ИНТЕГРАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Агафонова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ «Селенгинская СОШ № 2», Республика Бурятия Кабанский район пгт.Селенгинск
Аннотация. Статья рассматривает вопрос формирования функциональной грамотности младших школьников через использование интегративных компонентов, которые позволяют сочетать знания из разных областей и развивать у детей ключевые компетенции. Подчеркивается роль педагога-психолога в поддержке этого процесса, а также приводятся примеры практических упражнений и заданий, направленных на развитие функциональной грамотности. Рассматриваются механизмы формирования интегративных навыков, такие как межпредметные связи, развитие мышления, обучение на основе опыта и активизация познавательной мотивации.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, интеграция, педагог-психолог, компетенции, психологическая поддержка, развитие мышления.
Функциональная грамотность младших школьников включает в себя способность применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей современного образования является не просто передача информации, а развитие компетенций, которые позволят детям успешно решать повседневные задачи. В этом процессе ключевую роль играют интегративные компоненты, объединяющие знания из разных областей и развивающие у детей комплексное мышление. Педагог-психолог школы выполняет особую функцию — он помогает школьникам освоить эти навыки, поддерживает эмоциональную сферу и развивает у детей мотивацию к обучению.
Младший школьный возраст характеризуется активным развитием познавательных процессов и социального взаимодействия. Именно в этот период важно закладывать основы функциональной грамотности через комплексный подход. Интегративные механизмы позволяют объединять разные аспекты знаний и на практике демонстрировать их значимость. Например, задания, в которых одновременно используются элементы математики и природоведения, помогают ребенку видеть связь между предметами и осознавать, как наука применяется в окружающем мире.
Одним из механизмов формирования функциональной грамотности является развитие навыков решения задач. Дети учатся находить ответы на вопросы не только на основе заученных правил, но и путем анализа ситуации, выстраивания логических цепочек и поиска творческих решений. Педагог-психолог может предложить детям упражнения на развитие критического мышления. Например, обсуждение проблемных ситуаций, с которыми ребенок может столкнуться в школе или дома, способствует формированию умения анализировать и принимать решения.
Особое значение в развитии функциональной грамотности имеет мотивация к обучению. Интерес к знаниям и желание их применять напрямую влияют на успех младших школьников. Психолог может организовывать игровые занятия или групповые тренинги, в которых дети будут решать реальные задачи в увлекательной форме. Например, создание совместного проекта — «Школьный огород», где ребята планируют, что посадить, как распределить обязанности и в каком порядке ухаживать за растениями, развивает навыки планирования, ответственности и работы в команде.
Еще одним важным аспектом является развитие коммуникативных компетенций. Умение ясно выражать свои мысли, слушать и понимать других людей — это неотъемлемая часть функциональной грамотности. В этом контексте педагог-психолог может использовать техники групповой работы и рефлексивных бесед. Например, после выполнения учебного задания дети могут обсудить, что было самым трудным, что помогло им справиться с задачей и как можно было поступить иначе. Такие упражнения развивают навыки саморефлексии и учат взаимодействовать с другими людьми.
Эмоциональная поддержка играет ключевую роль в формировании грамотности у младших школьников. Страх ошибок и боязнь неудачи могут стать серьезным препятствием на пути к освоению новых знаний. Педагог-психолог должен создать условия, в которых дети чувствуют себя уверенно и свободно выражают свои мысли. Например, во время занятий можно использовать прием «право на ошибку», когда дети получают возможность обсудить свои ошибки и сделать выводы, не испытывая при этом давления или осуждения.
Примером интегративного задания может служить проект по созданию классной газеты. Дети делятся на группы: одни придумывают темы и пишут статьи, другие оформляют газету, третьи собирают мнения одноклассников для рубрики «Интервью». Такой проект развивает у детей не только навыки письма и работы с информацией, но и умение планировать, сотрудничать и критически оценивать свою работу.
Интеграция разных видов деятельности позволяет сформировать у младших школьников целостное представление о мире и научить их эффективно использовать знания на практике. Психологическая поддержка в этом процессе необходима, так как помогает детям справляться с трудностями, преодолевать страхи и находить мотивацию для дальнейшего развития. В условиях школьного обучения важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая условия для его личностного роста.
Формирование функциональной грамотности — это долгий и сложный процесс, который требует системной работы. Однако использование интегративных подходов и активное участие педагога-психолога помогают сделать этот процесс более эффективным. Поддержка, внимание к интересам детей и создание мотивационной среды позволяют заложить основы грамотности, которые будут полезны в дальнейшей жизни.
Таким образом, развитие функциональной грамотности младших школьников через интеграцию знаний и поддержку психолога помогает детям успешно адаптироваться к учебной деятельности и применять полученные навыки в реальной жизни. Этот подход не только облегчает освоение учебного материала, но и способствует формированию у школьников уверенности в себе, интереса к учебе и умения решать жизненные задачи.
Список литературы
Асхадуллина
Н
.
Н
.
М
еханизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы
// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4.
Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О.
Петрашко
, В.Ю. Романова, О.А.
Рыдзе
, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.
Стрельникова
Л Н, Журавлева
В
В
. М
одель формирования функциональной грамотности младших школьников
// МНКО. 2021. №2 (87).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат