Как преодолеть языковой барьер: работа с разговорными страхами учащихся
Добрая Людмила Александровна, учитель английского языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ровеньковская гимназия №1 им. Г.С. Шонина»
Аннотация. Статья посвящена методам и техникам, которые помогают учителю преодолеть языковой барьер у учеников, облегчить их страхи, связанные с разговорной практикой, и создать атмосферу, располагающую к общению. Рассматриваются практические подходы для повышения уверенности учащихся, включая групповую работу, игровую методику, поддержку на каждом этапе и стимулирование использования языка в реальных ситуациях.
Ключевые слова: языковой барьер, страх общения, английский язык, мотивация, разговорные навыки, практические упражнения, уверенность.
Преодоление языкового барьера — одна из самых сложных задач в обучении английскому языку. Страх сделать ошибку или показаться некомпетентным нередко приводит к тому, что ученики избегают разговорной практики. Языковой барьер особенно заметен у школьников, которые из-за недостатка опыта и поддержки ощущают неуверенность. Для учителя важно понимать причины таких страхов и иметь в арсенале техники, которые помогают ученикам справляться с этим. Создание комфортной атмосферы на уроке, регулярное практическое использование языка и поощрение — важные составляющие для того, чтобы ученики чувствовали себя уверенно.
Одним из первых шагов в преодолении языкового барьера является создание обстановки, в которой ученик не боится совершить ошибку. Чтобы достичь этого, учителю важно отказаться от критики на первых этапах, когда ученики только начинают практиковать разговорные навыки. Задача учителя — объяснить ученикам, что ошибки — это естественная часть процесса изучения языка и что каждый человек проходит через это. Для этого можно использовать метод «антисовершенства», когда учеников поощряют не за безошибочные ответы, а за старание выразить мысль на английском языке. К примеру, можно регулярно проводить упражнения на обмен мнениями, где ученики могут свободно высказывать свои мысли, не опасаясь, что за любую ошибку последует исправление.
Групповые и парные задания играют важную роль в преодолении разговорных страхов. Работая в паре, ученики чувствуют себя более уверенно, так как они находятся в коллективной среде, где все находятся в похожем положении. Парная работа помогает снять напряжение, поскольку общение происходит не с учителем, а с таким же учеником, что снижает ощущение стресса. Хорошим примером здесь может служить упражнение «Ролевая беседа», где один ученик выступает, например, в роли туриста, а другой — гида, и они общаются на английском языке в рамках предложенного сценария. Это не только развивает речевые навыки, но и помогает ученикам сосредоточиться на передаче мысли, а не на том, чтобы говорить без ошибок.
Еще одна техника — введение в уроки ролевых игр. Ролевые игры помогают отвлечься от страха, создавая ситуации, где ученики играют вымышленные роли и, таким образом, не боятся выражать свои мысли. Например, можно предложить ученикам разыграть диалог в кафе или в магазине, где один ученик выступает в роли клиента, а другой — продавца или официанта. Такие упражнения помогают ученикам почувствовать себя в реальной ситуации, постепенно осваивая язык в комфортной обстановке. Важно, чтобы задания были простыми и соответствовали уровню подготовки учеников, чтобы они могли выразить свои мысли на английском без лишнего стресса.
Использование игр и интерактивных заданий также помогает снизить уровень стеснения и страха. Игровая форма обучения создает условия, в которых ученики забывают о своих страхах и больше фокусируются на выполнении задания. Например, можно использовать игру «Сломанный телефон» (whisper chain), где ученики передают друг другу фразу на английском, которая искаженно доходит до последнего участника, и затем все обсуждают результат. Такие игры не только смешны, но и снижают уровень напряжения, помогая ученикам расслабиться и воспринимать урок как увлекательное времяпровождение.
Также полезно задействовать интерес учеников к определенным темам и предлагать им темы для обсуждения, которые им интересны. Это может быть хобби, путешествия, кино, спорт — любые темы, которые вызывают у учеников положительные эмоции. Когда ученик говорит на интересующую его тему, он чувствует меньше страха, поскольку фокусируется на содержании, а не на возможных ошибках. Можно предложить ученикам обсудить любимый фильм или книгу, например, предложив каждому подготовить короткий рассказ об этом и поделиться с классом. Такое задание помогает также развивать умение выражать мнение и формулировать свои мысли.
Поощрение и поддержка играют важную роль в развитии уверенности. Учителю важно отмечать прогресс учеников, даже если он кажется незначительным. Похвала за каждое высказывание на английском языке, за активное участие и даже за небольшие успехи позволяет создать атмосферу, где ученики чувствуют, что их старания ценятся. Это мотивирует их продолжать работу и не бояться совершать ошибки. Хороший пример подхода к поощрению — выделение «героя урока», которым может стать ученик, преодолевший страх и заговоривший на английском, даже если с ошибками. Такая практика поощряет учеников и создает положительный опыт общения.
Еще одна эффективная техника — это использование аутентичных материалов, таких как видео, песни, интервью и короткие отрывки из фильмов. Эти материалы помогают создать у учеников чувство, что язык — это не просто набор правил, а живой инструмент общения. После просмотра видео можно предложить ученикам пересказать его содержание или обсудить ключевые моменты. Это помогает ученикам воспринимать английский как средство для понимания окружающего мира, а не как просто учебный предмет.
Снятие страха перед разговором можно также поддержать заданиями на свободное общение, где у учеников есть возможность говорить на английском без жестких ограничений. Например, можно ввести «свободные пять минут» на уроке, когда ученики могут обсудить с учителем или друг с другом интересные темы. Этот формат позволяет детям постепенно привыкать к тому, что использование английского языка — это естественно и комфортно, а не страшно и требовательно.
Таким образом, систематическое применение таких техник помогает учителю создать поддерживающую учебную среду, где ученики чувствуют себя свободно и уверенно. Важно, чтобы ученики поняли, что их цель — не идеальное произношение или грамматическая точность, а умение выразить свои мысли, понять собеседника и быть понятым. Постепенно укрепляясь в уверенности и преодолевая страх общения, ученики начинают осознавать ценность знания языка и использовать его как инструмент для коммуникации и развития, что позволяет успешно преодолеть языковой барьер.
Список литературы
Василова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе / Н. В. Василова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 231-234. — URL:
https://moluch.ru/archive/281/63244/
Даричева
М.В.
, Дорожкина
Д.С.
, Гришина
И.А.
П
рименение интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка
// Проблемы современного педагогического образования.
2022. №75-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-metodov-pri-obuchenii-govoreniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Тоноян
Я. К. Дискуссионные клубы на уроках английского языка как один из способов развития речевых и коммуникативных навыков у учеников средних классов / Я. К.
Тоноян
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 559-561. — URL:
https://moluch.ru/archive/392/86546/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат