НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Кротова Оксана Генриховна, социальный педагог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 г. Южно-Сахалинска
Аннотация: В статье рассматриваются направления профилактической работы социального педагога по предупреждению экстремизма и терроризма среди школьников. Учитывая современные вызовы и угрозы, данная деятельность становится ключевой задачей образовательной среды. Описаны эффективные методы профилактики, в том числе укрепление межкультурного и гражданского воспитания, взаимодействие с семьёй и использование информационно-просветительских программ. Статья подчёркивает значимость воспитания толерантности и формирования активной гражданской позиции, которые способствуют укреплению социального единства и снижению рисков экстремистских проявлений среди подростков.
Ключевые слова: профилактика экстремизма, терроризм, социальный педагог, школа, межкультурное воспитание, толерантность, гражданская позиция.
Современное общество сталкивается с рядом серьёзных вызовов, среди которых особую тревогу вызывают экстремизм и терроризм. Распространение этих явлений создаёт значительные угрозы для социальной стабильности, безопасности и здорового развития молодого поколения. Профилактическая работа по предупреждению экстремизма и терроризма становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Социальный педагог в школе играет важнейшую роль в этой деятельности, выступая в качестве наставника, посредника и координатора профилактической работы среди учеников, их семей и школьного коллектива.
Эффективная профилактика экстремизма среди школьников предполагает системный подход, в основе которого лежит формирование позитивных ценностей и навыков, необходимых для адаптации подростков в современном мире. Среди направлений работы социального педагога в школе выделяются следующие аспекты.
Одним из важнейших направлений профилактической работы является развитие гражданского сознания и формирование патриотизма. На уроках и внеурочных мероприятиях педагог развивает у детей понимание ценностей гражданского общества, важность законопослушания, уважения к государственным символам и истории страны. Сюда входят мероприятия, направленные на укрепление чувства сопричастности к родной культуре, традициям, общечеловеческим и гражданским ценностям. Организация мероприятий, таких как классные часы, патриотические встречи и проектные работы, способствует тому, чтобы дети понимали ценность культурного наследия и уважали его. Важно прививать чувство уважения к многообразию и уникальности всех народов, живущих в нашей стране.
Профилактика экстремизма требует также активного формирования у детей и подростков навыков критического мышления и информационной грамотности. Социальный педагог может организовать занятия, направленные на развитие у детей умения анализировать информацию, избегать манипуляций, распознавать дезинформацию, фейковые новости и экстремистские призывы. Учитывая, что большинство детей имеют постоянный доступ к Интернету, социальный педагог проводит информационные уроки и тренинги, учит подростков критически оценивать источники информации и понимать последствия участия в различных группах и акциях с экстремистской направленностью.
Важное место в профилактической работе занимает культурное и межнациональное воспитание. Привитие уважения к культурному многообразию, знакомство с обычаями и традициями разных народов способствует уменьшению ксенофобии, предвзятого отношения к другим культурам и нациям. Социальный педагог организует мероприятия, в которых школьники могут ближе познакомиться с культурой других народов, учит их ценить и уважать разнообразие и уникальность каждой этнической группы. Это может включать праздники народных традиций, культурные вечера, приглашение на классные часы представителей разных национальностей. Через такие мероприятия у учеников формируется толерантность, навыки межкультурного общения и уважения.
Одним из значимых направлений в работе по профилактике экстремизма является тесное сотрудничество с родителями. Социальный педагог может организовывать родительские собрания, на которых объясняет угрозы, связанные с вовлечением подростков в экстремистские организации, рассказывает о признаках, которые могут указывать на возможные риски вовлечения в радикальные группы. Педагог привлекает внимание родителей к важности общения с ребёнком, к необходимости интересоваться его жизнью, знакомиться с друзьями и увлечениями. На собраниях педагог знакомит родителей с ресурсами и контактами специалистов, которые могут помочь в случае возникновения трудных ситуаций. Важно создать вокруг ребёнка поддерживающую среду, в которой семья и школа будут действовать согласованно и оказывать подростку необходимую помощь.
Не менее важным направлением является использование игровых, интерактивных и тренинговых форм работы с детьми и подростками. В ходе различных ролевых игр и тренингов социальный педагог обучает подростков решению конфликтов, умению противостоять давлению и манипуляциям, навыкам командной работы и конструктивного общения. Такие занятия могут помочь ребятам понять, что каждый из них имеет право на индивидуальность и свободу выбора, при этом уважая и принимая интересы других.
Социальный педагог должен активно взаимодействовать с представителями правоохранительных органов и профильных организаций, таких как Центры по профилактике экстремизма, специалисты по работе с молодёжью, психологи. Совместные мероприятия и консультации помогают получить более полное представление о ситуации в школе и эффективно реагировать на возникающие риски. Интеграция данных и профессиональных знаний представителей разных организаций позволяет педагогам выявлять потенциальные риски и проводить корректирующие мероприятия до того, как ситуация станет опасной.
Технология проектной работы также эффективна в профилактической деятельности. Социальный педагог может инициировать проектные задания, направленные на разработку программ и мероприятий по улучшению школьной среды, созданию условий для активного участия учащихся в жизни школы и общества. Проектная деятельность способствует развитию у подростков ответственности, креативного мышления, способности к коллективному взаимодействию. Вовлечение детей в деятельность, направленную на благо общества, помогает им понять ценность позитивного вклада, который они могут внести в окружающий мир, что снижает риск вовлечения в деструктивные действия.
Итак, социальный педагог играет ключевую роль в профилактике экстремизма и терроризма, работая на уровне формирования позитивных социальных установок, критического мышления, уважения к культурному многообразию и социально значимых ценностей. Через систематическую работу с детьми, родителями и педагогическим коллективом он формирует в школе атмосферу доверия и сотрудничества. Важной задачей является формирование у школьников активной гражданской позиции и чувство ответственности перед обществом, что позволяет минимизировать риски возникновения деструктивных настроений.
Таким образом, в современных условиях профилактика экстремизма в школе требует комплексного подхода, гибкости и умения находить подход к каждому ученику и семье. Социальный педагог вносит неоценимый вклад в безопасность и воспитание подрастающего поколения, формируя у детей устойчивую основу для социально приемлемого и гармоничного поведения в обществе.
Список литературы
Долгушев
Е.В.
,
Рачковская
Н.А.
, Ефименко
В.Н.
Направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в современной школе
// МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-raboty-po-profilaktike-ekstremizma-i-terrorizma-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 28.10.2024).
Профилактика экстремистской и террористической деятельности в образовательных
учреждениях:
учебно-методическое
пособие
/
Сост.
И.В.
Фомина.
Под
ред.
И. В. Стародубцевой. – Севастополь: ГАОУ ПО ИРО, 2022 – 204 с.
Эффективные практики профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в образовательных организациях: практическое пособие / В. П. Перфилов и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 82 с. — (Безопасность жизнедеятельности).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат