Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психологические подходы к профориентации старших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы . Работа №74084

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психологические подходы к профориентации старших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы
Работа:

Психологические подходы к профориентации старших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

 

Смолин Денис Викторович, педагог-психолог

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мошковская общеобразовательная школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья» Мошковского района

 

Аннотация. Статья посвящена психологическим подходам к профориентации старших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе. Описаны основные методы и этапы работы, направленные на развитие у подростков навыков самоопределения, осознание своих возможностей и интересов, формирование мотивации к выбору профессии. Приведены примеры практических упражнений и техник, способствующих успешной профориентации школьников с ЗПР в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Ключевые слова: профориентация, задержка психического развития, старшие школьники, самоопределение, профессиональные интересы, общеобразовательная школа, психологическое сопровождение.

 

Работа по профориентации старших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) требует от педагогов-психологов особых подходов и методов, поскольку данные ученики сталкиваются с рядом трудностей в обучении и адаптации. Для таких подростков зачастую характерны недостаточная способность к долгосрочному планированию, сложности в принятии самостоятельных решений, низкая уверенность в себе и ограниченное представление о мире профессий. Поэтому профориентационная работа с учениками данной категории направлена не только на ознакомление с профессиональными направлениями, но и на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков общения, самоконтроля и умения осознавать собственные интересы и возможности.

Первый этап работы с учениками с ЗПР — это формирование мотивации к профессиональному самоопределению и осознание собственных интересов. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы создать у ребенка положительное отношение к выбору будущей профессии, сформировать понимание важности трудовой деятельности для его взрослой жизни. Этого можно достичь с помощью метода «жизненных ситуаций», где дети через ролевые игры или обсуждение сценариев знакомятся с реальными примерами профессиональной деятельности. Например, психолог может предложить учащимся представить себя в роли специалиста определенной профессии, а затем обсудить, какие задачи этот человек выполняет, какие навыки ему нужны, что ему нравится в его работе. Этот метод помогает учащимся включиться в процесс профориентации, заинтересоваться темой и задуматься о собственных предпочтениях.

Следующий шаг в профориентации школьников с ЗПР — это определение их склонностей, интересов и личных возможностей. Здесь полезны такие методики, как анкетирование и диагностические беседы, которые позволят подростку осознать свои сильные и слабые стороны. Важно помнить, что учащиеся с ЗПР нуждаются в пошаговой поддержке, поэтому каждая анкета или тест должны сопровождаться объяснением их значимости и безопасной обстановкой, позволяющей ребенку спокойно делиться своими мыслями. Например, педагог может использовать адаптированный опросник «Мои интересы», где ученики выбирают те виды деятельности, которые им нравятся больше всего. Далее, проанализировав ответы, педагог помогает ребенку увидеть связь между его интересами и возможными профессиями, что способствует формированию уверенности в себе и уменьшает страх перед будущим.

Один из ключевых аспектов профориентации для старшеклассников с ЗПР — это помощь в формировании позитивного образа будущей профессиональной жизни. Подросткам с задержкой психического развития часто сложно представить себя в роли работающего специалиста, что может вызвать чувство тревоги или неуверенности. Здесь эффективным будет метод «визуализации будущего»: учащиеся создают коллажи или рисунки, изображающие их представления о работе и жизни, а затем педагог помогает им проанализировать и обсудить каждый элемент. Этот метод позволяет детям лучше понять, что именно их привлекает в той или иной профессии, а также снижает уровень тревоги, формируя более реалистичное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, важным этапом профориентационной работы является развитие навыков коммуникации и командной работы. Умение взаимодействовать с коллегами и эффективно общаться с окружающими играет значительную роль в большинстве профессий, а у детей с ЗПР эти навыки могут быть недостаточно развиты. Педагог-психолог может проводить групповые занятия, на которых дети учатся основам командного взаимодействия, например, упражнения «Моя роль в группе» или «Завершим проект вместе», где подростки работают вместе для достижения общей цели. Эти практики учат их слышать и уважать мнение других, распределять обязанности и развивают чувство ответственности, что крайне важно для успешной социальной адаптации.

Важное значение в профориентации старшеклассников с ЗПР также имеют практические занятия и тренировки повседневных умений. Так, педагогу-психологу важно обучить детей базовым навыкам, которые пригодятся им в профессиональной деятельности: это может быть планирование рабочего дня, основы самоконтроля, соблюдение правил безопасности и гигиены труда. Упражнение «Рабочий день» позволяет подросткам совместно с психологом составить расписание, в которое они включают задачи и перерывы, что учит их планировать и справляться с простыми рабочими обязанностями. Эти навыки обеспечивают плавный переход от школьной рутины к будущей трудовой деятельности, что помогает снизить стресс и повысить уровень адаптивности подростков.

Работа с детьми с ЗПР также требует уделить внимание развитию навыков принятия решений. Для подростков с задержкой психического развития этот процесс может быть особенно сложным, поскольку они часто испытывают трудности в оценке возможных последствий и сравнении вариантов. Метод «Карты решений» помогает научить детей рассматривать плюсы и минусы различных вариантов действий, выбирая оптимальный путь. Например, перед важным выбором педагог предлагает ученику создать «Карту решений», где записываются преимущества и недостатки каждого варианта. Эта техника позволяет ребенку почувствовать ответственность за свои решения и развивает навыки анализа, которые пригодятся ему в профессиональной деятельности.

Одной из сложностей профориентационной работы с учениками с ЗПР является необходимость учета их эмоциональной нестабильности и возможного повышенного уровня тревожности. Здесь могут помочь методы эмоциональной регуляции, такие как дыхательные упражнения и техники релаксации, которые позволят подросткам справляться со стрессом, характерным для процесса выбора профессии. Педагог может предлагать ученикам выполнять упражнения на дыхание перед профориентационными тестами или важными беседами. Это помогает создать обстановку, в которой учащийся чувствует себя комфортно и спокойно, что в свою очередь способствует успешному прохождению профориентационного этапа.

Таким образом, профориентационная работа с подростками с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы требует комплексного подхода, направленного на развитие как профессиональных интересов, так и навыков самоопределения, планирования, общения и принятия решений. Основная цель педагога-психолога — это создание условий, при которых подросток сможет более уверенно взглянуть на свое будущее, осознать свои сильные стороны и стать на шаг ближе к успешной интеграции в трудовую жизнь.

 

 

Список литературы

Гаар

Л. А.

П

рофориентационная работа с подростками с задержкой психического развития в условиях центра развития

// Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.

Акмуллы

. 2019. №4 (52).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-s-podrostkami-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-tsentra-razvitiya

Кантор Виталий

Зорахович

, Елизарова Юлия Геннадьевна, Алексеева Ольга Алексеевна, Журавлев Артур Дмитриевич Семья как ресурс профессиональной ориентации подростков с задержкой психического развития: проблемное поле // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018.

№190. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-resurs-professionalnoy-orientatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-problemnoe-pole

Куликова Дарья Михайловна

О

собенности организации профориентации детей с

ОВЗ

в общеобразовательных учреждениях

// Интерактивная наука. 2023. №3 (79).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-proforientatsii-detey-s-ovz-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×