Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Логопедическая помощь при обучении чтению и письму: профилактика дислексии и дисграфии. Работа №73932

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Логопедическая помощь при обучении чтению и письму: профилактика дислексии и дисграфии
Работа:

Логопедическая помощь при обучении чтению и письму: профилактика дислексии и дисграфии

 

Малоглазова Елена Алексеевна, учитель-логопед

ГБОУ школа №560 Выборгского района города Санкт-Петербурга

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы логопедической помощи при обучении чтению и письму, направленные на профилактику дислексии и дисграфии у детей. Описываются признаки данных нарушений, а также техники и упражнения, которые могут быть использованы как в логопедической практике, так и в домашних условиях. Приводится внимание к важности раннего выявления проблем и взаимодействия логопеда с родителями и педагогами.

Ключевые слова: логопедическая помощь, обучение чтению, обучение письму, дислексия, дисграфия, профилактика, коррекция, дети.

 

Обучение чтению и письму — один из ключевых этапов в развитии ребенка, однако у некоторых детей могут возникать трудности, связанные с нарушениями, такими как дислексия и дисграфия. Эти расстройства значительно затрудняют процесс освоения письменной речи и могут иметь серьезные последствия для учебной деятельности и социальной адаптации. Важно, чтобы учителя и логопеды были внимательны к симптомам этих нарушений и использовали эффективные методы логопедической помощи, направленные на их профилактику и коррекцию.

Дислексия проявляется в трудностях с восприятием и обработкой письменной информации. Дети с дислексией могут испытывать затруднения в распознавании букв и звуков, что мешает им развивать навыки чтения. На начальных этапах обучения они могут путать буквы, неправильно читать слова, не понимать прочитанное, а также испытывать трудности с запоминанием алфавита. Признаки дисграфии заключаются в недостаточном развитии навыков письма. Дети с дисграфией могут писать неразборчиво, допускать орфографические ошибки, не соблюдать размеры букв и межстрочный интервал. Оба этих нарушения часто взаимосвязаны и требуют комплексного подхода к диагностике и коррекции.

Логопедическая помощь в профилактике дислексии и дисграфии начинается с раннего выявления проблем у детей. Родители и педагоги должны быть внимательны к тому, как ребенок справляется с чтением и письмом. Если у ребенка наблюдаются затруднения в запоминании букв, сложностях в чтении простых слов или неразборчивый почерк, необходимо обратиться к логопеду для проведения диагностики и разработки индивидуального плана коррекции. Оценка речевых навыков, фонематического слуха и моторной координации позволит выявить конкретные проблемы и начать своевременную работу по их устранению.

Важно отметить, что профилактика дислексии и дисграфии включает в себя разнообразные методы и приемы, которые могут быть использованы как в рамках логопедических занятий, так и в домашних условиях. Одним из наиболее эффективных методов является работа над фонематическим слухом. Логопед может использовать игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, различение звуков и работу с буквами. Например, можно использовать упражнения, в которых ребенок должен выделять первый звук в слове или находить слова, начинающиеся с определенной буквы. Это помогает ему развивать фонематическое восприятие и улучшает навыки чтения.

Для детей, испытывающих трудности с письмом, полезными могут стать различные графомоторные упражнения. Логопед может предложить родителям проводить занятия, направленные на развитие мелкой моторики. Например, рисование, лепка из пластилина, вырезание и складывание оригами способствуют укреплению мышц рук и подготовке их к письму. Эти занятия не только развивают моторику, но и улучшают координацию движений, что важно для правильного письма. Можно также рекомендовать детям выполнять упражнения на копирование простых графических фигур, что поможет им лучше ориентироваться на листе бумаги и учиться контролировать свои движения.

Также стоит обратить внимание на важность создания положительной мотивации к обучению. Дети с дислексией и дисграфией могут испытывать низкую самооценку и страх перед чтением и письмом, что усугубляет их трудности. Логопед может рекомендовать родителям хвалить ребенка за любые достижения, поощрять его стараться и поддерживать интерес к занятиям. Например, можно организовать чтение увлекательных книг, обсуждая с ребенком сюжет и персонажей, чтобы вызвать интерес к литературе. Это поможет не только развивать навыки чтения, но и формировать положительное отношение к этому процессу.

Важным аспектом работы логопеда является сотрудничество с родителями и педагогами. Логопед должен активно взаимодействовать с учителями, чтобы обеспечить комплексный подход к обучению ребенка. Совместные усилия помогут создать единую образовательную среду, в которой ребенок сможет получать поддержку и внимание как на логопедических занятиях, так и в классе. Учителям следует учитывать индивидуальные особенности детей, а также адаптировать задания по чтению и письму в соответствии с их потребностями.

Также полезно вовлекать родителей в процесс коррекции. Логопед может предоставить родителям рекомендации по проведению домашних занятий, что позволит поддерживать развитие речевых навыков вне логопедических сеансов. Упражнения на развитие фонематического слуха, игры на внимание и память, а также графомоторные задания могут быть выполнены дома с участием родителей. Это не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и укрепляет эмоциональную связь между родителем и ребенком.

В заключение, логопедическая помощь при обучении чтению и письму с целью профилактики дислексии и дисграфии является важной задачей, требующей комплексного подхода и активного взаимодействия с родителями и педагогами. Раннее выявление проблем, использование эффективных методов и приемов, а также создание положительной мотивации — все это способствует успешному преодолению трудностей и развитию речевых навыков у детей. Логопеды должны активно работать над формированием благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок сможет достигнуть успеха в чтении и письме, несмотря на возможные трудности.

 

 

Список литературы

Аристова Т. А. Коррекция нарушений письменной речи.

Учебнометодическое

пособие. СПб

. :

Каро, 2019. 208 с.

Голубева А. А., Голубева Э. А., Китаева Н. Н., Мельникова Е. А., Орловская А. В. Особенности процесса чтения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы с дислексией // Специальное образование.

2015.

№XI. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-chteniya-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-obscheobrazovatelnoy-shkoly-s-disleksiey

Ефименкова

, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н.

Ефименкова

, И.Н. Садовникова. – М, 2015.

Преженцева

В.В. Коррекция дисграфии у младших школьников в общеобразовательной школе: проблемы и пути решения // Теория и практика современной науки. 2021. №11 (77).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×