Обсуждение социальных проблем на уроках обществознания: как научить школьников формулировать и защищать свое мнение
Никитенко Оксана Васильевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» имени Героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина станицы Октябрьской
Аннотация. Статья рассматривает методику обсуждения социальных проблем на уроках обществознания, с акцентом на формирование и защиту собственного мнения у школьников. Описаны этапы подготовки и проведения дискуссий, а также предложены практические примеры, направленные на развитие навыков аргументации и критического мышления. Особое внимание уделено техникам, помогающим учащимся выражать собственные позиции и уважать мнения других.
Ключевые слова: социальные проблемы, обсуждение, критическое мышление, аргументация, формирование мнения, методика преподавания обществознания.
Обсуждение социальных проблем на уроках обществознания играет важную роль в формировании личности учащегося и помогает ему развивать такие ценные навыки, как критическое мышление, аргументация и умение выслушивать и понимать других. Современные социальные вопросы, такие как вопросы экологии, прав человека, равенства и этики, вызывают живой интерес у школьников и открывают возможность для активного обмена мнениями. Именно в процессе таких обсуждений учащиеся учатся не только формулировать свою позицию, но и защищать ее, что требует от них умения мыслить логически и обосновывать свою точку зрения. Однако для того чтобы подобные обсуждения действительно развивали учеников, они должны быть хорошо организованы и сопровождаться методическими указаниями, направленными на постепенное освоение навыков конструктивной дискуссии.
Первый этап работы с социальными проблемами в рамках уроков обществознания заключается в выборе темы, которая будет понятна и близка учащимся, соответствовать их возрасту и уровню подготовки. Например, для младших классов могут подойти вопросы, связанные с правилами поведения в обществе, важностью дружбы и взаимопомощи. Для старшеклассников темы могут быть более сложными, такие как толерантность, роль государства в жизни человека или проблема равенства прав. При этом важно, чтобы тема была актуальной и отражала реальные социальные процессы, о которых ученики могли бы составить свое мнение, например, на основе новостных событий или общих жизненных ситуаций. Знакомство с проблемой можно начать с демонстрации видеоматериала, статьи или короткого эссе, которые отражают разные точки зрения на этот вопрос. Такой вводный материал не только подготовит учащихся к обсуждению, но и поможет им увидеть широту темы и разнообразие подходов к ней.
На следующем этапе — подготовке к обсуждению — учитель может предложить ученикам составить список вопросов, которые помогут лучше понять суть обсуждаемой проблемы. Например, при обсуждении вопроса о необходимости защиты окружающей среды можно предложить учащимся ответить на вопросы: «Какие экологические проблемы вы считаете наиболее важными?», «Кто несет ответственность за их решение?», «Может ли каждый человек внести свой вклад?». Подобные вопросы помогают не только настроиться на тему, но и определиться с личным мнением по поводу обсуждаемого вопроса. Важно, чтобы учащиеся могли свободно высказываться, выражать свои мысли, не опасаясь осуждения, поэтому создание атмосферы уважительного и открытого общения является приоритетом для учителя на этом этапе.
Проведение самого обсуждения может осуществляться в форме дебатов, групповой работы или круглого стола. Например, при проведении дебатов ученики могут разделиться на группы, каждая из которых будет представлять одну из точек зрения на проблему. Каждой группе предоставляется время для подготовки своих аргументов, после чего они поочередно выступают, обосновывая свою позицию. Учитель при этом выступает в роли модератора, следит за тем, чтобы все участники придерживались правил дискуссии и уважали чужое мнение. После основной части дебатов можно провести рефлексию, во время которой учащиеся поделятся впечатлениями от дискуссии, расскажут, изменилась ли их точка зрения и какие аргументы они сочли наиболее убедительными.
Работа в малых группах также является эффективным методом для обсуждения социальных проблем. Например, если тема касается прав человека, можно разделить класс на группы, каждая из которых обсудит определенные аспекты, такие как право на свободу слова, право на образование или на безопасность. После обсуждения в группах учащиеся могут представить свои выводы перед классом, что позволяет им учиться высказывать свои мысли перед аудиторией и развивает навыки публичных выступлений. Учителю рекомендуется поощрять каждого участника к активному включению в обсуждение, помогая им, например, вопросами или предложениями дополнить уже озвученные идеи.
После завершения обсуждения полезно провести этап рефлексии, где учащиеся могут обдумать, какие выводы они сделали и каково значение обсуждаемой проблемы для них лично. Рефлексия помогает им лучше осмыслить полученный опыт и увидеть, как такие дискуссии помогают им формировать и защищать свое мнение. Например, в случае с обсуждением темы толерантности можно задать вопросы: «Какое значение имеет толерантность в нашем обществе?», «Почему важно уважать чужое мнение, даже если оно отличается от вашего?». Рефлексия способствует не только закреплению темы, но и помогает ученикам научиться рассматривать различные точки зрения и подходы к решению социальных вопросов.
Следует учитывать, что при обсуждении социальных проблем некоторые учащиеся могут испытывать трудности с формулированием своей точки зрения или недостаточно уверенно чувствовать себя в споре. В таких случаях учитель может предложить им подготовить письменное изложение своей позиции перед началом обсуждения. Это позволит каждому ученику сформулировать свои мысли, подумать над аргументацией и быть более уверенным в себе. Кроме того, можно предложить использовать структуру «теза — обоснование — пример», которая помогает выстроить аргументацию: теза представляет основную идею, обоснование объясняет, почему эта идея важна, а пример иллюстрирует ее на практике.
Важно также учить школьников уважению и толерантности в дискуссиях, поскольку обсуждение социальных вопросов может вызывать сильные эмоции и разногласия. Учитель должен уделить внимание правилам общения и поддерживать атмосферу взаимного уважения. Подобная подготовка помогает не только избежать конфликтов, но и развивает у учащихся навыки конструктивного взаимодействия, умение прислушиваться к другим и принимать их мнение.
В заключение, обсуждение социальных проблем на уроках обществознания — это не только способ познакомить школьников с важными социальными вопросами, но и инструмент для развития таких качеств, как критическое мышление, способность к аргументации и защита собственного мнения. В ходе таких занятий учащиеся учатся анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи и выстраивать собственную точку зрения. Это помогает им не только глубже понять мир вокруг, но и сформировать активную гражданскую позицию, которая будет служить основой для их личностного роста и социальной ответственности.
Список литературы
Каримулаева
Э.М.,
Куччаев
Р.М., Дибирова К.С. Методика организации дискуссии на уроках обществознания // МНКО. 2022.
№4 (95). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-diskussii-na-urokah-obschestvoznaniya
Михайлова А.С. Развитие критического мышления при изучении обществознания в школе // Скиф. 2023.
№4 (80). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-pri-izuchenii-obschestvoznaniya-v-shkole
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат