Организация работы по социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями в социуме в условиях коррекционной школы-интерната.
Организация труда и вся обстановка
школьной жизни строятся
на началах свободного
самоопределения и самодеятельности
учащихся, для которых школа является
не только средством приобретения
технических навыков и выработки
мировоззрения, но и источником
социального воспитания.
П.Н.Лепешинский
Основной задачей специальной (коррекционной) школы-интерната является педагогическое, коррекционное, воспитательное воздействие на обучающихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса и учебной деятельности, который соответствует их возможностям и позволяет полноценно адаптироваться в обществе: усвоить социальные нормы, принятые в обществе формы поведения и общения, а также достичь такого социального статуса, который дает ребёнку возможность осуществлять социальные контакты в обществе, формирует коммуникабельность, дает ребенку шанс достижения максимально возможной при его дефекте социальной полноценности.
Приоритетным направлением в работе педагогов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Перевальская специальная (коррекционная) школа-интернат» является координация работы педагогического коллектива по социализации и адаптации обучающихся в современный социум.
Социализация в условиях коррекционной школы – процесс сложный и многоступенчатый. Одним из механизмов, позволяющий личности активно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития является социальная адаптация обучающихся. Формирование знаний, ценностей и социальных навыков, которые позволяют ребёнку интегрироваться в общество происходит на уроках «Основы социальной жизни» и уроках «Технологии». Специальные коррекционные занятия направлены на формирование практических навыков и умений, способствующих социальной адаптации, подготовку детей к самостоятельной жизни и труду. На этих уроках педагоги помогают ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир. Обучающиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, им прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимы при посещении различных учреждений, организаций.
Изучение предмета «Основы социальной жизни» проводится по основным разделам : «Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Транспорт», «Торговля» и др.) Программа составлена по концентрическому принципу. В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
Особое внимание на уроках уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Каждый раздел предусматривает выполнение практических работ учащимися. Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных на уроках , активно включаются в практическую деятельность. Они умело пользуются инструментами и бытовыми электроприборами, составляю меню, бюджет семьи, готовят различные блюда; чистят обувь, гладят одежду, проводят генеральную уборку помещения, стирают бельё , заполняют бланки и квитанции. Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни.
Занятия предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Для расширения представлений об окружающей действительности, и формирования навыков делового общения с людьми вне школы вместе с детьми осуществляются экскурсии. Во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. Посещая магазины, учебные заведения, службы, организации, салоны и центры ребята общаются с интересными людьми, знакомятся с правами и обязанностями должностных лиц, работников предприятий, документами, правилами постановки на учёт, обращения граждан. Воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната имеют возможность общаться с представителями
различных организаций и учреждений, входящих в большой социум. В школу-интернат часто приглашаются сотрудники и представители МЧС, МВД, социальных служб, ветераны, выпускники, представители различных профессий, медицинские работники , мастера производственного обучения.
Умению общаться, договариваться, соблюдать правила в игре обучающиеся старшего звена имеют возможность во время товарищеских встреч по футболу, пионерболу, настольному теннису и шашкам со своими старшими друзьями и наставниками из правоохранительных органов. В рамках профориентации проводятся встречи с представителями системы профессионального обучения. Будущие выпускники для вхождения в социум и реализации их рабочего потенциала знакомятся с новыми , принятыми в обществе правилами, новым режимом и укладом жизни в колледже.
Свои первые профессиональные трудовые навыки ребята получают на уроках трудового обучения. Уроки профильного труда (технология) имеют профессиональную направленность: классы делятся на подгруппы, с учётом личных интересов обучающихся, их интеллектуальных, психофизических особенностей, пожеланий детей и их родителей, рекомендаций врачей, осуществляется дифференцированный подход.
Главными задачами уроков по столярному делу являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, подготовку работников физического труда способствующей успешной адаптации учащихся в социуме.
Девочки на уроках швейного дела с интересом овладевают доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (раскрой, машинное и ручное шитьё); выполняют отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
На уроках слесарного дела дети приобретают навыки работы с ручным инструментом и приёмы обработки металла на различных станках: токарном, сверлильном.
Строительное дело даёт возможность овладеть практическими навыками работы малярными, штукатурными инструментами. соблюдать необходимые правила техники безопасности Дети привлекаются к хозяйственным и ремонтным работам, самостоятельно выполняют различные заказы в школе.
Проводится профориентационная работа с обучающихся с нацеливанием их выбора профессий: швеи, каменщика, маляра, отделочника, штукатура, слесаря.
Сотрудничество педагогов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество. Только формируя у детей с интеллектуальными нарушениями социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно адаптировать их к современным условиям жизни, продолжить образование и получить профессию, соответствующую их интересам и способностям.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат