Игровые методики для развития социальных навыков у дошкольников с ОВЗ
Левчук Оксана Вячеславовна, воспитатель
МАДОУ ЦРР д/с № 136, г. Калининград
Аннотация. Статья раскрывает возможности использования игровых методик для развития социальных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные задачи социального развития детей с ОВЗ, преимущества игрового подхода, а также примеры игр и упражнений, которые способствуют развитию навыков взаимодействия, коммуникации и самоорганизации. Внимание уделено важности создания комфортной атмосферы и индивидуального подхода для успешного освоения социальных навыков каждым ребенком.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дошкольное образование, игровые методики, социальные навыки, коммуникативные способности, адаптация, групповая работа.
Развитие социальных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной задачей дошкольного образования. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в общении, налаживании контактов и взаимодействии с окружающими, что может усложнять их дальнейшую адаптацию в обществе. Игровые методики, применяемые в детских садах, позволяют преодолевать эти трудности, помогая детям развивать необходимые коммуникативные и социальные умения в дружелюбной, ненапряженной обстановке. В игровой форме дети учатся сотрудничать, понимать эмоции и намерения других, разрешать конфликты и выражать свои мысли и желания.
Одним из ключевых преимуществ использования игровых методик является их естественность и привлекательность для детей. Игра — это основная форма активности для дошкольников, и она легко вовлекает их в процесс обучения, снижая страх и тревожность. Для детей с ОВЗ, которые могут испытывать барьеры в восприятии и освоении социальных навыков, игра становится своеобразным «мостиком» между ними и окружающим миром. Например, игра «Волшебное зеркало», в которой дети по очереди изображают разные эмоции перед зеркалом или друг перед другом, помогает им лучше осознавать и понимать собственные чувства и чувства других. Это упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта и формирует у детей с ОВЗ навыки распознавания эмоций, что является основой для успешного общения.
Групповые игры с простыми правилами — еще один эффективный метод для вовлечения детей с ОВЗ в социальное взаимодействие. Важно, чтобы правила были понятны, а задания — посильны для каждого участника, ведь для многих детей с ОВЗ сложные правила или высокие требования могут стать причиной стресса. Одной из таких игр может быть «Цепочка дружбы». В этой игре дети становятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют имя соседа и говорят ему комплимент или что-то приятное. Эта игра учит детей внимательности, развивает навыки общения и помогает преодолевать робость, которая часто сопровождает детей с ОВЗ в коллективе. Она также формирует у детей ощущение доверия и взаимной поддержки.
Игры, связанные с ролевыми ситуациями, играют важную роль в развитии социальных навыков. Ролевые игры, в которых дети берут на себя определенные роли и выполняют задачи в соответствии с ними, помогают им осваивать социальные модели поведения, учат находить пути решения проблем, договариваться и проявлять инициативу. Например, игра «Магазин», где один ребенок выступает в роли продавца, а другие — покупателей, позволяет детям освоить базовые правила общения и развить навыки вежливого общения. Такая игра дает возможность не только научиться взаимодействовать, но и понять важность таких понятий, как очередь, вежливость, умение слушать других.
Кооперативные игры способствуют развитию умения работать в команде и договариваться. Игры, в которых дети выполняют задания вместе, стимулируют их сотрудничать и поддерживать друг друга. Одним из примеров может служить игра «Строим дом», в которой дети работают над созданием конструкции из мягких кубиков или других доступных материалов. Для успешного выполнения задания дети должны договариваться, помогать друг другу, поддерживать идеи каждого участника. Это занятие развивает не только социальные навыки, но и координацию, внимательность и ответственность.
Важным аспектом при использовании игровых методик с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход. Некоторые дети могут испытывать трудности при включении в коллективные игры или ролевые ситуации, и в этом случае воспитателю следует помочь им справиться с беспокойством. Например, для начала можно предложить ребенку сыграть роль «помощника», который следит за правилами игры или раздает реквизит, постепенно вовлекая его в активное участие. Такой подход помогает детям преодолевать барьеры и учит их чувствовать себя уверенно в коллективе.
Для формирования навыков самоконтроля и умения справляться с эмоциями могут быть полезны игры, направленные на осознание и регулирование собственных чувств. Например, «Мой цвет настроения» — игра, в которой каждый ребенок выбирает карточку с изображением цвета, который соответствует его настроению (красный — гнев, зеленый — спокойствие, желтый — радость и т.д.), и рассказывает о своих эмоциях. Это упражнение помогает детям научиться различать и выражать свои чувства, а также слушать и понимать других. В результате ребенок с ОВЗ лучше осознает свои эмоции, что способствует его эмоциональной устойчивости и помогает избежать конфликтов.
Помимо этого, игры на развитие эмпатии способствуют формированию у детей с ОВЗ способности учитывать чувства и интересы других людей. Например, игра «Если бы я был…» позволяет детям представить себя на месте других людей или персонажей, обсуждать, как они чувствовали бы себя в разных ситуациях, и что могли бы сделать для помощи. Эта игра развивает у детей умение сопереживать, ставить себя на место другого, что очень важно для формирования полноценных социальных навыков.
Игровые методики в работе с детьми с ОВЗ должны включать поощрения и положительное подкрепление. Важно, чтобы каждый успех ребенка, его усилия и инициативы отмечались и поддерживались воспитателем. Это помогает детям с ОВЗ чувствовать уверенность и мотивирует их на дальнейшее освоение новых навыков. Например, после завершения игры воспитатель может похвалить каждого ребенка за проявленную заботу, дружелюбие или готовность помочь другим. Похвала и одобрение создают у детей ощущение успеха и положительного результата.
Таким образом, использование игровых методик для развития социальных навыков у дошкольников с ОВЗ — это эффективный и естественный подход, позволяющий детям лучше адаптироваться в коллективе и овладеть основными навыками общения и взаимодействия. Индивидуальный подход, атмосфера поддержки и внимания к каждому ребенку позволяют добиться значительных результатов в развитии их социальных способностей. Игры, направленные на развитие кооперации, эмпатии, умения выражать свои чувства и понимать других, помогают детям с ОВЗ формировать положительный опыт общения, закладывая основу для их успешной адаптации и социализации в будущем.
Список литературы
Ремезова Л.А. Проектирование социально-
педагогическтих
условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности // СНВ. 2014.
№1 (6). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sotsialno-pedagogichesktih-usloviy-obespecheniya-sotsializatsii-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат