КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ:
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как неотъемлемая часть общего образования и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, направленных на развитие его способностей, интересов, которые ведут к социально-культурной самореализации, саморазвитию, самовоспитанию. Роль таких занятий дополнительного образования необходима для усиления мотивации детей к познанию и творчеству, дает возможность обучающимся быть гармонично развитыми личностями, создает условия для самореализации.
Программа направлена на формирование основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач – воспитывать у детей уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему селу, людям, живущим в нем. Организация работы по краеведению играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает обучающимся систематизированные знания о своем крае, прививает соответственное отношение к тому, что окружает его, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины – с. Выползово, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с пожилыми жителями села, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Сурского района. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ от 09.11.2018 № 196 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Локальные акты МОУ СШ с. Выползово:
Правила приёма, перевода и отчисления
обучающихся в
МОУ СШ с. Выползово (2018 г.);
Положение
о разработке и утверждении
дополнительных общеобразовательных
программ в
МОУ СШ с.
Выползов
o
(2018г.);
Положение о кружковых объединениях МОУ СШ с. Выползово (2018 г.);
Положение о педагогическом
мониторинге в
МОУ СШ с. Выползово (2018 г.);
Правила внутреннего распорядка для обучающихся в МОУ СШ с. Выползово (2018 г.).
Уровень освоения программы - базовый уровень. Предполагается использование и реализация таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний. Гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Актуальность: одной из наиболее актуальных проблем сегодня становится соответствие характера образования психологическим условиям существования современного человека, требующим от него умения критически осмысливать происходящее, творчески подходить к решению проблем и самостоятельно строить свое поведение в ситуации выбора. Образование должно помочь детям успешно адаптироваться к жизни в современном обществе, максимально реализовать свой личностный и творческий потенциал. Но нельзя предугадать, что именно станет завтра важным, а что потеряет свое значение. В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знаний в единую картину мира, ориентация в системе традиционных ценностей служат надежным гарантом адаптации человека к современной жизни. С этой точки зрения наибольшей интегрирующей силой обладает язык культуры. Знакомство с ним дает возможность осознанно овладеть любым ее специальным языком, в том числе языком науки, права, политики, искусства и т.д. В этом и состоит основное назначение программы. Культура становится мощным фактором многогранного формирования и развития человека, преобразуя и обогащая потребности личности, превращаясь в человеческое качество. Ее зрелость измеряется тем, как живет и трудится личность, какой образ жизни она ведет, и насколько человеческими являются ее отношения к миру к природе, к другим людям, к самой себе.
Преемственность с другими образовательными областями, на различных образовательных ступенях.
Содержание программы перекликается с другими образовательными областями, преемственность обеспечивается посредством учета содержания познавательно-исследовательской деятельности детей.
Новизна программы состоит:
Программа дополнительного образования по краеведению предполагает другой стиль общения взрослых и детей. Форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
- в разработке программы по формированию краеведческой культуры через вовлечение обучающихся в поисковую, исследовательскую деятельность;
- в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры, реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности обучающихся.
Инновационность программы
Главной задачей системы образования на современном этапе является стремление к формированию компетенций обучающихся, направленных на подготовку будущего выпускника, способного нестандартного, гибко и своевременно прореагировать на изменения, которые происходят в социуме. Использование инновационных технологии в краеведческой деятельности позволяют трансформировать роль педагога, который становится не только носителем знаний, но и наставником, инициирующим творческий поиск обучающихся.
Педагогическая целесообразность
Данная программа обеспечит плавный переход обучающихся к обучению. Этапы реализации программы соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Ее могут одинаково успешно осваивать дети с разницей 4-5 лет. Закон Российской Федерации «Об образовании» ввел понятие государственного образовательного стандарта, формирующегося на принципе соединения федерального и национально регионального компонента образования. Сегодня мы все чаще обращается к духовным ценностям прошлого, осознаем необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья и силы. Поэтому проблема национального самосознания на современном этапе является одной из основных проблем нашего общества. Именно через систему дополнительного образования, посредством краеведческой деятельности, возможно, наиболее полно решать эти назревшие проблемы довременного общества.
Адресат программы - данная программа предназначена для детей 11-14 лет.
Возрастные и психологические особенности детей и их учет в программе:
Характерная черта внимания обучающихся 11-14 лет — его специфическая избирательность: интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация процесса обучения, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего.
Объём программы - программа рассчитана на 32 часа.
Формы обучения и виды занятий
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала.
Рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами.
Исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Срок освоения программы – программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа предусматривает очное обучение.
Цель программы
Цель данной программы - создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры.
Задачи программы для достижения поставленной цели:
Обучающие:
- формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
- формирование информационной грамотности, т. е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно - исторических источников, применять их в новой ситуации,
- формирование элементов творческой деятельности.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
- развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
- развитие образного и логического мышления.
Воспитательные:
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Планируемые результаты усвоения программы:
Обучающиеся должны знать:
- знать историю своего села, школы, свою родословную;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования.
- знать нормы, принятые в обществе, отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм;
- нормы отношения к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ;
- способы сбора и обработки собранной информации;
- знать об истории и культуре родного края.
