РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Попова Любовь Михайловна, воспитатель
МАДОУ МО «Центр детский сад № 118» г. Краснодар
Аннотация. Статья посвящена роли предмета «Окружающий мир» в формировании экологической грамотности у дошкольников. Исследуется влияние данного направления на воспитание у детей бережного отношения к природе, формирование осознанного экологического поведения и понимания взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека. В статье предложены конкретные примеры занятий, игр и упражнений, способствующих развитию экологического мышления у дошкольников. Приведены рекомендации для воспитателей по организации процесса обучения, направленного на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическая грамотность, дошкольное образование, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, бережное отношение, воспитание дошкольников, природоохранная деятельность.
Экологическая грамотность сегодня становится одной из ключевых задач воспитания подрастающего поколения. Осознание значимости природы, бережное отношение к ней и понимание своей ответственности за состояние окружающей среды закладываются еще в дошкольном возрасте. Предмет «Окружающий мир» занимает особое место в образовательной программе для дошкольников, так как именно через него дети впервые знакомятся с богатством природы и учатся понимать ее уникальность и уязвимость. С помощью этого предмета возможно не только дать детям базовые знания об окружающей среде, но и сформировать у них экологическое мышление, которое станет основой для осознанного отношения к природе в будущем.
Особенность восприятия окружающего мира дошкольниками заключается в том, что дети на данном этапе познают мир через непосредственный опыт и наблюдение. Поэтому важно, чтобы воспитание экологической грамотности происходило в форме интересных и познавательных игр, опытов, экскурсий и исследований, позволяющих детям не только наблюдать за природой, но и активно взаимодействовать с ней. Например, экскурсия в парк или лес, где дети могут увидеть разнообразие растений и животных, понять, как важен каждый элемент природы, способствует развитию у них чувства сопричастности к природным процессам. Важно, чтобы воспитатель во время таких мероприятий обращал внимание детей на особенности каждого растения, рассказывал, как растения и животные зависят друг от друга и как человек может заботиться о них.
Занятия по предмету «Окружающий мир» не должны ограничиваться только получением информации. Одной из важных составляющих является формирование у дошкольников позитивных привычек и навыков, связанных с охраной природы. Например, на занятиях дети могут учиться бережно относиться к растениям, не рвать цветы, не мусорить на природе, заботиться о животных. Хороший метод закрепления таких навыков – участие детей в природоохранной деятельности. Так, можно организовать мероприятия по сбору мусора в саду или на территории детского сада, уходу за клумбами или высадке растений. Эти простые действия помогут детям осознать свою ответственность за окружающую среду.
Еще одним важным аспектом предмета «Окружающий мир» является знакомство детей с понятием экологического баланса. Дошкольники еще не могут полностью понять сложные процессы в экологии, но они уже способны понять, что каждое живое существо на Земле имеет свое значение. Для этого можно использовать рассказы и сказки о природе, где животные и растения помогают друг другу, живут в гармонии. Такой подход позволяет детям на уровне их возрастных особенностей осознать, что человек, нарушающий природный баланс, наносит вред и себе, и окружающим. Например, через сказки и истории о животных, которые пострадали из-за мусора или загрязненной воды, дети смогут понять, почему важно не загрязнять природу.
Особое место в формировании экологической грамотности занимает игровая деятельность. Игры позволяют дошкольникам осваивать экологические принципы на практике, в ситуациях, где они могут проявить себя как активные участники природоохранных процессов. Примерами таких игр могут быть сюжетно-ролевые игры, где дети играют роли лесных обитателей, животных или растений, или же «экологические» игры, направленные на решение экологических проблем. Например, в игре «Сортировка мусора» дети учатся различать виды мусора и понимать, что его необходимо утилизировать правильно. Это может стать первым шагом в формировании привычки к раздельному сбору отходов. В игре «Спасаем лес» дети могут, например, убирать бумажки и другие предметы, которые находятся на земле, или «спасать» растения, тем самым прививая себе практические навыки заботы об окружающей среде.
Также стоит уделять внимание формированию эмоциональной связи детей с природой. Экологическое мышление включает в себя не только понимание определенных экологических принципов, но и чувство привязанности к природе, желание заботиться о ней. Прекрасным способом сформировать эту связь являются наблюдения за природой, проведение занятий на открытом воздухе, творческие задания, связанные с природой, такие как рисование, лепка или аппликации на тему природы. Например, дети могут рисовать животных или растения, делать поделки из природных материалов. Такие занятия помогают детям лучше запомнить особенности природы и развивают у них положительные эмоции, связанные с природой.
Важно, чтобы воспитатель, организуя занятия по предмету «Окружающий мир», обращал внимание на доступность информации и соответствие используемых методик возрастным особенностям детей. Например, использование наглядных пособий, иллюстраций, а также проведение опытов, которые демонстрируют детям простые законы природы, будет способствовать формированию устойчивого интереса к окружающему миру. Так, дети могут наблюдать, как прорастают семена, выращивать растения, следить за изменениями в природе в разные времена года. Эти наблюдения и опыты помогут им увидеть, как природа реагирует на разные воздействия, и поймут, что для её сохранения нужно проявлять заботу.
Одним из значимых примеров может быть организация мини-проекта на тему «Экология нашего двора», где дети вместе с воспитателем будут наблюдать за чистотой территории детского сада, ухаживать за растениями, собирать мусор, а также обсуждать, почему важно поддерживать чистоту. Итогом такого проекта могут стать рисунки, стихи или рассказы, созданные детьми, что позволит им глубже осознать ценность своего труда и важность экологической заботы.
В рамках предмета «Окружающий мир» также полезно знакомить детей с простыми правилами сохранения природы. Дошкольники уже способны понимать и соблюдать правила, такие как «не рви цветы», «не оставляй мусор», «не обижай животных». Регулярное повторение этих правил и наглядное объяснение их смысла помогут детям выработать экологически правильное поведение. Например, воспитатель может объяснить, что если мы оставляем мусор на природе, животные могут пострадать, или, если мы рвем цветы, их не смогут увидеть другие люди.
Таким образом, роль предмета «Окружающий мир» в формировании экологической грамотности у дошкольников крайне велика. Благодаря занятиям по этому предмету дети могут освоить базовые экологические принципы, научиться бережному отношению к природе, понять важность экологического поведения. Воспитатели, в свою очередь, должны стремиться сделать процесс обучения разнообразным, интересным и полезным, учитывая особенности дошкольного возраста. Применение игровых, проектных и исследовательских методов, организация природоохранных мероприятий, формирование у детей позитивных привычек в отношении природы – всё это способствует формированию экологически грамотного поколения, которое сможет не только ценить природу, но и активно заботиться о её сохранении.
Список литературы
Колодей
А. Н. Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с объектами природы // Профессиональная ориентация. 2017. №1.
Константинова В. В. Роль предметно-развивающей среды для формирования экологической культуры дошкольников // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6).
Москаленко М
.
В,
Мазанюк
Е
.
Ф
.
Потенциал курса "Окружающий мир" для развития экологической культуры у детей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №
59-2.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат