ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Рославцева Алина Анатольевна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 9 Белоглинского района
Аннотация. Статья посвящена экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с окружающим миром. В ней рассматриваются актуальность эколого-просветительской работы с детьми, основные методы и формы организации занятий, а также примеры практических занятий и игр, направленных на формирование у дошкольников экологической культуры и осознания своей роли в сохранении природы. Подчеркивается важность взаимодействия с родителями и обществом в воспитании ответственного отношения к окружающей среде.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, окружающий мир, старший дошкольный возраст, экологическая культура, активные методы обучения.
В современных условиях актуальность экологического воспитания детей возрастает с каждым днем. Изменения климата, загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов требуют от общества нового подхода к формированию экологической культуры. Начинать работу в этом направлении необходимо с раннего возраста, что делает экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста особенно важным. Дошкольники активно исследуют окружающий мир, познают его, поэтому именно в этот период закладываются основы понимания взаимосвязи человека и природы.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте подразумевает формирование у детей знаний о природе, умения бережно к ней относиться, осознания своей роли в её сохранении. Важно, чтобы дети не только получали информацию, но и активно взаимодействовали с окружающей средой, участвовали в различных экологических акциях и проектах. На этом этапе педагогическая работа должна быть направлена на развитие у детей экологического мышления и эмоционального отношения к природе.
Формирование экологической культуры у дошкольников можно осуществлять через различные виды деятельности: игры, эксперименты, наблюдения, творческие задания. Эти методы позволяют детям не только узнать о природе, но и научиться понимать и защищать её. В процессе игры дети получают возможность моделировать различные ситуации, связанные с охраной окружающей среды, и искать пути решения экологических проблем.
Одним из наиболее эффективных методов экологического воспитания является проектная деятельность. Например, можно организовать проект «Наш зеленый уголок», в рамках которого дети создают и ухаживают за маленьким садом или цветником на территории детского сада. Этот проект не только научит детей основам агрономии и ботаники, но и поможет им развить чувство ответственности за живые существа. В процессе работы над проектом дети учатся планировать, выполнять задачи, наблюдать за ростом растений, а также понимать, что каждый из них вносит свой вклад в общее дело.
Другим важным направлением является наблюдение за природой. Прогулки на свежем воздухе можно использовать как возможность для изучения окружающего мира. Например, можно организовать экскурсии в парк или лес, где дети смогут наблюдать за изменениями в природе в зависимости от времени года, изучать животных и растения. Важно, чтобы воспитатели задавали детям вопросы, способствующие развитию критического мышления, например: «Почему листья деревьев меняют цвет осенью?» или «Какой вред природе может нанести мусор?». Эти вопросы побуждают детей размышлять и делать выводы о том, как они могут помочь природе.
Также стоит отметить важность художественно-творческой деятельности в экологическом воспитании. Рисование, лепка и создание поделок из природных материалов могут стать отличным способом донести до детей экологические идеи. Например, можно провести занятие, на котором дети будут создавать картины из листьев, шишек и других природных материалов. Это не только развивает творческие способности, но и способствует формированию уважительного отношения к природе и её ресурсам.
Не менее важным аспектом является работа с родителями. Воспитатели могут организовывать встречи, на которых обсуждаются вопросы экологического воспитания и способы совместной работы с детьми. Родители могут быть вовлечены в проекты, проводимые в детском саду, например, участвовать в создании зеленого уголка или совместных акциях по уборке территории. Таким образом, семья становится союзником в деле экологического воспитания, что значительно усиливает его эффективность.
Включение элементов экологии в образовательные программы дошкольных учреждений также является важным шагом в экологическом воспитании. Темы окружающего мира, экологии и природоохранной деятельности должны быть интегрированы в занятия по всем предметам. Например, на занятиях по математике можно использовать задания, связанные с природой, такие как подсчет количества различных видов растений или животных, что позволит детям увидеть взаимосвязь между разными областями знания.
Существуют и специальные игры, направленные на экологическое воспитание. Например, игра «Спасем природу» может включать в себя различные ситуации, с которыми сталкиваются герои, и требовать от детей поиска решений. Игры такого типа развивают у детей командный дух, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Нельзя забывать о важности создания положительного эмоционального фона во время занятий. Дети должны видеть, что экология — это не только серьёзные проблемы, но и радость от общения с природой. Использование элементов игры, музыки, театрализованных представлений делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Например, можно организовать спектакль, в котором главные роли играют животные, рассказывающие о своей жизни и проблемах, с которыми они сталкиваются.
Воспитатели должны помнить, что основная задача экологического воспитания — это не только передача знаний, но и формирование у детей устойчивой экологической позиции. Это требует времени и терпения, но результат стоит затраченных усилий. Дети, обладая знаниями о природе и экологических проблемах, будут в состоянии принять осознанные решения и действовать на благо окружающей среды.
Таким образом, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — это комплексный процесс, требующий использования различных методов и подходов. Воспитатели должны быть готовы к экспериментам, открытыми к новым идеям и методам работы, чтобы сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей. Важно создать такую атмосферу, в которой каждый ребенок сможет проявить свои способности и стать активным участником в деле охраны природы. Только так можно воспитать новое поколение, готовое бережно относиться к окружающему миру и активно защищать его интересы.
Список литературы
Амет-уста З
.
Р
.
Э
кологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством произведений о природе
// Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1.
Бутвина
О. Ю., Хорольская О. В. Э
кологическое воспитание детей дошкольного возраста как научное поле исследования
// Форум молодых ученых. 2019. №4 (32).
Казанцева Е. В. Э
кологическое воспитание детей дошкольного возраста
// Вестник науки. 2019. №2 (11).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат