Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме:
«Глобус - модель Земли».
Подготовили:
Лопатина Ольга Александровна, учитель начальных классов МАОУСОШ № 18,
Тимофеева Ольга Аркадьевна, учитель начальных классов МАОУСОШ № 18.
Тема: глобус – модель земли.
Цель: обобщить знания учащихся о глобусе, как модели земли, в рамках подготовки к ВПР.
Задачи:
О
бобщить знания
учащихся
о
глобусе, как модели земли; о материках.
Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.
Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.
Развивать логическое мышление, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения; развивать картографические навыки, навыки работы в группе, навыки оценивания.
Воспитывать интерес к предмету,
чувство любви к планете Земля.
Тип урока: Обобщение материала
Планируемые результаты (предметные):
Личностные: формировать интерес к учебному материалу, представлению о ценности и уникальности природного мира.
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Познавательные: формировать умение осуществлять поиск нужной информации; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи.
Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению, дружить, использовать в общении правила вежливости, регулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
Оборудование: для учителя: карта полушарий; интерактивный глобус, компьютер, проектор, презентация.
для учащихся: простые карандаши; комплект карточек с текстами, критериями, интерактивный глобус.
Время проведения: 40 минут
Этапы урока
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, вам нравится, когда к вам приходят гости? (да)
- К нам на урок тоже пришли гости. Посмотрите на них и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь друг другу и мне.
ΙΙ. Мотивация к учебной деятельности
Беседа:
- Ребята, вы хотите взглянуть на землю из космоса? - Давайте посмотрим. 1. (Видео)
***
Какая красивая наша Земля,
Я знаю, что она такая одна.
Она очень богата, прекрасна, светла.
И красотою блещет всегда.
- Ребята, а нашу Землю можно перенести к нам в класс?
- С помощью чего это можно сделать? (с помощью глобуса)
- Что такое глобус? (Глобус-это модель Земли)
- Посмотрим значение слова в словаре у Ожегова. (Чтение из толкового словаря)
- Назовите тему урока?
2(1) Тема урока: «Глобус – модель земли»
- Ребята, какая учебная задача нашего урока? 2(2) (Обобщить знания о глобусе, закрепить знания о глобусе, повторить знания о глобусе как модели Земли)
- Мы сегодня на уроке постараемся показать умения использовать глобус, который нам хорошо знаком.
III.Обобщение и систематизация изученного
Учитель
- Отправляемся в путешествие на космической ракете.
3. (Видео «Ракета-Восток)
- Наш путь будет лежать через космические просторы.
- Ребята, вам знаком запуск этой ракеты?
- В какой день была запущена эта ракета? (12 апреля)
- Кто первый полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)
4. - Что вы о нем знаете? (Ю́рий Алексе́евич Гага́рин лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
Военный лётчик 1-го класса, заслуженный мастер спорта. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур)
- Мы сегодня тоже отправляемся в космическое путешествие 12 апреля 2018 года.
- Ребята, а какими качествами должен обладать космонавт? (Быть целеустремленным, умным, трудолюбивым, быть внимательным, уметь работать в команде, ответственным, уважать других, здоровым…)
5, 6 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Ребята, закройте глаза и послушайте. – Что услышали? (Шум падающих звезд, как летит комета, как летит спутник и как вращаются планеты) - Молодцы.
7. В каждой ракете есть отсеки, центры. Мы с вами тоже разделились на центры.
- Представьтесь, какой вы центр? (Каждый представитель встает и говорит: «Мы центр «Истории»,
Центр «Исследования», Центр «Моделирования»
- Каждый центр работал над своей учебной задачей. И сейчас представит результат своей работы. Когда один представитель от центра выступает, остальные внимательно слушают и оценивают. Критерии устного ответа у вас в последнем файле.
8. Центр «Истории» (ВРЕМЯ НА ЧТЕНИЕ ТЕКСТА)
(рассказывает, опираясь на глобус)
Савин Сережа. Я представляю результат работы центра «Истории» (Глобус – это уменьшенная модель Земли - это шар, на котором определённым цветом нанесены суша, вода). Глобус нанесён на штырь и наклонён по отношению к подставке. Для глобуса штырь – это ось вращения. Глобус — это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.
- Вопросы, пожалуйста.
- Как ты понимаете значение слова «модель»? (модель — это уменьшенное значение предмета).
- На каких уроках можно использовать модель Земли? (Математика – посчитать материки, океаны, расстояния.
Русский язык – уметь писать названия материков, океанов, рек, озер. Литературное чтение – составлять рассказы о городах, столицах, горах)
- Спасибо.
- Оцените ответ представителя центра Истории.
Хомутова Валерия. Я представляю результат работы центра «Истории».
9. Много лет назад испанский мореплаватель Магеллан с командой обогнули Землю и вернулись к родным берегам. Плыли в одну сторону почти 3 года, а домой вернулись с другой стороны. Они сделали вывод, что Земля имеет форму шара.
10. Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира. = Значит глобусу более 500 лет!
Слово глобус происходит от латинского слова globus – шар. Земля не похожа точно ни на одну фигуру, поэтому ученые дали ей специальное название – геоид.
- А как называется наука, которая изучает Землю? (География)
- Спасибо.
- Оцените ответ представителя центра Истории.
Центр «Исследования»
(рассказывает около карты полушарий)
(ВРЕМЯ НА ЧТЕНИЕ ТЕКСТА)
Кочурина Варя. Я представляю результат работы центра «Исследования». 11. Греческий географ и астроном Гиппарх создал сетку линий – параллелей и меридианов. Воображаемые линии, которые расположены с севера на юг, называются меридианы.
Воображаемые линии, которые расположены с запада на восток, называются параллели.
= Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». Меридианы разделяют глобус и Землю, как апельсин, на дольки.
Воображаемая линия, которая проходит на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюса – экватор (от латинского слова – равный), 40 000 км, это главный пояс Земли, это самая длинная параллель. Экватор делит земной шар на два полушария. (На Северное и Южное полушария)
Две воображаемые точки через которые проходит ось вращения - полюсы Северный и Южный. Два полушария: Западное и Восточное.
А ещё говорят, что глобус покрыт линиями, будто сеткой.
- Вопросы, пожалуйста.
- Спасибо.
- Оцените ответ Варвары.
12. ФИЗМИНУТКА
- Закрыли глаза, легли на парту. Я называю космические тела, явления. Если это не относиться к теме, то открываем глаза и просыпаемся.
- млечный путь
- созвездие Сириус
- спутник Земли – Луна
- комета Галлея
- Полярная звезда
- Солнце
- Солнечная система
- города
- кольца Сатурна
- Продолжаем путешествие в космосе. В центре нашей ракеты находится глобус.
- Ребята, а теперь покажем свои знания на практике.
- Мы приземлились на материк. 13.
- Что такое материк? (Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками)
- Пожалуйста, по одному представителю от цента «Истории» и центра «Исследования» подойдите к нашей модели и покажите материки на глобусе.
- Остальные внимательно смотрят и слушают.
- В это время центр «Моделирования» работает самостоятельно.
14. «Игра: «Найди и покажи»
- Молодцы!
- Мы с вами услышали, что есть еще один материк – это Океания – это группа островов, с которыми вы будите знакомиться в 7 классе.
- Ребята из центра «Моделирования» выполняли работу на контурных картах. У каждого было свое полушарие.
- Какие вы все молодцы! Вы настоящие будущие космонавты!
- Ребята, кто желает выйти и показать результат своей работы.
2 ученика. Нам нужно было подписать названия материков.
- Спасибо.
- Ребята, оцените, пожалуйста, работу представителя центра «Моделирование»
IV. Рефлексия
15. - Я могу похвалить себя за то, что…
- Для меня осталось непонятным, то, что…
- Мне захотелось узнать поподробнее о …
- Мои знания помогут мне ….
V. Итог урока
- Ребята, наше путешествие подходит к концу.
- Встаньте, пожалуйста, кто доволен своей работой на уроке.
VI. Домашнее задание
16. Для того, чтобы ваши знания пригодились вам в дальнейшей учебе – в 5,6 классе, я хочу вам вручить модель земли на плоскости.
Вы можете изобразить на карте полушарий в цвете, подписать материки, океаны.
- Поделитесь своими успехами со своей семьей.
- Оценивать модель Земли мы будем на следующем уроке.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат