ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шуленина Вера Николаевна, педагог дополнительного образования Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №29
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Аннотация: Статья посвящена значению дидактических игр и пособий в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные цели и задачи использования игровых методов обучения, представлена роль наглядных и дидактических материалов в формировании у дошкольников представлений о числах, форме, размере и логических связях. Автор отмечает эффективность игровых технологий в повышении интереса к обучению и развития логического мышления. Приведены примеры дидактических игр и методов, которые способствуют развитию математических навыков у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольное образование, дидактические игры, математические способности, игровое обучение, логическое мышление.
Использование дидактических игр и пособий в развитии математических способностей детей дошкольного возраста — это не только эффективный, но и необходимый инструмент, позволяющий педагогам выстроить процесс обучения в форме, наиболее естественной для дошкольников. Игра, как основная деятельность ребенка, выступает здесь в роли средства освоения и закрепления знаний, что способствует лучшему пониманию и восприятию математических понятий. Именно в игровой форме дети легко усваивают представления о числах, форме, величине, пространственном расположении и других математических аспектах. Педагогам дополнительного образования важно включать дидактические игры в структуру занятий, чтобы поддерживать интерес детей к обучению, стимулировать их любознательность и обеспечивать раннее формирование логического мышления.
Математика в дошкольном возрасте воспринимается через систему наглядно-образных представлений, поэтому применение дидактических игр позволяет более успешно и глубоко внедрять математические понятия. Дети не только запоминают цифры и учатся считать, но также начинают осознавать структуру и взаимосвязи, что является основой логического мышления. Одной из важных задач педагога дополнительного образования становится создание условий, в которых ребенок будет развиваться в соответствии со своими возможностями и интересами, и дидактическая игра служит прекрасным инструментом для этого.
Дидактические игры включают в себя множество различных материалов и методов, начиная от счётных палочек и заканчивая играми с элементами конструирования. Каждый инструмент способствует развитию определенного математического навыка. Например, игры с использованием счетных палочек и кубиков развивают у детей базовые навыки счета, позволяют осознать принцип последовательности, изучить понятия «больше», «меньше», «равно». Эти пособия можно использовать для различных игровых заданий: от простой сортировки до создания геометрических фигур, что формирует пространственное мышление и воображение. Также в арсенал педагога входят пазлы, головоломки, домино, карточные игры с изображениями фигур и чисел — каждый из этих видов помогает ребенку в увлекательной форме изучать математические закономерности.
Дидактические игры и пособия выполняют несколько важных функций: обучающую, развивающую и мотивирующую. Так, обучающая функция реализуется через обучение базовым математическим понятиям, таким как число, величина и форма. Дети на занятиях учатся сравнивать, сопоставлять предметы, классифицировать их по определенным признакам, развивая навыки анализа и синтеза. Развивающая функция направлена на формирование у дошкольников логического и пространственного мышления, умения рассуждать, объяснять свои действия и находить нестандартные решения. Мотивирующая функция связана с тем, что игра вызывает у детей положительные эмоции, интерес к процессу, а также желание продолжать обучающую деятельность.
Особое внимание следует уделить играм на развитие счета и числовых представлений. Здесь можно использовать игры, где дети находят пропавшие числа, складывают простые примеры или угадывают результат. Например, в игре «Найди число» дети видят последовательность чисел, из которой одно число пропущено, и задача ребенка — назвать его. Такие игры помогают закрепить представления о числовом ряде, способствуют лучшему пониманию числовых закономерностей. Более сложные игры, такие как «Найди соседа», развивают навыки поиска чисел, стоящих перед или после заданного числа. Педагог, проводя такие игры, помогает ребенку лучше ориентироваться в числовых рядах и сформировать основу для последующего изучения арифметики.
Игры с элементами классификации и сопоставления также имеют важное значение. Например, в игре «Найди лишний предмет» дети должны определить, какой предмет не подходит по какому-либо признаку, что способствует развитию у детей логического мышления и способности к анализу. Другой пример — игра «Разложи по цветам», где ребенок сортирует предметы по цвету, размеру или форме, что помогает развивать внимание и учит делать выводы. Эти навыки лежат в основе математического анализа, который будет важен в школьном обучении.
Ряд игр направлен на развитие пространственного мышления, без которого невозможен полноценный переход к геометрии и другим сложным математическим понятиям. Например, игры с конструктором, пазлы и головоломки позволяют ребенку ориентироваться в пространственных отношениях, что служит основой для освоения понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Подобные навыки оказываются важными и для других предметов, не только математики, что делает дидактические игры универсальными.
Нельзя обойти вниманием игры, развивающие у детей логическое мышление. К таким играм относятся логические цепочки, лабиринты, а также задачи на поиск закономерностей. Например, в игре «Пройди через лабиринт» ребенку требуется найти путь к цели, что способствует развитию логического мышления и терпения. Дети учатся планировать свои действия, предугадывать возможные шаги, что также полезно для будущей учебы.
Эффективность дидактических игр в обучении дошкольников математике зависит от умения педагога правильно построить процесс. Важно учитывать, что игра должна быть не только интересной, но и содержать четкую обучающую цель. Педагогу необходимо объяснить ребенку суть игры, дать примеры и направить его, чтобы он сам мог открыть для себя математические принципы, заложенные в игре. Кроме того, следует регулярно менять игры и задания, усложняя их, по мере того как ребенок осваивает материал.
Подводя итог, можно отметить, что дидактические игры и пособия играют ключевую роль в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста. Благодаря игровым методам дети учатся понимать математические законы, развивают логику и пространственное мышление, находят интерес к обучению. Включение дидактических игр в процесс обучения позволяет педагогу добиться максимального вовлечения детей и создать условия для их гармоничного развития.
Список литературы
Викторова Ю. А., Жуйкова Т. П.
Развитие вычислительной деятельности, средствами математических игр, детей старшего
дошкольного возраста
//
The
Scientific
Heritage
. 2020. №55-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vychislitelnoy-deyatelnosti-sredstvami-matematicheskih-igr-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.10.2024).
Иванова А.В., Андреева Л.Д.
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
// Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013734 (дата обращения: 29.10.2024).
Толкова Н
.
М
.
,
Мотова
И
.
В
.
Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат