Развитие чувства ритма при игре на ударных инструментах
Ударные инструменты представляют широкие возможности для работы с детьми над развитием чувства ритма. Однако до сих пор эти возможности используются недостаточно, а ритмической деятельности, как правило, не придается должного значения в музыкальном воспитании дошкольников.
Для работы с детьми необходимо иметь несколько простейших инструментов. Желательно, чтобы они были сделаны из материалов, обеспечивающих лучшее звучание: кастаньеты, бубны и тамбурины, тарелки.
Прежде чем учить ребенка обращению с музыкальными инструментами, следует пройти с ним этап обучения пению, которое является основой музыкального воспитания.
С учетом достигнутых успехов в обучении пению и игре на музыкальных инструментах необходимо постепенно переходить к работе над ритмом. Прежде всего надо научить детей выделять ритм. Приступать к такому обучению можно по-разному. Можно, например, сказать детям: «А сейчас мы с вами споем песню, но слова мы петь не будем, а будем пропевать мотив вот так: «ла-ла-ла». Ваши голоса будут звучать тогда как музыка, которую исполняют музыкальные инструменты». Дети, таким образом, интонируют.
Можно интонировать мелодию в слоговой форме, отбивая ритм рукой. Хлопая в ладоши, дети воспроизводят временную организацию мелодии. Чтобы хлопки получились звучными, приятными на слух, надо следить за правильным положением обеих рук. Следует показать детям, как они должны хлопать, сопровождая показ: «Дети, давайте играть. Смотрите, я поднимаю одну руку, левую. Поднимайте со мной. Открываем ладонь. Теперь это уже не рука, а бубен. Хлоп-хлоп! Слышите? Хлоп-хлоп!». Затем дети тоже хлопают в ладоши, а музыкальный руководитель просит их сравнить звук хлопков: у кого получилось лучше, у нее или у них? Здесь рекомендуется использовать развлекательные и соревновательные игры, что позволяет поддерживать интерес детей к ритмическим упражнениям даже при их многократном повторении.
Затем решается более сложная задача – воспроизводить ритм мелодии, исполняемой на пианино или каком-нибудь другом музыкальном инструменте, посредством одних только хлопков, не интонируя мелодию вслух.
Теперь можно переходить к применению музыкальных инструментов. На первых порах целесообразно ограничиться двумя или тремя бубнами. На этих бубнах по очереди должны играть все дети. При этом игру надо разнообразить таким образом, чтобы она позволяла судить об уровне музыкального развития, достигнутом каждым ребенком. Очень полезно предложить детям узнавать уже разученные ими песни по ритму, воспроизводимому различными способами (например, хлопаньем, притоптыванием) или проигранному на музыкальных инструментах.
Воспроизводить ритм лучше всего при помощи музыкальных инструментов, обладающих мягким звучанием и имеющих различный тембр (бубны, колокольчики и другие). Комбинации инструментов обогащают музыкальный опыт дошкольника. Приведу возможные варианты таких сочетаний:
а) одна –две фразы на деревянных флейтах, третья-четвертая фразы на бубнах, а затем повторение на всех инструментах сразу;
б) если в песне есть припев, его ритм воспроизводится сразу на всех музыкальных инструментах, ритм остальных частей песни – только на инструментах с одним тембром.
Подобные элементарные сочетания необходимо постоянно усложнять и разнообразить.
Довольно сложная задача - научить детей различать соотношение длительности звуков в такте. Для решения этой задачи детям вначале рекомендуется делать в такт различные простые движения и маршировать (при темпе в две четверти или четыре четверти), а затем переходить к использованию музыкальных инструментов. Даже самые маленькие дети постепенно овладевают умением отмечать темп разнообразными движениями – покачиванием кисти руки, взмахами платка, ленты, цветка, подбрасыванием мяча, прыжками, притоптыванием в такт музыке. Из музыкальных инструментов, которые могут быть использованы при этой работе, предпочтение следует отдать колокольчикам, бубенцам, треугольникам. Использовать их следует только тогда, когда дети уже различают длительность звучания долей тактов.
При «подключении» музыкальных инструментов во время движения, одни дети совершают те или иные движения, другие сопровождают их ударами бубна, барабанов, треугольников, тарелок. Эту группу инструментов следует использовать не слишком часто.
Успешное выполнение ребенком отдельных заданий – залог достижения им того уровня музыкального развития, который определен задачами музыкального воспитания.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат