ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Итяксов Николай Иванович, учитель математики
ГБОУ СОШ с.Алакаевка Самарской области
Аннотация: В статье рассмотрены преимущества и особенности использования групповых форм работы на уроках математики. Раскрываются методические аспекты организации групповой работы, которая способствует улучшению образовательных результатов, развитию коммуникативных и аналитических навыков у школьников. Приводятся примеры заданий и подходов, позволяющих повысить вовлечённость учащихся и обеспечить более глубокое усвоение математического материала.
Ключевые слова: групповая работа, уроки математики, образовательные результаты, взаимодействие, математическое мышление, коммуникативные навыки.
Современная школа ориентируется не только на передачу знаний, но и на развитие у школьников широкого спектра навыков, таких как умение работать в команде, анализировать и представлять информацию. На уроках математики особенно важно внедрять формы обучения, позволяющие ученикам находить решения и развивать математическое мышление в условиях сотрудничества и обмена идеями. Одним из таких подходов является групповая работа, которая, при правильной организации, может значительно улучшить образовательные результаты и развить у учеников способности к логическому и критическому анализу.
Групповая работа на уроках математики позволяет не только усваивать учебный материал, но и формировать у учащихся уверенность в своих силах, что особенно важно для тех, у кого возникают трудности с этим предметом. Работа в команде снижает чувство тревоги и создает благоприятную атмосферу для обсуждения и решения задач. Каждый ученик может внести свой вклад в общее дело, и благодаря обмену мнениями участники группы получают возможность увидеть разные подходы к решению задач. Это помогает глубже понять математические понятия и приемы, что ведет к более успешному освоению предмета.
Одним из эффективных методов организации групповой работы является деление учеников на группы, в которых каждый получает индивидуальную роль. Например, один ученик может быть ответственным за анализ задачи, другой — за представление решения, третий — за проверку и контроль. Этот подход позволяет развивать у школьников не только математические, но и коммуникативные и организаторские навыки. Ключевая роль учителя в этом случае — наблюдать за процессом, поддерживать и направлять группы, предоставляя помощь при необходимости.
Также важен подбор заданий, подходящих для групповой работы. Они должны быть достаточно сложными, чтобы требовать коллективного обсуждения и обмена идеями. Например, можно использовать задачи с несколькими вариантами решений или задания, требующие от группы разработки стратегии. Такие задачи способствуют развитию у школьников способности работать в коллективе и находить нестандартные решения. Примером могут быть задачи из разделов геометрии и алгебры, где учащимся необходимо не просто решить пример, но и доказать его правильность. Подобные задачи требуют от школьников обмена мнениями и позволяют каждому внести вклад в решение.
Практика показывает, что учащиеся, работающие в группах, более активно вовлечены в процесс обучения и показывают более высокие результаты. Они быстрее осваивают материал, поскольку обсуждают и объясняют решения друг другу. Механизм объяснения играет важную роль в закреплении знаний: ученик, который делится своим пониманием задачи, не только помогает другим, но и укрепляет свои знания. Совместное обсуждение также помогает выявить пробелы в знаниях, которые можно устранить на месте. Это ведет к тому, что ученики получают возможность осознанного и структурированного освоения материала.
Для повышения эффективности групповой работы важно учитывать уровень подготовки учеников и формировать группы таким образом, чтобы они были разнородными. Наличие сильных учеников в каждой группе позволяет менее подготовленным учащимся учиться у своих сверстников, что создает естественную атмосферу для освоения материала и помогает каждому ученику достичь оптимального уровня понимания. Однако важно, чтобы задания были разнообразными, так как сильные ученики не должны доминировать в обсуждении, а каждый участник группы должен иметь возможность активно участвовать в решении.
Примером успешного задания для групповой работы может быть задача, требующая от группы анализа различных подходов к решению. Это позволяет ученикам увидеть математику в многогранности её решений и увидеть, как один и тот же результат может быть достигнут разными путями. Кроме того, такой формат работы помогает учащимся развить аналитическое мышление и учит выбирать оптимальный способ решения в зависимости от условий задачи.
Важный элемент организации групповой работы — это система оценки. Учитель может использовать как групповую оценку, так и индивидуальную. Оценка всей группы за выполнение задания стимулирует учеников к поддержке и помощи друг другу, что формирует у них ответственность за общий результат. В то же время, индивидуальная оценка позволяет выделить вклад каждого ученика и дает учителю возможность контролировать участие каждого. Кроме того, учитель может использовать промежуточные обсуждения и мини-проверки, чтобы вовремя оказать поддержку и скорректировать работу группы, если это необходимо.
Использование цифровых технологий также может значительно повысить эффективность групповой работы. Интерактивные доски, планшеты и онлайн-платформы позволяют быстро обмениваться идеями, создавать презентации решений, визуализировать задачи, что делает процесс обучения более увлекательным и наглядным. С помощью таких инструментов ученики могут легко делиться своими наработками и проверять результаты друг друга, что упрощает работу в группе и способствует её структурированности.
Заключительным этапом групповой работы является представление результатов. Каждая группа может представить свои решения всему классу, объясняя выбор метода и аргументируя правильность решения. Этот этап способствует развитию навыков публичного выступления, укрепляет уверенность учеников в своих силах и способствует закреплению полученных знаний. Учащиеся также имеют возможность задать вопросы друг другу, что способствует созданию живого и познавательного диалога.
В заключение, групповая работа на уроках математики является эффективным методом, способствующим повышению образовательных результатов и развитию у учащихся таких навыков, как коммуникативные способности, умение работать в команде и анализировать сложные задачи. Правильная организация групповой работы и подбор подходящих заданий позволяют учителю создать атмосферу активного обучения, где каждый ученик чувствует свою значимость и вовлечённость в процесс. Таким образом, групповая работа не только обогащает знания учеников, но и формирует у них интерес к математике, уверенность в своих силах и готовность к поиску решений в самых разных ситуациях.
Список литературы
Ахметжанова
Б
.
Ж
.
, Смирнова А
.
А
.
, Земцова Н
.
А
.
Развитие математических навыков учащихся 5-9 классов через использование
разнообразных форм и методов обучения // Педагогическая наука и практика. 2023. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-matematicheskih-navykov-uchaschihsya-5-9-klassov-cherez-ispolzovanie-raznoobraznyh-form-i-metodov-obucheniya (дата обращения: 30.10.2024).
Паттеева
, Г. Е. Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики / Г. Е.
Паттеева
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36298/ (дата обращения: 30.10.2024).
Сурина Я
.
Ю
.
, Михайлов П
.
Н
.
Понятие термина «групповая работа» на уроках математики
//
StudNet
. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-termina-gruppovaya-rabota-na-urokah-matematiki (дата обращения: 30.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат