УДК 37.034-053.5
Роль практики в формировании профессионального становления будущих педагогических работников
Ивановой Анастасии Сергеевны
Актуальность темы исследования. В статье раскрывается значение и роль практики в профессиональном становлении и развитии студентов направления «социальная работа» в связи с переориентацией высшего образования на формирование личности будущего специалиста нового типа, способного быть конкурентно способным на ранке труда.
Ключевые слова: практика, социальный работник, студент, повышение квалификации.
Summary
The article reveals the importance and the role of practice in professional formation and development of students' areas of «social work» in connection with the reorientation of higher education in the formation of the person of the future expert of a new type that can be competitive in the labor markets.
Key words: practice, a social worker, a student, professional development.
Современное высшее образование в неприемлемых условиях его усовершенствовании претерпевает новый этап своего развития, связанный с приемлемой системой подготовки специалистов, предполагающий реализацию личностного образовательного пути будущего мастера своего дела, компетентного в своей сфере. Современный специалист (учитель, психолог и др.) должен выступать в роли руководителя в многомерном информационно-образовательном пространстве. Подготовка студентов высшего учебного заведения должна учитывать инновационные процессы, происходящие в системе профессионального образования: рассмотрение высшего образования как программа культурных ценностей в подготовке педагогических кадров. Процессы, произошедшие в ценностных ориентациях современных студентов (духовности, моральных установок, гражданской идентичности) нацеливают на изменение целевых ориентаций высшего образования, направленные на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование личности будущего кадра. Возрастает роль субъективного фактора в подготовке специалистов, изменяется рассмотрение содержательного компонента высшего образования с позиций гуманизации и многоаспектность, культуротворчества и культурной конструктивности.
Особая роль в профессиональном становлении будущего учителя
принадлежит педагогической практике, обеспечивающей синтез его теоретической и практической составляющей. В процессе педагогической практики не только происходит формирование профессиональной готовности
студента к самостоятельной работе в качестве педагога, но и создаются исключительные условия для обогащения творческого потенциала личности
будущего учителя.
Проблемой становления личности педагога, совершенствования профессионально-методической подготовки будущего учителя, усиления
практико-ориентированности процесса овладения будущей профессией
занимались такие педагоги, как О. А. Абдуллина [Педагогическая …, 1981,
с. 29—32], Е. П. Белозерцев [Педагогическая …, 1981, с. 23—28], Л. В. Ведерникова [Ведерникова, 2006, с. 9—107], А. И. Мищенко [Содержание …,
1988, с. 4—8], Е. В. Оспенникова [Программа …, 1998, с. 5—9], В. К. Розов [Педагогическая …, 1981, с. 23—28], С. Х. Садыкова [Садыкова, 2000,
с. 91—92], А. В. Усова [Усова, 1990, с. 24—25], Т. Г. Чешуина [Чешуина,
2006, с. 5—6] , Р. Р. Шахмарова [Шахмарова, 2003, с. 5—9], М. В. Шустова
[Шустова,2016,с.398—400] и др.
Ими рассмотрены содержание и структура педагогической практики (Л. В. Ведерникова, В. К. Розов, А. В. Усова и др.); охарактеризовано
учебно-методическое обеспечение процесса практики (А. И. Мищенко,
Е. В. Оспенникова, Р. Р. Шахмарова и др.); выявлены психолого-педагогические особенности деятельности учителя (О. А. Абдуллина, Т. Г. Чешуина, М. В. Шустова и др.); разработана модель профессионально-ориентированного педагога (Л. В. Ведерникова, В. К. Розов и др.).
Подходы к организации педагогической практики будущего учителя
неоднозначны. Традиционно практика в школе служила своеобразным связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей
работой в школе. Она была призвана подготовить студента к деятельности в качестве учителя-воспитателя, вооружить его комплексом профессиональных
умений и навыков, творческим осмыслением основных видов
учебно-воспитательной работы педагога. При этом основополагающая смена подходов к организации всего образовательного процесса в вузе, ориентированного на формирование личности будущего специалиста нового типа, являющегося доминирующим субъектом «кристаллизации практических социокультурных инноваций и межкультурного взаимодействия»[3].
В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика. По нашему мнению, именно практика является системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста. Мы согласны с точкой зрения И. А. Колесниковой, утверждающей, что в условиях педагогической практики обеспечивается переход теоретических знаний в элемент практической деятельности, где осуществляется и реализуется «сущностная способность к созиданию другого»[4]. Практика — это вид деятельности студентов, способствующий раскрытию их научных талантов, а также "экипировке" учащихся умениями и навыками научной работы. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Практика как форма профессиональной подготовки студентов по направлению «социальная работа» является частью государственного образовательного стандарта. Она обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него представление о компетентном специалисте социальной работы. Именно в процессе практики все остальные методы и формы формирования профессиональных знаний, умений и владений в области управления социальной работой проверяются и наполняются смыслом. Являясь центральным звеном в системе подготовки социальных работников, практика помогает студентам глубже осознать правильность осуществления своего профессионального выбора, проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, определить профессионально важные качества будущей специальности. Учебная программа подготовки специалиста по социальной работе предполагает ежегодное прохождение студентами различных видов практики: учебной, производственной, научно-исследовательской, преддипломной. Каждая из этих видов практик вносит ощутимую лепту в процесс профессиональной подготовки специалиста по социальной работе, постепенно формируя у студентов необходимые профессиональные компетенции, помогая им в своем становлении и развити. Организация практики студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», отличается от других тем, что, во-первых, весьма широк спектр тех учреждений, где будет работать такой специалист. Основными базами практик студентов являются государственные, муниципальные образовательные учреждения, социальные службы, учреждения здравоохранения г. Арзамаса и Нижегородской области, с которыми у университета оформлены договорные отношении. Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом. По каждому виду практик преподавателями кафедры социальной работы, сервиса и туризма совместно с работодателями разработаны базовые программы, содержание которых соответствует общим целям образовательной программы, составлены методические рекомендации по написанию и защите отчетов. Общую цель практики можно сформулировать как формирование профессиональных компетенций будущего специалиста гуманистической направленности. Исходя из цели, можно определить основные задачи практики: приобретение более глубоких знаний о современных актуальных социальных проблемах общества, о существующих традиционных и инновационных методах, формах и технологий социальной работы с различными группами клиентов; претворение полученных знаний в процессе теоретического овладениям материалом в практико-ориентированную деятельность; формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, которые в будущем позволят эффективно осуществлять обязанности бакалавра социальной работы. В процессе прохождения практики студенты знакомятся с основными типами и видами учреждений, в которых оказывается социальная помощь клиентам в трудной ситуации жизнедеятельности: общеобразовательными учреждениями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детскими домами, социальными центрами), специальными (коррекционными) учреждениями для детей с особыми образовательными потребностями в развитии, ограниченными возможностями здоровья, специальными профилактическими учреждениями (детскими приёмниками и распределителями, воспитательными колониями), социальными службами (социальной помощи семье и детям, центрами для пожилых граждан и инвалидов, медико-психолого-педагогическими, реабилитационными), центрами досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями, учреждениями летнего отдыха детей и подростков. Практика направлена также на освоение современных технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями клиентов (многодетными семьями, неполными семьями, асоциальными семьями, инвалидами, молодежью и др.); формирование у студентов творческого и научно-исследовательского подходов к профессиональной деятельности; развитие навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего профессионального опыта. Важно отметить, что практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов. В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении. Согласно учебному стандарту минимальный период практической деятельности студентов составляет две недели. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, позволяет более грамотно подходить к организации и прохождению практики, снизить трудности, связанные с прохождением практики студентами, минимизировать напряжение, волнение у студентов в процессе прохождения практики, который может быть связан с нарушением приспособляемости будущего специалиста в профессиональной сфере. При грамотной организации практики данная дезадаптация успешно преодолевается в достаточно короткие сроки, при этом у студентов формируется адекватная самооценка и уверенность в своем профессиональном выборе. Кроме того, длительная практика позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, дает возможности уже в процессе практики устанавливать конструктивные взаимоотношения и полезные контакты с работодателями и определить ролевую профессиональную позицию студента-практиканта, формирует ответственность за проведенную работу, позволяет студенту почувствовать себя востребованным на современном рынке труда в социальной сфере, создает благоприятные условия для написания курсовых работ и выпускных квалификационных исследований и, возможно, определиться с будущим местом работы. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует росту эмпатии, тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы социальному работнику. Важным элементом в образовательном процессе по прохождению практики играет роль в индивидуальном маршруте студентов итоговая конференция. «Итоговые конференции являются рефлексивным этапом, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики (удалось ли достичь цели, каков результат, что помогало и что мешало в работе, что получилось, а что не удалось реализовать в ходе практики, какие методы, приемы педагогического взаимодействия оказались эффективными в работе с учащимися, родителями, другими субъектами; в чем состояли трудности и в чем видятся резервы по преодолению этих трудностей). Кроме того, каждая группа готовит отчетное творческое выступление, которое проходит в форме театрализованного действия — сказок, путешествий, постановок со стихами, песнями, музыкальным сопровождением. Итоговые конференции проводятся в нетрадиционной форме — с обязательными выставками стенных газет, которые отражают самые яркие события практики, с мультимедийными презентациями» [1, C. 150].
Исследовательская деятельность студентов во время педагогических
практик должна стать неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности практиканта: апробация инновационных технологий обучения,
проведение педагогических экспериментов, психолого-педагогический
анализ различных аспектов учебно-воспитательного процесса, научные
исследования, выполняемые совместно с учащимися.
Таким образом, практическая подготовка будущих специалистов по социальной работе является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки бакалавров социальной работы.
Литература:
1.Акутина С. Воспитание будущего педагога в период педпрактики / С. Акутина // Высшее образование в России, 2008. № 10.148–150 с.
2. Акутина С. П. Стратегии профессионального развития педагога высшей школы в условиях модернизации образования /С. П. Акутина, А. В. Бобырев // Педагогика и современность. 2013.№ 2. С. 11–16.
3.Быстрай Е. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя» // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2006. — № 6. 4.Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии.СПб.,1999.242с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат