МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Буракова Ирина Прокопьевна, учитель
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алыгджерская средняя общеобразовательная школа
Аннотация: В статье рассматриваются основные методы и формы развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках информатики. Описаны подходы к применению интерактивных заданий и исследовательских проектов для формирования умений применять знания в практических ситуациях. Показана роль учителя в создании образовательной среды, направленной на развитие навыков работы с информацией, критического мышления и цифровых компетенций.
Ключевые слова: функциональная грамотность, информатика, цифровые компетенции, методы обучения, проектная деятельность, критическое мышление.
В современной образовательной системе всё большее значение приобретает развитие функциональной грамотности у школьников. Это связано с необходимостью подготовки обучающихся к жизни в обществе, где важна способность самостоятельно искать и применять информацию для решения различных задач. На уроках информатики функциональная грамотность подразумевает умение использовать цифровые инструменты, анализировать данные и создавать информационные продукты, что требует от школьников сформированности таких навыков, как критическое мышление, способность анализировать, структурировать и применять полученные знания.
Развитие функциональной грамотности у обучающихся на уроках информатики требует использования целого комплекса методов и форм, направленных на формирование универсальных навыков работы с информацией и технологий её использования. Применение данных методов требует от учителя ориентации не только на предметные знания, но и на практическое применение полученных знаний.
Одним из самых эффективных методов формирования функциональной грамотности на уроках информатики является проектная деятельность. Учебный проект позволяет школьникам погружаться в практическую деятельность, ставя перед собой конкретные цели и задачи, которые требуют от них применения ранее изученных знаний. В процессе выполнения проекта обучающиеся учатся работать с информацией, анализировать её, использовать программные средства для представления результатов, будь то создание презентации, сайта или программного приложения. Проектная деятельность также стимулирует умения планирования и самостоятельной организации работы, что способствует развитию ответственности и самодисциплины.
Другой метод развития функциональной грамотности — это исследовательская деятельность, которая помогает школьникам самостоятельно находить решение поставленной задачи. Исследовательская деятельность тесно связана с развитием критического мышления, поскольку обучающимся необходимо выбирать источники информации, анализировать их достоверность, делать выводы и представлять свои результаты. Например, ученикам можно предложить исследовать влияние информационных технологий на различные сферы жизни общества, что требует анализа источников и осмысления полученных данных. Исследовательские задачи формируют умение систематизировать и анализировать информацию, искать её из различных источников, что необходимо для будущей профессиональной деятельности.
Для развития функциональной грамотности также активно используются кейс-методы. На уроках информатики кейсы могут включать реальные или смоделированные ситуации, требующие от учеников применения знаний на практике. Например, обучающимся можно предложить разработать план решения задачи по обеспечению информационной безопасности в школьной компьютерной сети или подготовить рекомендации по защите персональных данных. Кейс-метод помогает ученикам применять свои знания в реальных ситуациях, учит анализировать проблему, рассматривать различные пути её решения, а также выбирать оптимальный вариант. Этот метод способствует развитию аналитических способностей, стимулирует критическое мышление и умение работать с информацией, что важно для формирования функциональной грамотности.
Интерактивные задания также играют важную роль в формировании функциональной грамотности. На уроках информатики можно использовать различные цифровые инструменты и сервисы, которые способствуют активному вовлечению школьников в процесс обучения. Например, с помощью онлайн-тестов и интерактивных заданий, таких как квесты и викторины, учащиеся могут закреплять знания, полученные на уроках, и сразу видеть результат своей работы, что мотивирует их к активному участию в учебном процессе. Интерактивные методы помогают обучающимся лучше усваивать материал, а также способствуют развитию цифровых компетенций и самостоятельности.
Эффективной формой работы для формирования функциональной грамотности является работа в группах. Групповые задания позволяют учащимся развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать и работать над задачами совместно. На уроках информатики можно предложить обучающимся совместно разработать проект, исследовать конкретную тему или создать презентацию. В ходе работы в группах учащиеся учатся распределять обязанности, принимать совместные решения и обмениваться мнениями, что способствует формированию важных навыков для их будущей деятельности. Групповая работа формирует у учеников умение эффективно коммуницировать и критически оценивать предложенные решения, что является необходимым компонентом функциональной грамотности.
Не менее важную роль в формировании функциональной грамотности играют навыки поиска информации и её оценки. В эпоху информационного изобилия школьникам необходимо уметь выбирать достоверные источники, критически оценивать полученные сведения и уметь различать факты от мнений. В этом аспекте на уроках информатики учащиеся могут учиться находить и обрабатывать информацию, что помогает им в дальнейшем самостоятельно решать возникающие задачи. Например, учитель может предложить задание, в котором школьники должны найти информацию о определённой теме, оценить её достоверность, выбрать основные аспекты и представить результаты в виде доклада. Такие задания развивают умения работать с информацией, применять её в различных контекстах и критически её оценивать.
Использование цифровых технологий также способствует развитию функциональной грамотности у школьников. На уроках информатики обучающиеся могут использовать различные программы и приложения для создания проектов, что развивает их навыки работы с программным обеспечением. Например, освоение программ для создания презентаций, анализа данных и обработки текстов способствует формированию у учащихся навыков работы с информацией, помогает усваивать основные приёмы её анализа и представления. Работа с современными цифровыми инструментами стимулирует у обучающихся способность самостоятельно решать поставленные задачи и организовывать свою деятельность.
Таким образом, на уроках информатики существует широкий спектр методов и форм, способствующих формированию функциональной грамотности. В условиях стремительного технологического прогресса способность ориентироваться в информационной среде и применять свои знания на практике становится особенно важной. Проектная деятельность, кейс-методы, интерактивные задания, групповые проекты и использование цифровых технологий развивают у обучающихся умения, необходимые для самостоятельной работы, анализа данных и критического мышления.
Задача учителя заключается в том, чтобы создать образовательную среду, в которой школьники смогут развивать свои функциональные и цифровые компетенции, а также обеспечивать поддержку и мотивацию учащихся на каждом этапе их работы.
Список литературы
Алексеева, К. В. Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики / К. В. Алексеева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111628/ (дата обращения: 30.10.2024).
Жакиянова
Б. С. Модель использования электронных образовательных ресурсов для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики/ Научные дискуссии − 2022. Т. 2. № 2. С. 19–21.
Скачкова С. М. Формы работы, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики // Актуальные исследования. 2021. №38 (65). С. 51-54. URL: https://apni.ru/article/2925-formi-raboti-sposobstvuyushchie-formirovaniyu
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат