РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
В ОБУЧЕНИИ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каратаева Светлана Николаевна
воспитатель,
МБДОУ детский сад №81 город Белгород
Очень важную роль играет знание и соблюдение правил дорожного движения, обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице является очень актуальным. Если верить статистике, причиной аварий часто являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Взрослые, педагоги совместно с родителями воспитанников, должны обучить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения. Делать это нужно как можно раньше, т.е. с младшего дошкольного возраста. Ведь известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Главная задача взрослого - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы и методы обучения, выбрать такие, с помощью которых можно донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание и самим быть примером в соблюдении правил.
Анализ современной методической литературы показывает, что при обучении дошкольников ПДД наиболее широко используются объяснительно–иллюстративные методы: это беседы, дидактические игры, рассказы, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов, иллюстраций. Также много звучит рекомендаций по обучению ребенка дорожной грамоте - работу проводить в разных формах: театрализованной, музыкальной, художественной, игровой, так как игровая деятельность – это ведущая в жизни дошкольника.
Одним из основных условий обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения является системный и комплексный подход к решению проблемы. Использование художественной продуктивной деятельности представляет для этого большие возможности. У детей дошкольного возраста очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Поэтому работу по обучению дошкольников ПДД, осуществляемую на познавательных занятиях, в беседах, рассказах из личного опыта и полученные при этом знания, рекомендуется закреплять в детской художественной продуктивной деятельности. Изобразительная деятельность - это прекрасное средство для развития творческих талантов и всех прочих способностей ребенка. Кроме того, с помощью изобразительной деятельности дети легче познают окружающий мир, так как она является специфическим образным познанием действительности. А теоретические знания дошкольников подкрепляются продуктивной деятельностью.
Продуктивная художественная деятельность в детском саду (рисование, лепка, аппликация и конструирование) имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним и темой, которая лежит в основе для получения новых или закрепления усвоенных ранее знаний.
При знакомстве детей с правилами дорожного движения я использую художественно-творческую деятельность. Так дети не только закрепляют знание правил дорожного движения, но и развивают воображение, творческие способности и мелкую моторику рук. Так, во время раскрашивания, рисования различных дорожных ситуаций, дети учатся безопасному поведению на улице и даже не подозревая этого.
На занятиях по аппликации, таких как «Светофор», «Пешеходный переход», «Дорожный знак», «Транспорт», мы также закрепляем правила дорожного движения, учим применять знания, полученные ранее в практической деятельности, развиваем воображение и чувство композиции, учимся пользоваться ножницами и аккуратно наклеиваем детали. Во время конструирования дети также закрепляют знания по ПДД, обыгрывая свои постройки или конструируя из бумаги и картона транспорт, светофор, дорожные знаки и т.п. Одной из любимых видов деятельности детей является пластилин графия, при помощи которой дети изучают и повторяют правила дорожного движения. Ведь из пластилина можно вылепить все, что захочешь. Ребята с большим удовольствием делают из этого материала коллективные работы «Макет улицы», объединяя свои поделки в одну и обыгрывая постройку. Помимо этого, дети учатся дружить и помогать друг другу. Очень нравится детям делать аппликацию из пластилиновых шариков, так мы закрепляем знания дорожных знаков и вместе с развитием мелкой моторики пальцев рук развиваем усидчивость.
Говоря об ознакомлении дошкольников с ПДД посредством художественного творчества, не следует забывать о методе проектов. В ходе реализации проекта детей следует привлекать к изготовлению дорожных знаков и транспорта, оформлению макетов домов и дорожной разметки. Все эти знания могут быть получены и закреплены в ходе реализации проектов «Светофор и его сигналы», «Законы улиц и дорог», «Наши верные друзья - дорожные знаки», «Дорога и правила поведения на ней».
В заключении хочу отметить, что роль художественного творчества в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения весьма значительна, так как у воспитанников наблюдаются устойчивые знания и представления об основах личной безопасности. Они учатся заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения. Наша система работы помогает дошкольникам чувствовать себя уверенно на улице и дорогах в любой ситуации.
Литература
Волков С.Ю.
«Про правила дорожного движения»
- М., 2000г. - 172с.
Чупаха
И.В.,
Пужаева
Е.З., Соколова ИЮ.
«Здоровый ребёнок - в здоровом социуме»
, - М.,
«
Илекса
»
, 1999г. 320с.
Елюшкина
Е.
«Физкультурный досуг «Красный, жёлтый, зелёный»
// Ребёнок в детском саду, 2001г., М9 1.
Карпушина
М.Ю.
«Быть здоровыми хотим!»
- М., ТЦ Сфера, 2004г. – 384 с.
Радзиевская
Л.И.
«Ты и дорога»
- М.,
«Литература»
, 2008 г. – 18 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат