МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Цыбенко Лариса Гарьевна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Морской лицей Городского округа Мариуполь"
Аннотация: В статье представлены методы повышения мотивации обучающихся к чтению художественной литературы в современных условиях. Рассматриваются основные подходы к созданию интереса к чтению у школьников, учитывая вызовы цифровой эпохи и потребность в нестандартных образовательных решениях. Делается акцент на практические рекомендации для учителей русского языка и литературы, направленные на формирование интереса к литературе и развитие навыков вдумчивого чтения.
Ключевые слова: мотивация к чтению, художественная литература, современные условия, интерес к чтению, интерактивные методы, критическое мышление, образовательные технологии.
Чтение художественной литературы остается важнейшим элементом образования, однако современные школьники все реже проявляют интерес к чтению, особенно к классическим произведениям. В век цифровых технологий и быстрых информационных потоков у детей снижается внимание и усидчивость, что отражается на их желании читать. Сегодня перед учителем русского языка и литературы стоит задача найти подход к ученикам, способный сделать чтение важным и увлекательным процессом. Существует ряд методов, направленных на повышение мотивации к чтению, которые не только вовлекают учеников, но и помогают развивать критическое и аналитическое мышление.
Одним из наиболее эффективных методов является использование современных технологий. Школьники привыкли к разнообразным медиаформатам, поэтому включение в урок интерактивных платформ и визуальных материалов способно значительно повысить интерес к изучению литературных произведений. Прекрасным примером являются мультимедийные презентации, в которых текст может быть представлен в совокупности с изображениями, аудиофрагментами и видеоматериалами. Это помогает учащимся лучше представить события и атмосферу произведения, визуализировать и эмоционально пережить текст. К примеру, к уроку по творчеству Пушкина или Лермонтова можно включить в презентацию отрывки из экранизаций произведений, репродукции картин той эпохи, что создаст более объемное представление о литературном мире того времени.
Еще одним методом, вызывающим интерес у учеников, является работа с интерактивными заданиями и игровыми элементами. Такие платформы позволяют учителю создавать викторины и интерактивные тесты по произведениям. Эти игры могут включать вопросы по содержанию текста, вопросам на знание персонажей, литературных терминов и тем. Подобные задания помогают ученикам легче усвоить содержание произведения, а также развивают память и внимание. Элемент игры и соревнования при этом стимулирует желание узнавать больше, что повышает интерес к литературе.
Современные школьники ориентированы на краткую информацию, поэтому метод визуализации текстов через составление карт персонажей или событий может существенно облегчить их восприятие и повысить интерес. Например, при изучении таких сложных произведений, как «Война и мир» или «Преступление и наказание», ученики могут составить «карту» персонажей, взаимоотношений и ключевых событий. Это можно делать как в бумажном виде, так и с помощью цифровых инструментов. Структурирование информации через диаграммы и карты облегчает восприятие сюжета и помогает глубже понять мотивы героев, развивая навыки систематизации и анализа.
Для повышения интереса к чтению также важно формировать у учеников осознанное отношение к тексту. Здесь полезным оказывается метод «вопросов к тексту», когда дети анализируют мотивы и поступки героев, пытаются объяснить, почему те или иные события развивались именно так. В ходе обсуждения у школьников появляется возможность высказать свое мнение, сформировать и обосновать личную точку зрения. Например, после прочтения произведения можно обсудить, как поступили бы ученики в ситуации, аналогичной той, что описана в книге. Такой подход позволяет им идентифицировать себя с героями, развивая не только читательский интерес, но и личностное отношение к литературе.
Многие дети интересуются социальными сетями и блогами, поэтому включение современных форматов, таких как создание литературного блога или обсуждение книг в рамках учебного проекта, может значительно повысить мотивацию к чтению. Учитель может предложить ученикам написать рецензию на книгу в форме поста для вымышленного блога или записать короткое видео, в котором они рассказывают о своем отношении к произведению. Эти задания не только делают процесс чтения более интересным, но и помогают развивать навыки работы с медиаконтентом, развивают способность выражать свои мысли и аргументировать точку зрения.
Одной из новых, но перспективных методик является создание учебных проектов, где ученики работают в группах над темами, связанными с литературными произведениями. Например, ученики могут подготовить мини-исследование на тему: «Как бы выглядел мир героев произведения в наше время?» или «Какие современные проблемы мы можем увидеть в романе XIX века?». Этот метод позволяет детям увидеть актуальность классической литературы, ее взаимосвязь с сегодняшним днем и обществом, что делает чтение более значимым и интересным.
Для повышения мотивации к чтению важно создавать эмоционально насыщенную учебную среду, в которой каждый ученик может почувствовать себя вовлеченным в процесс. Например, проведение уроков в форме театрализованных постановок, где ученики исполняют роли персонажей, помогает оживить произведение. Прочувствовав текст через диалог, дети лучше понимают переживания героев, учатся «примерять» на себя литературные образы. Эмоциональная вовлеченность в сюжет повышает интерес к чтению и желание изучать литературу глубже.
Таким образом, использование современных медиа, создание интерактивных заданий, работа с визуальными образами, вовлечение детей в проекты и поддержка читательской активности со стороны родителей представляют собой эффективные методы повышения мотивации школьников к чтению художественной литературы. Важно помнить, что каждый ученик уникален, и работа по развитию интереса к чтению требует индивидуального подхода. Современные методы дают учителю инструменты для гибкого и творческого подхода, которые помогут ученикам полюбить чтение и увидеть в литературе источник знаний, вдохновения и развития.
Список литературы
Акбашева
А.С. Литературное образование и проблема читателя в современной школе. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1(2), 2016.
Панибрашина
, Д. Е. Мотивация к чтению современных школьников как методическая проблема учителя-словесника / Д. Е.
Панибрашина
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106108/ (дата обращения: 30.10.2024).
Тотиева А. Н.
Проблема формирования мотивации к чтению художественной литературы в современной школе
//
The
Scientific
Heritage
. 2021. №69-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-
formirovaniya-motivatsii-k-chteniyu-hudozhestvennoy-literatury-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 30.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат