Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Интегративные компоненты функциональной грамотности младших школьников: механизмы формирования . Работа №74040

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Интегративные компоненты функциональной грамотности младших школьников: механизмы формирования
Работа:

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Агафонова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов

МБОУ «Селенгинская СОШ № 2», Республика Бурятия Кабанский район пгт.Селенгинск

Аннотация. Статья рассматривает вопрос формирования функциональной грамотности младших школьников через использование интегративных компонентов, которые позволяют сочетать знания из разных областей и развивать у детей ключевые компетенции. Подчеркивается роль педагога-психолога в поддержке этого процесса, а также приводятся примеры практических упражнений и заданий, направленных на развитие функциональной грамотности. Рассматриваются механизмы формирования интегративных навыков, такие как межпредметные связи, развитие мышления, обучение на основе опыта и активизация познавательной мотивации.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, интеграция, педагог-психолог, компетенции, психологическая поддержка, развитие мышления.

Функциональная грамотность младших школьников включает в себя способность применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей современного образования является не просто передача информации, а развитие компетенций, которые позволят детям успешно решать повседневные задачи. В этом процессе ключевую роль играют интегративные компоненты, объединяющие знания из разных областей и развивающие у детей комплексное мышление. Педагог-психолог школы выполняет особую функцию — он помогает школьникам освоить эти навыки, поддерживает эмоциональную сферу и развивает у детей мотивацию к обучению.

Младший школьный возраст характеризуется активным развитием познавательных процессов и социального взаимодействия. Именно в этот период важно закладывать основы функциональной грамотности через комплексный подход. Интегративные механизмы позволяют объединять разные аспекты знаний и на практике демонстрировать их значимость. Например, задания, в которых одновременно используются элементы математики и природоведения, помогают ребенку видеть связь между предметами и осознавать, как наука применяется в окружающем мире.

Одним из механизмов формирования функциональной грамотности является развитие навыков решения задач. Дети учатся находить ответы на вопросы не только на основе заученных правил, но и путем анализа ситуации, выстраивания логических цепочек и поиска творческих решений. Педагог-психолог может предложить детям упражнения на развитие критического мышления. Например, обсуждение проблемных ситуаций, с которыми ребенок может столкнуться в школе или дома, способствует формированию умения анализировать и принимать решения.

Особое значение в развитии функциональной грамотности имеет мотивация к обучению. Интерес к знаниям и желание их применять напрямую влияют на успех младших школьников. Психолог может организовывать игровые занятия или групповые тренинги, в которых дети будут решать реальные задачи в увлекательной форме. Например, создание совместного проекта — «Школьный огород», где ребята планируют, что посадить, как распределить обязанности и в каком порядке ухаживать за растениями, развивает навыки планирования, ответственности и работы в команде.

Еще одним важным аспектом является развитие коммуникативных компетенций. Умение ясно выражать свои мысли, слушать и понимать других людей — это неотъемлемая часть функциональной грамотности. В этом контексте педагог-психолог может использовать техники групповой работы и рефлексивных бесед. Например, после выполнения учебного задания дети могут обсудить, что было самым трудным, что помогло им справиться с задачей и как можно было поступить иначе. Такие упражнения развивают навыки саморефлексии и учат взаимодействовать с другими людьми.

Эмоциональная поддержка играет ключевую роль в формировании грамотности у младших школьников. Страх ошибок и боязнь неудачи могут стать серьезным препятствием на пути к освоению новых знаний. Педагог-психолог должен создать условия, в которых дети чувствуют себя уверенно и свободно выражают свои мысли. Например, во время занятий можно использовать прием «право на ошибку», когда дети получают возможность обсудить свои ошибки и сделать выводы, не испытывая при этом давления или осуждения.

Примером интегративного задания может служить проект по созданию классной газеты. Дети делятся на группы: одни придумывают темы и пишут статьи, другие оформляют газету, третьи собирают мнения одноклассников для рубрики «Интервью». Такой проект развивает у детей не только навыки письма и работы с информацией, но и умение планировать, сотрудничать и критически оценивать свою работу.

Интеграция разных видов деятельности позволяет сформировать у младших школьников целостное представление о мире и научить их эффективно использовать знания на практике. Психологическая поддержка в этом процессе необходима, так как помогает детям справляться с трудностями, преодолевать страхи и находить мотивацию для дальнейшего развития. В условиях школьного обучения важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая условия для его личностного роста.

Формирование функциональной грамотности — это долгий и сложный процесс, который требует системной работы. Однако использование интегративных подходов и активное участие педагога-психолога помогают сделать этот процесс более эффективным. Поддержка, внимание к интересам детей и создание мотивационной среды позволяют заложить основы грамотности, которые будут полезны в дальнейшей жизни.

Таким образом, развитие функциональной грамотности младших школьников через интеграцию знаний и поддержку психолога помогает детям успешно адаптироваться к учебной деятельности и применять полученные навыки в реальной жизни. Этот подход не только облегчает освоение учебного материала, но и способствует формированию у школьников уверенности в себе, интереса к учебе и умения решать жизненные задачи.

Список литературы

Асхадуллина

Н

.

Н

.

М

еханизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы

// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4.

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О.

Петрашко

, В.Ю. Романова, О.А.

Рыдзе

, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.

Стрельникова

Л Н, Журавлева

В

В

. М

одель формирования функциональной грамотности младших школьников

// МНКО. 2021. №2 (87).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×