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
- владеть приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана;
- понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений;
- владеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- работать со справочной литературой.
Программа «Историческое краеведение» построена на принципах:
- принцип интереса, основанный на эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций;
-принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований;
- принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности;
- принцип уважения личности и позиции обучающего, умение сочетать высокую требовательность к ребенку с уважением его человеческого достоинств;
- принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
- принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей обучающихся (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
- принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
- принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
- принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль над их усвоением;
- принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся.
Познавательные задачи предъявляются обучающимся в определенной последовательности
-Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисково-исследовательской деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
-Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у ребят развивается элемент самостоятельного творческого мышления.
-Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
-Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.
-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принципы комплектования группы
- правила приёма;
- возраст обучающихся;
- норма по наполняемости учебных групп;
- заявление родителей.
Формы и методы обучения
Занятия с обучающимися организуются группами:
Беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг; Практическая природоохранная деятельность;
Выставки, экологические праздники и акции;
Конкурсы, театральные постановки, ролевые игры.
Индивидуально (практические и творческие задания, беседы, консультации).
Занятия проводятся в традиционной и нетрадиционной формах.
Методы организации занятия
Ведущими методами работы являются:
- метод проблемных ситуаций – в процессе практической работы обучающиеся легче воспринимают учебный материал ввиду его наглядности, развивается способность мыслить самостоятельно и находить правильное решение;
- игровые методы;
- метод поисково-исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях);
- метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, устных сообщений и т.д.);
- словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, чтение;
- контрольно-диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;
- коммуникативно-развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный метод – одновременная работа со всеми обучающимися;
-индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
-индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный метод – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Этапы реализации программы
1-ый этап: октябрь-ноябрь - введение в образовательную программу, проведение инструктажа, анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.
2-ой этап: ноябрь-декабрь - знакомство с источниками знаний о своей местности, видами источников изучения родного края, подготовка проекта «Моё открытие родного края».
3-ий этап: январь-февраль - организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения, умение работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками, знакомство с творчеством местных поэтов, писателей, работа над проектом «Моё открытие родного края».
4-ый этап: март-май - интересные страницы истории родного края в древности и в средневековье, страницы истории родного края в годы Великой Отечественной войны, яркие личности, подготовка и проведения похода в выходной день по разработанному маршруту.
5-ый этап: фотоотчёт о состоявшемся походе. Краеведческая олимпиада.
Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Тема
Количество часов
Форма аттестация/контроля
Всего
Тео-рия
Прак-тика
Вводные занятия
4
3
1
1
Инструктаж ТБ. Что такое краеведение и его назначение в духовно-нравственном развитии человека. Входной контроль.
1
1
Фронтальный опрос
2
Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.
1
1
Фронтальный опрос
3
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.
1
1
Фронтальный опрос
4
Экскурсия по селу
1
1
Фронтальный опрос
Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края. Знакомство с источниками знаний о своей местности.
10
1
9
5
Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.
1
1
Фронтальный опрос
6
Экскурсия на местности. Археологические памятники, памятники архитектуры.
1
1
Фронтальный опрос
7
Экскурсия на местности. Памятники, созданные для увековечивания исторических событий. Памятники природы.
1
1
Фронтальный опрос
8-9
Экскурсии в школьный краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.
2
2
Фронтальный опрос
10
Экскурсии в сельский краеведческий музей.
1
1
Фронтальный опрос
11
Письменные источники. Рукописные памятники (экскурсия)
1
1
Зачет
12
Занятие в библиотеке. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки.
1
1
Фронтальный опрос
13
Занятие в библиотеке. Печатные материалы: газеты и журналы.
1
1
Фронтальный опрос
14
Подготовка проекта «Моё открытие родного края» (на основе сбора воспоминаний и вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием)
1
1
Проект
Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения
9
4
5
15-16
Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками.
2
1
1
Фронтальный опрос
17-18
Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.
2
2
Фронтальный опрос
19
Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний.
1
1
Фронтальный опрос
20
Встречи с участниками исторических событий.
1
1
Фронтальный опрос
21
Оформление рассказов участников исторических событий. Обработка материалов.
1
1
Фронтальный опрос
22
Как подготовить проект к защите.
1
1
Фронтальный опрос
23
Защита проектов «Моё открытие родного края»
1
1
Зачет
Легенды и были родного края
9
5
4
24-25
Интересные страницы истории родного края в древности и в средневековье.
2
2
Фронтальный опрос
26-27
Страницы истории родного края в Новое время.
2
2
Фронтальный опрос
28
Страницы истории родного края в годы Великой Отечественной войны. Яркие личности.
1
1
Фронтальный опрос
29
Герои и яркие личности родного края (организация встреч)
1
1
Фронтальный опрос
30
Экскурсия в краеведческий музей с посещением залов «Наш край в годы ВОВ», «Наш край и современность» Беседы с экскурсоводом. Итоговая беседа о проведённой экскурсии
1
1
Фронтальный опрос
31
Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы.
1
1
Фронтальный опрос
32
Фотоотчёт о состоявшемся походе. Краеведческая олимпиада.
1
1
Фронтальный опрос
Зачет
Итого:
32
13
19
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат