ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Голосиенко Елена Александровна, учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа№4 Амвросиевского Муниципального округа"
Донецкой Народной Республики
Аннотация: В статье рассматриваются эффективные формы патриотического воспитания младших школьников в образовательном процессе и внеурочной деятельности. Основное внимание уделяется значимости патриотического воспитания на начальном этапе обучения, когда у детей формируется отношение к Родине, ценностные ориентиры, основы гражданской идентичности. Описаны методы, которые могут применяться учителем для создания у детей патриотических установок, а также предложены примеры деятельности, способствующие эмоциональному и осознанному восприятию исторических, культурных и природных особенностей страны. Особое внимание уделяется вопросам активного вовлечения младших школьников в познавательную и творческую деятельность для формирования устойчивого интереса к культурному наследию и уважения к соотечественникам.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, гражданское воспитание, внеурочная деятельность, ценностные ориентиры, культура и история страны.
Патриотическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью формирования их личности и важным направлением учебного и воспитательного процесса. В младшем школьном возрасте дети активно воспринимают информацию, обладают открытым интересом ко всему новому и начинают формировать представление о своей стране, её истории и культуре. В это время важно закладывать основы патриотического воспитания, чтобы у ребёнка появилось уважение к своей стране, чувство гордости за её достижения и стремление быть частью своего народа. Учителю начальных классов отводится ключевая роль в процессе воспитания патриотизма, так как именно он может создать эмоционально насыщенные условия для формирования уважительного и деятельного отношения к Родине.
Для достижения этой цели важно выбрать формы работы, которые будут понятны, интересны и близки по восприятию младшим школьникам. Патриотическое воспитание может осуществляться на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности, создавая целостный воспитательный процесс. На уроках изучение истории страны, её природных богатств и культурных ценностей может проходить через интеграцию информации в изучаемый материал. Например, на уроках литературного чтения и русского языка можно использовать произведения отечественных авторов, где представлены традиции и культурные ценности. Сказки, стихотворения, рассказы о природе и героях страны не только расширяют кругозор учеников, но и способствуют эмоциональному восприятию страны, её богатств и культурных особенностей. Интересные формы работы включают обсуждение произведений, чтение стихотворений наизусть, инсценировки и театральные постановки по мотивам произведений.
На уроках окружающего мира учитель может знакомить детей с географией, природными зонами и символами страны, такими как флаг, герб, гимн. Важно рассказывать о том, что каждый символ имеет своё значение и историю, связанный с достижениями страны и её культурным наследием. Для младших школьников такие занятия можно обогатить творческими заданиями, например, предложить нарисовать символы страны, сделать макет флага из бумаги или разучить гимн и обсудить его смысл. Такой подход позволяет детям лучше понимать свою причастность к стране и осознавать значение её символов.
Кроме учебных занятий, эффективной формой патриотического воспитания являются мероприятия, проводимые вне уроков, как, например, классные часы, экскурсии, конкурсы, фестивали, тематические викторины и акции. Празднование памятных и праздничных дат, таких как День Победы, День России или День космонавтики, также способствует развитию патриотического сознания. Эти мероприятия дают возможность детям почувствовать себя частью чего-то большего, ощутить гордость за свою страну. В рамках внеклассной работы можно организовать уроки мужества, встречи с ветеранами, экскурсии в музеи и памятные места, где дети смогут больше узнать о прошлом и настоящем своей страны. Важно, чтобы информация была подана доступно, с элементами игровых и творческих заданий, чтобы ребёнок мог осознанно воспринимать исторические факты и события.
Учителю начальных классов следует учитывать особенности младшего школьного возраста, для которого характерны эмоциональность, открытость и доверчивость. Вовлечение детей в активные формы работы, такие как обсуждения, участие в конкурсах рисунков на тему Родины, создание стенгазет или коллективных проектов, помогают ребёнку почувствовать свою значимость и формируют чувство ответственности за своё окружение. Например, дети могут составить альбом «Моя Родина», в котором будут собраны рисунки, фотографии или короткие рассказы о культурных и природных объектах страны. Такой альбом может пополняться в течение года, и каждый ученик сможет вносить в него вклад, создавая общий результат, вызывающий гордость и заинтересованность.
Особое внимание стоит уделить экологическому воспитанию как одной из составляющих патриотизма. Организация таких мероприятий, как субботники по уборке территории, посадка деревьев, наблюдение за природой, прививает детям бережное отношение к окружающей среде. Обсуждение на классных часах экологических вопросов страны, просмотр фильмов о природе, а также проведение небольших акций по сохранению природы на уровне школы и семьи формируют осознание важности заботы о природных ресурсах и территории родной страны. Эти мероприятия учат детей ценить окружающий мир и быть ответственными за его сохранение.
Важной задачей учителя является поддержание познавательной активности ребёнка и создание эмоционального отклика на патриотические темы. Применение методов проектного обучения, когда дети могут самостоятельно или в малых группах изучать определённые вопросы, например, подготовить сообщения или поделки на тему истории или символов страны, помогает в формировании у младших школьников интереса к окружающему миру и своей стране. Проекты могут касаться разных тем: природы, культурных традиций, исторических событий. Важен и личный пример учителя: дети часто перенимают отношение к Родине у взрослых, поэтому демонстрация уважения к истории страны, её культуре, бережного отношения к природе и людям, живущим рядом, создаёт условия для воспитания патриотизма у детей.
Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности требует от учителя не только знания возрастных особенностей, но и внимательного подхода к подбору форм и методов работы. Эффективные формы патриотического воспитания младших школьников включают в себя интеграцию патриотических тем в учебные предметы, использование активных методов обучения, вовлечение в творческие и проектные виды деятельности. Организация мероприятий и бесед, способствующих формированию уважительного отношения к истории, культуре и природе страны, помогает детям осознать свою причастность к её судьбе, почувствовать себя её частью и вырастить уважение к своей Родине.
Список литературы
Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р.
Никифорова, Л. Н.
Савандеева
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 30.10.2024).
Михайлова Е. Н. Формирование патриотических чувств у младших школьников в процессе обучения // Современное педагогическое образование. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-patrioticheskih-chuvstv-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 30.10.2024).
Юнусова Э
.
А
.
-
Г.
Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе
// Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-vospitaniya-u-mladshih-shkolnikov-patrioticheskih-chuvstv-vo-vneklassnoy-rabote (дата обращения: 30.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат