — один из эффективных методов, способствующих развитию интереса к литературе. Учитель может читать детям интересные книги, сопровождая чтение комментариями, задавая вопросы по содержанию и вовлекая учеников в обсуждение сюжета. Это не только развивает внимание и слуховое восприятие, но и помогает понять основные события и идеи произведения. Чтение вслух также может быть организовано в виде театрализованных постановок, когда ученики разыгрывают сцены, вживаясь в образы персонажей. Такой подход помогает детям проникнуться духом произведения, почувствовать себя частью сюжета, а также формирует навыки выразительного чтения и понимания текста.
Для того чтобы вызвать интерес у младших школьников к чтению, учителю важно поощрять создание книжных проектов и выставок. Дети могут участвовать в создании книжных рекомендаций, рассказывать о своих любимых книгах, оформлять стенгазеты о прочитанных произведениях или даже создавать иллюстрации к книгам. Такая деятельность не только развивает творческие способности, но и укрепляет интерес к содержанию книг, делает чтение более значимым и осмысленным. Кроме того, создавая книжные проекты и обсуждая прочитанное, школьники приобретают опыт взаимодействия, учатся ясно выражать свои мысли и впечатления.
В начальных классах важно применять игровые методики, чтобы заинтересовать учащихся в чтении. Например, игры на основе сюжета прочитанных книг помогают детям повторить и закрепить основные события произведения, а также развивают внимание к деталям. Игра «Отгадай героя» (описание персонажа по его действиям или внешнему виду) или «Продолжи фразу» (дополнение фраз, цитат или ситуаций из книги) делают уроки литературы увлекательными и живыми. Такие игровые моменты активизируют внимание школьников, помогают развить фантазию и побуждают детей прочитать произведение полностью.
Одной из эффективных форм вовлечения детей в процесс чтения является организация встреч с местными писателями или проведение занятий, где учитель рассказывает о создании книг, о работе писателя и иллюстратора. Знакомство с «закулисьем» книг помогает ученикам понять, как создаются истории, как писатели черпают вдохновение для своих произведений. Это добавляет особый смысл процессу чтения, делает его интересным и познавательным, вызывает у детей желание прочитать новые книги.
Для формирования устойчивого интереса к чтению важно развивать у младших школьников навыки работы с текстом и умение осознавать прочитанное. Здесь большое значение имеют навыки пересказа и обсуждения произведений. Учитель может организовать работу над текстом, задавая детям вопросы по содержанию, выясняя, что им понравилось или запомнилось, побуждая высказать свои мысли и чувства. Обсуждение сюжетов помогает школьникам глубже понять смысл произведения, развивает навыки критического мышления и учит анализировать прочитанное.
Современные технологии также могут стать инструментом для повышения интереса к чтению. Использование электронных книг, интерактивных приложений и анимационных версий классических произведений позволяет интегрировать чтение в привычную для детей цифровую среду. Например, мультимедийные презентации о книгах или литературных героях, просмотр анимаций, созданных по мотивам произведений, помогают детям оживить текст, представить его образы и идеи в новой, увлекательной форме. Такие технологии дополняют традиционное чтение, делают его более доступным и интересным для детей.
Роль учителя в формировании интереса к чтению — не только в выборе подходящих книг, но и в создании благоприятной атмосферы для осознания важности и полезности чтения. Учитель может делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, показывать пример того, как литература обогащает нашу жизнь, открывает нам новые знания и помогает в трудных ситуациях. Эмоциональная вовлеченность учителя, его готовность обсуждать книги и делиться опытом становятся для младших школьников моделью, побуждающей их к чтению.
В заключение можно сказать, что формирование интереса к чтению — это многоступенчатый процесс, который требует постоянного внимания и разнообразных подходов со стороны учителя. Игра, проекты, обсуждения, поддержка творческой активности детей — всё это способствует развитию положительного отношения к книгам. Для младших школьников важно, чтобы чтение приносило удовольствие, помогало осознавать и выражать свои мысли, делало мир ярче и интереснее. Такой подход не только формирует навык вдумчивого чтения, но и создает прочный фундамент для дальнейшего литературного развития и успешного освоения учебного материала.
Список литературы
Малова
А.С.
Проблема формирования читательского интереса у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
// Материалы
XIV
Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
URL
:
https
://
scienceforum
.
ru
/2022/
article
/2018030923 (дата обращения: 25.10.2024).
Прудникова Ю. В. Формирование читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения // Актуальные исследования.
2022. №18 (97).
С
. 108-110. URL
:
https
://
apni
.
ru
/
article
/4071-
formirovanie
-
chitatelskogo
-
interesa
-
u
-
mladsh
Чикишева
О
.
В
.
Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-interesa-k-chteniyu-u-mladshih-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt-issledovaniya (дата обращения: 25.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат