Наставничество в кадетских классах: от школы к социуму
Патриотическому воспитанию сейчас уделяется особое внимание. Это направление работы стало одним из ключевых для системы образования. Закреплено оно и в последнем Указе президента РФ, и в Стратегии воспитания, и в Концепции развития духовно-нравственного образования. Новый ФГОС всех уровней образования тоже содержит эту задачу. Как же раскрываются эти приоритетные направления в нашей школе, какие модели наставничества мы реализуем? Обо всем по порядку.
Кадетскому образованию города Абакана пятый год. Это небольшой промежуток времени, но уже сейчас можно говорить о первых достижениях, первом опыте в этом направлении.
В 2020 году школа №2 и №29 стали первыми школами, открывшими в кадетские классы. Это флагманы муниципального кадетского образования. Тогда, в самом начале пути, вопросов и сомнений было, наверное, больше, чем ответов. Сегодня кадетские классы открыты на базе других школ города Абакана, и у каждой из них своя история развития этого образовательного направления. Есть она и у нас.
Говоря о практических наработках в области кадетского образования, хочется сказать, что в одиночку школе качественно организовать работу в этом направлении намного сложнее. Нужны социальные партнеры, организации, которые на практике станут наставниками наших детей. В нашей школе действует несколько моделей наставничества: и традиционные, и наша уникальная, сформированная за годы развития кадетского движения. Но обо всем по порядку…
Все кадетские классы ведомственные: в основном, это классы Росгвардии и МЧС. В этом году мы открыли кадетский класс с совершенно новым направлением - кибербезопасность. Особое подразделение ФСБ.
Что такое будни кадета? Это и усиленная физическая подготовка, и бОльшее количество внеурочных занятий, и масса конкурсных мероприятий. Во всем этом многообразии видов деятельности нужны помощники и мудрые наставники. Какие модели наставничества мы реализуем? Модель «Учитель - ученик», «Наставник - ученик», «Ученик - ученик».
Модель «Учитель - ученик» - урочная и внеурочная деятельность: курсы НВП, строевая подготовка, огневая подготовка, занятия спортом (скалолазание, футбол, основы рукопашного боя), робототехника, Основы программирования и другие курсы.
Модель «наставник - ученик» включает в себя деятельность представителей силовых структур (Регионального отделения Росгвардии РФ, МЧС России), а также ФСБ. Для нас - это представители регионального военно-патриотического клуба «Вымпел».
Реализация модели «ученик - ученик» строится на принципах доверия, диалога и конструктивного партнерства. Как это происходит на практике? Выбор командира отряда и командиров подразделений (мотивированные дети, в отличие от большинства моделей наставничества, где наставляемый, как правило, социально дезориентированный ребенок). Ежедневные построения (утром и после занятий, проверка внешнего вида, готовности к урокам, сдача телефонов, планы на день, в конце дня - их анализ). В классе также отрыты ведомства (министерства), ребята взаимодействуют в рамках этих министерств. Строгое распределение обязанностей, четкие сроки выполнения работ, конечно, дают свои результаты: ребята учатся общаться друг с другом, раскрывая себя, свои способности, прорабатывая неуверенность свою в чем-то, может быть, становятся сильнее, организованнее, ответственнее.
Для нас особым достижением стал опыт, когда учащийся нашей школы, обучаясь в кадетском классе, записался в военно-патриотический клуб «Вымпел», проходил там обучение, получил статус командира отряда! а это клуб регионального масштаба, и сейчас успешно передает опыт 5 К классу, являясь наставником от этого клуба. Ребята с большим удовольствием идут на занятия к Роману, ждут этих занятий. Это ценно и для пятиклассников, и для Романа: у каждого из них свои плюсы. Пятиклассникам это дает силу, уверенность в том, что, если у Ромы получилось, то и у них все получится, они перенимают опыт из первых рук, так сказать. Для Романа - это ранняя профориентация, развитие навыков управления коллективом, отработка других качеств, необходимых ему для успешного поступления и продвижения по службе.
Вот так, используя и свои ресурсы, и ресурсы партнеров, помогаем нашим детям в развитии профориентационных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с социумом.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат