НЕСТАНДАРТНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Расихина Лилия Владимировна, преподаватель ОД
(математика, информатика и ИКТ)
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Краснодарское президентское кадетское училище"
Министерства обороны Российской Федерации
Аннотация: В статье рассматривается влияние нестандартных математических задач на развитие критического мышления обучающихся. Представлены основные подходы к отбору задач, способствующих развитию навыков анализа, логического мышления и творчества, а также описаны методы работы с ними на уроках. Нестандартные задачи рассматриваются как важный инструмент, формирующий устойчивые познавательные интересы и способности к самостоятельному поиску решений. Описанные подходы могут быть полезны преподавателям математики для повышения мотивации и развития критического мышления учащихся.
Ключевые слова: нестандартные задачи, критическое мышление, логическое мышление, развитие учащихся, математическое образование, творческие задачи, аналитические навыки.
В современном образовательном процессе формирование критического мышления становится одной из ключевых задач, поскольку оно позволяет обучающимся не только усваивать знания, но и применять их на практике, анализировать, делать выводы, критически осмысливать и переосмысливать полученные результаты. В этом контексте использование нестандартных математических задач играет существенную роль, так как они требуют от учащихся высокой концентрации, логического анализа и креативного подхода к решению.
Нестандартные задачи – это задачи, которые выходят за рамки традиционных учебников и требуют более глубокого и комплексного подхода. Эти задачи не имеют однозначного решения, их суть заключается в том, чтобы обучающийся самостоятельно смог оценить, проанализировать и выбрать наиболее подходящий способ решения. Таким образом, нестандартные задачи выполняют сразу несколько функций: они развивают у обучающихся умение выделять главное, искать различные подходы к решению, формулировать гипотезы и, в конечном итоге, выстраивать собственные выводы и обоснования.
Один из ключевых аспектов критического мышления, который развивают нестандартные задачи, – это способность анализировать и сопоставлять данные. Например, если в задаче отсутствует часть информации, обучающемуся приходится «достраивать» логическую цепочку, искать дополнительные связи, что повышает его способность к аналитической работе с информацией. Ученик учится работать с разными типами данных, анализировать их достоверность и формулировать выводы.
Использование задач с недостающими данными или задач с избытком данных – один из приёмов, способствующих развитию критического мышления. Такие задачи вынуждают учащихся фильтровать информацию, выбирая только ту, которая имеет значение для решения. Например, задачу можно составить так, чтобы учащемуся пришлось определить, какие данные из приведённых действительно необходимы, а какие являются отвлекающими или избыточными. Этот метод позволяет учащимся лучше структурировать информацию, что в дальнейшем поможет им в самостоятельной работе с математическими и научными задачами.
Решение нестандартных задач требует от учащихся нестандартного мышления, отказа от привычных шаблонов. Важной целью преподавателя при работе с такими задачами является создание условий, в которых ученик научится выходить за рамки типовых способов решения. Например, задачи, предполагающие многовариантность решений, способствуют формированию гибкости мышления. Учащиеся пробуют разные подходы и видят, что в математике иногда возможно несколько правильных путей решения, каждый из которых может привести к верному результату. Этот подход особенно важен для развития критического мышления, так как он позволяет формировать у учащихся понимание того, что не всегда существует однозначный и заранее предопределённый ответ.
Важную роль в формировании критического мышления играют задачи, которые подразумевают необходимость проверки гипотез и построения логических цепочек. Например, задачи, которые требуют от обучающегося самостоятельно выдвигать предположения и проверять их на практике, развивают исследовательские способности и помогают осознать процесс принятия решений. Это позволяет учащемуся не просто решать задачу, но и осознавать, почему выбранный способ решения является оптимальным и какие альтернативы можно было бы использовать.
Немаловажным аспектом нестандартных задач является их способность повышать мотивацию к изучению математики. Зачастую стандартные задачи, присутствующие в учебниках, кажутся обучающимся рутинными и неинтересными. Использование же нестандартных задач создаёт ситуацию, в которой ученики начинают рассматривать математику как нечто большее, чем просто набор формул и уравнений. Психологический интерес к решению задачи возрастает, особенно если она подаётся в форме головоломки или увлекательной истории, и это способствует формированию устойчивой познавательной мотивации. Такие задачи становятся не только инструментом для формирования новых знаний, но и способом поддержания интереса к предмету и к самим учебным занятиям.
Для преподавателей также важно понимать, что нестандартные задачи способствуют развитию у учащихся ответственности за процесс обучения. Столкнувшись с задачей, для которой у них нет готового алгоритма решения, ученики осознают, что должны самостоятельно выбрать подход и способы проверки своих решений. Это приводит к развитию навыков самообразования и самоконтроля, а также формированию привычки проверять себя, что является неотъемлемой частью критического мышления.
Таким образом, нестандартные задачи способствуют не только интеллектуальному, но и личностному развитию обучающихся, так как они приучают их к самостоятельности и ответственности. Преподаватели могут активно использовать задачи, предполагающие различную степень сложности, начиная с простых логических задач и постепенно переходя к более сложным, многокомпонентным.
Нестандартные задачи также могут использоваться для командной работы. Совместное решение таких задач развивает умение работать в группе, делегировать задачи, формулировать собственные мысли и корректно аргументировать свои доводы. В ходе таких занятий учащиеся учатся критически воспринимать аргументы других, а также находить общие пути решения, что развивает их коммуникативные навыки и навыки командной работы.
Примеры использования нестандартных задач в образовательном процессе могут включать задачи на выстраивание логических последовательностей, задачи-головоломки, задачи на пространственное мышление и задачи, требующие многократного анализа условий. Такие задачи помогают учащимся укрепить навыки критического мышления, которые потребуются им не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни. Ведь критическое мышление — это не только способность решать сложные математические задачи, но и умение адаптироваться к новым условиям, находить решения и ориентироваться в мире, который постоянно меняется.
В заключение отметим, что использование нестандартных задач в преподавании математики является важным инструментом, формирующим у учащихся критическое мышление, мотивацию к изучению предмета и способности к самостоятельному анализу. Преподавателю, работающему с такими задачами, важно создавать условия, в которых учащиеся чувствовали бы себя уверенно и могли бы принимать решения самостоятельно, выстраивая свой собственный путь к решению поставленных задач.
Список литературы
Бочко, А. Е. Нестандартные задачи по алгебре как средство формирования исследовательских способностей учащихся основной школы / А. Е. Бочко. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72231/ (дата обращения: 29.10.2024).
Василькина
К.В.
Формирование критического мышления у учащихся на уроках алгебры основной школы
// Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032531 (дата обращения: 29.10.2024).
Галиева
С
.
Ю
.
,
Каметова
А
.
Б
.
Педагогические условия как фактор формирования критического мышления школьников в
контекcте
изучения математики
//
Ped.Rev
.. 2021. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-kak-faktor-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-shkolnikov-v-kontekcte-izucheniya-matematiki (дата обращения: 29.10.2024).
Менькова
С.В.
Математические задачи как эффективное средство формирования критического мышления школьников
// Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5
. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32055 (дата обращения: 29.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат