Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Эффективные технологии преподавания предмета "Основы безопасности и защиты Родины" в современных образовательных условиях. Работа №73770

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Эффективные технологии преподавания предмета "Основы безопасности и защиты Родины" в современных образовательных условиях
Работа:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ" В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Малышевский Дмитрий Евгеньевич, преподаватель-организатор ОБЗР Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 31", г Екатеринбург

 

Аннотация: В статье рассматриваются современные педагогические технологии, применяемые при преподавании курса "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР) в условиях быстро меняющейся образовательной среды. Анализируются эффективные методы, способствующие формированию у учащихся практических навыков и патриотического сознания. Особое внимание уделено интерактивным и проектным технологиям, которые позволяют учащимся глубже понять вопросы личной и коллективной безопасности, а также развить способности к анализу и принятию ответственных решений в условиях потенциальных угроз.

Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, преподавание, современные технологии, проектная деятельность, интерактивные методы, патриотическое воспитание, критическое мышление.

 

Современные образовательные условия предъявляют к процессу преподавания курса "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР) ряд новых требований. Основные цели курса заключаются не только в теоретическом изложении информации о национальной безопасности, но и в развитии навыков у учеников, необходимых для защиты Родины и обеспечения личной безопасности. Изменения, происходящие в мире, диктуют необходимость готовить подрастающее поколение к вызовам, которые могут затронуть как их лично, так и общество в целом. Эти изменения включают не только более частые чрезвычайные ситуации, но и высокий уровень информационной нагрузки, в условиях которой становится важным развитие критического мышления и аналитических способностей.

Основным условием эффективности курса ОБЗР становится интеграция практико-ориентированных методов преподавания, в рамках которых у учащихся появляется возможность применять полученные знания и навыки в ситуациях, приближенных к реальной жизни. Одним из таких методов является использование проектных технологий. Применение проектной деятельности позволяет включить учащихся в активный процесс изучения, где они сами становятся исследователями и разработчиками возможных решений, связанных с вопросами безопасности. Например, создание проектов по разработке личного плана действий в чрезвычайных ситуациях или моделей поведения при угрозе теракта способствует лучшему усвоению учебного материала, так как учащиеся не просто воспринимают информацию, но и практически учатся применять её в реальных условиях.

Курс ОБЗР включает темы, посвященные различным видам безопасности: от личной и общественной до экологической и информационной. Поэтому важным аспектом преподавания является междисциплинарный подход. Использование комплексных знаний из других предметов, таких как биология, физика, история, позволяет расширить кругозор учащихся и помочь им понимать связь различных факторов, влияющих на национальную безопасность. Так, при изучении темы радиационной безопасности знания по физике помогут объяснить учащимся, как радиация влияет на человека, и почему важно соблюдать правила безопасности в случае аварии на атомной станции. Таким образом, междисциплинарный подход помогает учащимся видеть более полную картину окружающего мира и свою роль в обеспечении безопасности.

Еще одним важным компонентом является использование интерактивных технологий, которые делают процесс обучения интересным и увлекательным. Интерактивные методы, такие как ролевые игры, моделирование и имитационные тренировки, позволяют создать условия, приближенные к реальности, что способствует формированию практических навыков. В условиях учебного процесса это могут быть тренировки по оказанию первой медицинской помощи, учебные эвакуации при пожаре или участие в сценариях защиты от химических угроз. Такие занятия не только укрепляют знание базовых процедур, но и развивают у учащихся уверенность в своих силах при возникновении чрезвычайных ситуаций. Практическое обучение также помогает учащимся осознать важность коллективных действий в условиях опасности, развивая в них чувство ответственности за окружающих.

Информационные технологии, занимая важное место в системе современного образования, также играют значительную роль в преподавании курса ОБЗР. Использование цифровых платформ, образовательных видеоматериалов и онлайн-тренажеров позволяет разнообразить процесс обучения, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения. Видеоуроки, содержащие материалы о действиях в различных чрезвычайных ситуациях, могут служить эффективным способом подготовки учащихся, особенно в тех случаях, когда невозможны традиционные практические занятия. Онлайн-тренажеры, моделирующие аварийные ситуации, позволяют учащимся отрабатывать действия в безопасных условиях, что делает процесс обучения более наглядным и доступным. Таким образом, информационные технологии расширяют возможности преподавателя, позволяя не только представлять теоретический материал, но и закреплять его на практике.

Особую роль в преподавании ОБЗР занимает патриотическое воспитание, поскольку оно направлено на формирование у школьников чувства ответственности перед своим народом и готовности защищать Родину. Важно, чтобы учащиеся не только знали и понимали основные положения государственной политики безопасности, но и осознавали свою значимость как граждан своей страны. Этого можно добиться через организацию патриотических мероприятий и акций, участие в которых позволяет учащимся почувствовать свою сопричастность к общей цели. Также можно предложить учащимся выполнение исследовательских проектов, касающихся истории подвигов героев Отечества, оборонной промышленности или анализа реальных историй о защите Родины. Такой подход не только способствует патриотическому воспитанию, но и укрепляет у учащихся моральные ценности, которые помогут им быть готовыми к выполнению гражданского долга.

Значимой составляющей преподавания курса ОБЗР является формирование у учащихся критического мышления и аналитических навыков. В современном информационном пространстве учащиеся сталкиваются с большим количеством новостей и информации, которая может быть искажена или преподнесена в определенном свете. Для того чтобы помочь школьникам ориентироваться в потоке данных, преподаватель должен обучить их критически анализировать источники информации, сопоставлять данные и вырабатывать самостоятельные выводы. Умение оценивать достоверность информации, понимать причины и последствия событий, а также принимать решения в условиях дефицита времени и ресурсов является важным навыком для каждого гражданина.

Подводя итог, можно сказать, что эффективное преподавание курса "Основы безопасности и защиты Родины" требует использования разнообразных педагогических технологий, направленных на практическую и психологическую подготовку учащихся к потенциальным вызовам. Интеграция проектной деятельности, интерактивных методик и цифровых технологий позволяет сделать учебный процесс более интересным и приближенным к реальной жизни, что значительно повышает его эффективность. Важно, чтобы преподаватель уделял внимание не только формированию знаний и навыков по ОБЗР, но и воспитанию в учащихся патриотического сознания, ответственности и готовности защищать свою страну и своих близких. Современный подход к преподаванию курса позволяет создавать условия, в которых учащиеся получают комплексные знания, уверенность в своих силах и осознание значимости их личного вклада в национальную безопасность.

 

Список литературы

Кошкина Н. А.,

Половникова

Е. Н., Беспятых О. Ю. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // Санкт-Петерб

ургский образовательный вестник. 2017. №8 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-bezopasnogo-tipa-na-urokah-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 27.10.2024).

Полякова Л. А., Махонина Е. В. Актуальные вопросы преподавания ОБЗР с учетом требований новых ФГОС // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 46-49.

URL:

https://apni.ru/article/9999-aktualnye-voprosy-prepodavaniya-obzr-s-uchetom-trebovanij-novyh-fgos

Федеральная рабочая программа основного общего образования

«

Основы безопасности и защиты Родины

»

(для 5–9 классов образовательных организаций). – М. 2024. – 60с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×