Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области
(М. Горький).
Трудно не согласиться с высказыванием известного писателя. В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение: необходимо знать и понимать химическую картину мира, уметь логически мыслить и рассуждать, а не сводить обучение только к заучиванию формул и обрабатывания навыка написания химических реакций.
В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост боязни химии - как школьной дисциплины, в обществе привело к тому, что интерес к химии снизился у обучающихся в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания будущих абитуриентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению.
На протяжении 18 лет я работа в системе СПО и заметила, что у студентов-первокурсников всегда возникает вопрос: Для чего студенту электросварщику, архитектору, правоведу, машинисту крана изучать химию? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности, в усвоении профессиональных дисциплин, связанных с химией.
Четвертый год я осуществляю педагогическую деятельность в МБОУ ОШ №100 г.Кемерово. И одной из ключевых задач определила для себя – повышение уровня мотивации к изучаемой дисциплине.
Как же повысить мотивацию у обучающихся? Ответ на этот вопрос волнует многих педагогов. Каждому преподавателю важно, чтобы изучение преподаваемого им предмета вызывало живой интерес у учеников, чтобы каждый урок являлся праздником, где можно получить новые, необходимые в повседневной жизни знания, а не скучным, потраченным впустую временем. Специфика химии побуждает к комплексному подходу не только в ее изучении, но и в обучении.
Любая проблема не будет решаться пока она не перейдет в разряд личной проблемы. Поэтому задумываясь над повышением уровня мотивации к дисциплине «Химия», было принято решение выявить одну из наиболее социально-значимых проблем общества и соотнести ее в разряд личных для обучающихся.
За время работы заметила, что больший интерес ученики проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями. Первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности – это здоровье.
Таким образом, я взяла на вооружение тот факт, что необходима актуализация внимания у обучающихся на их здоровье, на необходимость заботы о своем здоровье и ведения здорового образа жизни. Среди всех факторов, определяющих повседневный образ жизни, центральная роль принадлежит здоровому и правильному питанию.
Так появилась идея о создании проекта «Химия здорового питания».
Цель проекта: Повышение уровня мотивации к изучению дисциплины «Химия», через решение социально-значимой проблемы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать формированию и развитию личной мотивации к изучению дисциплины «Химия»;
- способствовать созданию условий для развития познавательных интересов студентов, их интеллектуальных и творческих способностей;
- способствовать привлечению внимания обучающихся к социально-значимой проблеме - проблеме здорового питания;
- способствовать формированию и закреплению основ правильного, здорового питания в соотношении с химическими знаниями;
- способствовать формированию у обучающихся, чувства ответственности за свое здоровье.
Актуальность проекта
Проблема учебной мотивации – одна из самых сложных в современном образовании. Актуальность проблемы несомненна и находит свое подтверждение в общеизвестном факте: высокая учебная мотивация – важнейшее условие качества образования.
Химия, как учебный предмет, призвана давать обучающимся представления о научно-обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - прежде всего сбалансированное питание, иными словами, наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. Понимание роли химических компонентов пищи поможет обучающимся рационально построить свою диету, научит решать несложные биохимические задачи питания. Такое отношение к питанию не только предупредит возникновение многих заболеваний, но и поможет максимально долго сохранить молодость, силу, красоту и повлиять на продолжительность активной, творческой жизни человека.
Основная идея проекта
Создание условий для повышения уровня мотивации к изучению дисциплины «Химия» в урочное время.
Во время урока включение обучающихся в деятельность идет через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности, а именно использование следующих технологий:
уровневой дифференциации
проблемного обучения
проектного обучения
обучение в сотрудничестве
имитационно-моделирующего обучения
информационного обучения
рефлексивного
На своих занятиях уделяю особое внимание:
демонстрации роли практических знаний о веществах и их свойствах.
ознакомлению с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, строительные материалы).
раскрытию химической сущности процессов приготовления пищи и напитков, стирки, чистки предметов домашнего обихода, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств.
реализации межпредметных связей (с физикой, биологией, экологией).
знакомство со способами решения жизненно важных проблем – с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды осуществляется следующими способами:
ознакомлению с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила поведения при пожарах, ожогах).
На уроках химии, изучая темы, обязательно делаю акцент на то, что все химические элементы, представленные в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, входят в состав органов и тканей нашего организма, либо участвуют в жизненно важных химических реакциях. Восполнять необходимый запас химических элементов можно двумя способами: принимать медицинские препараты (витамины) либо принимать пищу богатую данными химическими элементами.
Решение социально-значимой проблемы - не правильное питание обучающихся, во внеурочной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность
обучающихся
.
Участники: обучающиеся 8-9 классов.
Цель: сбор и систематизация информации о вредных и полезных продуктах питания. Их качественном и количественном составе,с точки зрения химии пищи.
2. Исследовательские проекты:
«От здорового питания к здоровой нации»
«Химия жизни!» (разработка и выпуск брошюры).
Цель: сбор, систематизация и оформление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся.
3.Организация работы лекторской группы.
Лекторская группа, формируется из числа обучающихся 8-9 классов. Отбор в группу осуществляется по результатам выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. В лекторскую группу включаются обучающиеся владеющие ораторским искусством.
Цель: доведение до «аудитории» информации о полезных и вредных продуктах питания их качественном и количественном составе (химический состав, процессы, происходящие в организме человека).
Формы внеурочной деятельности:
тематические классные часы;
проведение лекториев и мастер-класса по приготовлению блюд правильного здорового питания;
проведение
флешмоба
«От здорового питания к здоровой нации»
беседы, совместно с медицинскими специалистами ГБ№3
г
.К
емерово
;
проведение круглого стола;
дискуссии по правильному, здоровому питанию.
Методы:
Научно-исследовательский
Частично поисковый
Проблемно-ситуационный
Дискуссионный
Мероприятия по реализации проекта
Мероприятия
Срок реализации
Исполнители
Результат
Подготовительный этап
Разработка, системы критериев оценки уровня мотивации к изучаемой дисциплине «Химия».
Сентябрь,
2023г
Система критериев оценки уровня мотивации к изучаемой дисциплине «Химия».
Проведение диагностики по определению уровня мотивации к изучаемой дисциплине «Химия» и выявление социально-значимой проблемы у обучающихся
Сентябрь,
2023г.
Преподаватель химии, обучающиеся 1-2 курсов
- уровень мотивации к изучаемой дисциплине «Химия»;
- социально-значимая проблема: проблема не правильного питания среди обучающихся
Изучение и анализ проблемы низкой мотивации к изучаемой дисциплине в психолого-педагогической литературе.
Сентябрь,
2023г
Формирование понятийного аппарата по проблеме низкой мотивации к изучаемой дисциплине.
Изучение и анализ проблемы правильного питания в научно-медицинской литературе.
Сентябрь,
2023 г
Концептуализация:
- целеполагание и определение задач проекта.
Выбор формата проекта.
Сентябрь-Октябрь,
2023 г.
Цель и задачи проекта;
Формат проекта:
по продолжительности
-долгосрочный;
- по количеству участников- групповой;
- по месту проведения –
- по содержанию
- интегрированный
Формирование творческой и лекторской групп обучающихся, определение места (роли) каждого студента в проекте.
Октябрь,
2023 г.
Творческая и лекторская группа обучающихся.
Анализ имеющихся информационных ресурсов, необходимых для обеспечения исследовательской деятельности обучающихся.
Октябрь,
2023 г.
Список литературы, необходимой для обеспечения исследовательской деятельности обучающихся.
Поиск «новых» информационных ресурсов.
Октябрь,
2023 г.
Определение продукта деятельности
Октябрь,
2023 г.
Построение алгоритма исследовательской деятельности.
Октябрь,
2023 г.
Практический этап
Разработка и совершенствование индивидуально-дифференцированных заданий по дисциплине «Химия».
Сентябрь-Октябрь,
2023 г.
Сборник индивидуально-дифференцированных заданий по дисциплине «Химия»
Систематизация и коррекция заданий для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
Сентябрь-Октябрь
2023 г.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Химия».
Разработка заданий по направлению «Химия правильного, здорового питания».
Ноябрь
2023 г.
Подготовка и проведение городского мероприятия - Круглый стол «От здорового питания к здоровой нации»
Декабрь
2023г.
Положение о проведении городского мероприятия - Круглый стол «От здорового питания к здоровой нации»;
- Исследовательские работы студентов
Разработка и проведение тематического классного часа «От здорового питания к здоровой нации».
Январь-Февраль,
2024 г.
Методическая разработка тематического классного часа «От здорового питания к здоровой нации»
Проведение мастер-класса, по приготовлению блюд правильного, здорового питания в общежитии техникума.
Февраль,
2024г.
Выставка-дегустация блюд правильного, здорового питания.
Проведение флешмоба «От здорового питания к здоровой нации»
Февраль,
2024г.
Поиск , систематизация информации для создания WEB- квеста «Химия жизни»
Март,
2024г.
Поиск и систематизация информации при подготовке к выпуску брошюры «Основы здорового питания»
Март,
2024г.
Промежуточный мониторинг индивидуальных достижений и уровня мотивации, у обучающихся, из числа творческой и лекторской групп
Апрель,
2024г.
Презентационный этап
Выпуск брошюры «Основы здорового питания».
Апрель,
2024г.
Презентация WEB- квеста «Химия жизни».
Апрель,
2024г.
Рефлексивный этап
Анализ результатов выполнения проекта.
Июнь-Сентябрь,
2024г.
Ресурсное обеспечение
Наименование ресурсов
Наличие ресурсов
Кадровые ресурсы
Обучающиеся 8-9 классов, классные руководители, преподаватели химии и биологии, медицинские работники ГБ №3 г. Кемерово
Информационные ресурсы
Методические пособия
Интернет-ресурсы
Материально-технические ресурсы
Библиотека
Учебные кабинеты
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран; интерактивная доска
Финансовые ресурсы
Внебюджетная деятельность школы
Ожидаемые результаты:
Во-первых, при формировании личной мотивации к изучению дисциплины «Химия» и вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, возрастает интерес к изучаемому материалу. Что способствует повышению уровня мотивации к изучению химии. И как следствие возрастает успеваемость у обучающихся по дисциплине «Химия».
Во-вторых, у обучающихся будет формироваться аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение общаться с людьми, ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, что, безусловно, соотносится с формированием общих компетенций:
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В-третьих, решение одной из социально-значимых проблем (проблема неправильного питания), увеличение интереса к химии будет способствовать:
- уменьшению процента заболеваемости желудочно-кишечного тракта и репродуктивной системы женского организма;
- развитию и усовершенствованию навыков по химическому эксперименту;
- развитие творческой активности;
- подготовке обучающихся к профессионально-практической деятельности.
Показателями повышения уровня мотивации к изучению дисциплины являются:
1. Положительная динамика уровня качества обучения.
2. Положительная динамика количества обучающихся – участников предметных олимпиад и конкурсов различных уровней.
3. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
4. Положительная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат