Логопедическая помощь при обучении чтению и письму: профилактика дислексии и дисграфии
Малоглазова Елена Алексеевна, учитель-логопед
ГБОУ школа №560 Выборгского района города Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются методы логопедической помощи при обучении чтению и письму, направленные на профилактику дислексии и дисграфии у детей. Описываются признаки данных нарушений, а также техники и упражнения, которые могут быть использованы как в логопедической практике, так и в домашних условиях. Приводится внимание к важности раннего выявления проблем и взаимодействия логопеда с родителями и педагогами.
Ключевые слова: логопедическая помощь, обучение чтению, обучение письму, дислексия, дисграфия, профилактика, коррекция, дети.
Обучение чтению и письму — один из ключевых этапов в развитии ребенка, однако у некоторых детей могут возникать трудности, связанные с нарушениями, такими как дислексия и дисграфия. Эти расстройства значительно затрудняют процесс освоения письменной речи и могут иметь серьезные последствия для учебной деятельности и социальной адаптации. Важно, чтобы учителя и логопеды были внимательны к симптомам этих нарушений и использовали эффективные методы логопедической помощи, направленные на их профилактику и коррекцию.
Дислексия проявляется в трудностях с восприятием и обработкой письменной информации. Дети с дислексией могут испытывать затруднения в распознавании букв и звуков, что мешает им развивать навыки чтения. На начальных этапах обучения они могут путать буквы, неправильно читать слова, не понимать прочитанное, а также испытывать трудности с запоминанием алфавита. Признаки дисграфии заключаются в недостаточном развитии навыков письма. Дети с дисграфией могут писать неразборчиво, допускать орфографические ошибки, не соблюдать размеры букв и межстрочный интервал. Оба этих нарушения часто взаимосвязаны и требуют комплексного подхода к диагностике и коррекции.
Логопедическая помощь в профилактике дислексии и дисграфии начинается с раннего выявления проблем у детей. Родители и педагоги должны быть внимательны к тому, как ребенок справляется с чтением и письмом. Если у ребенка наблюдаются затруднения в запоминании букв, сложностях в чтении простых слов или неразборчивый почерк, необходимо обратиться к логопеду для проведения диагностики и разработки индивидуального плана коррекции. Оценка речевых навыков, фонематического слуха и моторной координации позволит выявить конкретные проблемы и начать своевременную работу по их устранению.
Важно отметить, что профилактика дислексии и дисграфии включает в себя разнообразные методы и приемы, которые могут быть использованы как в рамках логопедических занятий, так и в домашних условиях. Одним из наиболее эффективных методов является работа над фонематическим слухом. Логопед может использовать игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, различение звуков и работу с буквами. Например, можно использовать упражнения, в которых ребенок должен выделять первый звук в слове или находить слова, начинающиеся с определенной буквы. Это помогает ему развивать фонематическое восприятие и улучшает навыки чтения.
Для детей, испытывающих трудности с письмом, полезными могут стать различные графомоторные упражнения. Логопед может предложить родителям проводить занятия, направленные на развитие мелкой моторики. Например, рисование, лепка из пластилина, вырезание и складывание оригами способствуют укреплению мышц рук и подготовке их к письму. Эти занятия не только развивают моторику, но и улучшают координацию движений, что важно для правильного письма. Можно также рекомендовать детям выполнять упражнения на копирование простых графических фигур, что поможет им лучше ориентироваться на листе бумаги и учиться контролировать свои движения.
Также стоит обратить внимание на важность создания положительной мотивации к обучению. Дети с дислексией и дисграфией могут испытывать низкую самооценку и страх перед чтением и письмом, что усугубляет их трудности. Логопед может рекомендовать родителям хвалить ребенка за любые достижения, поощрять его стараться и поддерживать интерес к занятиям. Например, можно организовать чтение увлекательных книг, обсуждая с ребенком сюжет и персонажей, чтобы вызвать интерес к литературе. Это поможет не только развивать навыки чтения, но и формировать положительное отношение к этому процессу.
Важным аспектом работы логопеда является сотрудничество с родителями и педагогами. Логопед должен активно взаимодействовать с учителями, чтобы обеспечить комплексный подход к обучению ребенка. Совместные усилия помогут создать единую образовательную среду, в которой ребенок сможет получать поддержку и внимание как на логопедических занятиях, так и в классе. Учителям следует учитывать индивидуальные особенности детей, а также адаптировать задания по чтению и письму в соответствии с их потребностями.
Также полезно вовлекать родителей в процесс коррекции. Логопед может предоставить родителям рекомендации по проведению домашних занятий, что позволит поддерживать развитие речевых навыков вне логопедических сеансов. Упражнения на развитие фонематического слуха, игры на внимание и память, а также графомоторные задания могут быть выполнены дома с участием родителей. Это не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и укрепляет эмоциональную связь между родителем и ребенком.
В заключение, логопедическая помощь при обучении чтению и письму с целью профилактики дислексии и дисграфии является важной задачей, требующей комплексного подхода и активного взаимодействия с родителями и педагогами. Раннее выявление проблем, использование эффективных методов и приемов, а также создание положительной мотивации — все это способствует успешному преодолению трудностей и развитию речевых навыков у детей. Логопеды должны активно работать над формированием благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок сможет достигнуть успеха в чтении и письме, несмотря на возможные трудности.
Список литературы
Аристова Т. А. Коррекция нарушений письменной речи.
Учебнометодическое
пособие. СПб
. :
Каро, 2019. 208 с.
Голубева А. А., Голубева Э. А., Китаева Н. Н., Мельникова Е. А., Орловская А. В. Особенности процесса чтения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы с дислексией // Специальное образование.
2015.
№XI. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-chteniya-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-obscheobrazovatelnoy-shkoly-s-disleksiey
Ефименкова
, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н.
Ефименкова
, И.Н. Садовникова. – М, 2015.
Преженцева
В.В. Коррекция дисграфии у младших школьников в общеобразовательной школе: проблемы и пути решения // Теория и практика современной науки. 2021. №11 (77).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат