Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ОВЗ: роль педагога-психолога. Работа №74423

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ОВЗ: роль педагога-психолога
Работа:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Кукушкина Ольга Викторовна, педагог-психолог

ГБОУ Школа № 293 имени А.Т.Твардовского

 

Аннотация. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к условиям детского образовательного учреждения (ДОУ) — сложный и многогранный процесс, требующий комплексной психологической поддержки. В статье рассматривается роль педагога-психолога в организации психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ. Описаны основные задачи и методы, применяемые в работе с детьми, педагогами и родителями, а также приведены примеры практических приемов, направленных на облегчение адаптационного периода и создание комфортной образовательной среды.

Ключевые слова: адаптация, дети с ОВЗ, педагог-психолог, психологическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, коррекционная работа, эмоциональная поддержка, социальная интеграция.

 

Введение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные процессы дошкольного учреждения является важной задачей, влияющей на их дальнейшее развитие, социализацию и успешность обучения. Особенности этих детей, такие как замедленное развитие, ограниченные коммуникативные навыки, эмоциональная нестабильность, затрудняют процесс адаптации и требуют специальных условий, методов и подходов. Педагог-психолог в этом процессе выступает в роли ключевого специалиста, который помогает создать максимально комфортные условия для успешной адаптации и включения детей в образовательное пространство.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в период адаптации представляет собой целенаправленную работу, направленную на поддержку психического здоровья, эмоционального благополучия и личностного развития детей. Оно позволяет не только предотвратить возникновение возможных трудностей, но и скорректировать уже существующие проблемы. Адаптация детей с ОВЗ к ДОУ — это процесс, затрагивающий не только самих детей, но и их родителей, воспитателей и других специалистов, поэтому работа педагога-психолога должна быть комплексной и охватывать все группы взаимодействия.

Задачи психологического сопровождения можно выделить в несколько направлений: работа с ребенком, с педагогами и с семьей ребенка. Прежде всего, работа с ребенком направлена на снижение тревожности, развитие эмоционально-волевой сферы, а также на развитие базовых навыков общения и взаимодействия со сверстниками. Педагог-психолог помогает ребенку преодолеть страх перед новым, познакомиться с окружающей средой, освоиться в коллективе и найти свое место среди сверстников. Эти задачи требуют систематичной, регулярной работы, основанной на индивидуальных потребностях и особенностях каждого ребенка.

Работа с педагогическим коллективом направлена на повышение их осведомленности о проблемах детей с ОВЗ и методов их сопровождения. Педагоги, работающие с такими детьми, нуждаются в дополнительной поддержке, обучении методам взаимодействия с детьми, имеющими различного рода отклонения в развитии. Задача психолога — донести до педагогов, что дети с ОВЗ требуют терпения, внимания и специальных подходов.

Важной частью адаптации ребенка является работа с семьей. Родители часто испытывают беспокойство за своих детей, страх перед тем, как их воспримут в новом коллективе. Нередко у них возникают сомнения в том, справится ли ребенок с требованиями ДОУ. Задача педагога-психолога — объяснить родителям, как строится процесс адаптации, развеять их страхи, наладить положительный контакт и научить их поддерживать своих детей в этот непростой период. Это предполагает как индивидуальные консультации, так и групповые тренинги, направленные на развитие навыков позитивного взаимодействия родителей и детей.

Существует множество методов, которые педагог-психолог может использовать для успешного сопровождения процесса адаптации. Одним из них является наблюдение за поведением ребенка в группе. Это позволяет выявить, как он справляется с новыми условиями, взаимодействует с другими детьми, проявляет себя в коллективе. Наблюдение помогает оценить уровень тревожности ребенка, его склонность к коммуникации, а также уровень его эмоциональной вовлеченности.

Игровая терапия также является эффективным методом, поскольку игра для дошкольника — это естественный способ познания мира и общения с окружающими. Через игру педагог-психолог может создать безопасную и комфортную обстановку, в которой ребенок почувствует себя уверенно и спокойно. Игры, направленные на развитие социальных навыков, помогают ребенку освоить основы взаимодействия, учат работать в команде, проявлять эмпатию и решать конфликты. Например, игра "Построение моста дружбы" помогает ребенку научиться выражать свои эмоции и поддерживать других детей.

Метод сказкотерапии также способствует эффективной адаптации ребенка с ОВЗ. Сказки, подобранные с учетом особенностей детей, позволяют донести до них важные ценности, развить уверенность в себе и преодолеть страх перед незнакомой ситуацией. Педагог-психолог может использовать сказки для моделирования различных ситуаций, в которых ребенок обучается способам взаимодействия и правилам поведения в коллективе. Например, сказка о маленьком котенке, который боится выйти из дома, но потом находит новых друзей, учит ребенка преодолевать страх перед новым коллективом.

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие коммуникативных и когнитивных навыков, также играют значительную роль. Например, упражнения на развитие мелкой моторики, внимания и памяти помогают детям адаптироваться к образовательной среде, повышая их самооценку и уверенность в собственных силах. Использование дидактических игр и пособий, таких как пазлы, кубики, различные конструкторы, способствует развитию навыков, необходимых для успешного обучения.

Работа педагога-психолога с родителями может включать проведение обучающих семинаров и тренингов, на которых родители учатся понимать и поддерживать своего ребенка. Программа таких занятий может включать обсуждение вопросов о том, как помочь ребенку адаптироваться в коллективе, как строить с ним доверительные отношения, как справляться с возможными кризисными ситуациями. Например, на тренинге "Поддержка и понимание" родители обучаются эффективным способам поддержки своих детей, учатся проявлять терпимость и доброту.

Педагог-психолог также играет ключевую роль в создании комфортной и безопасной образовательной среды, которая способствует развитию и социализации детей с ОВЗ. Он является своеобразным посредником между ребенком, коллективом и педагогами, помогая каждому участнику адаптационного процесса выполнять свою роль. Создание атмосферы принятия и доверия помогает детям чувствовать себя частью коллектива, а их родителям — быть уверенными, что дети находятся в безопасных условиях.

Кроме того, педагог-психолог помогает педагогам и другим сотрудникам образовательного учреждения понимать особенности детей с ОВЗ, принимать их уникальные потребности и создавать условия для их успешного обучения. Это может включать как организацию совместных мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива, так и разработку специальных рекомендаций по поддержке таких детей в учебной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение процесса адаптации детей с ОВЗ в ДОУ является важной частью образовательного процесса. Педагог-психолог, используя разнообразные методы и техники, помогает детям преодолевать трудности, связанные с адаптацией, способствует их социальной интеграции и развитию навыков взаимодействия. Благодаря поддержке педагога-психолога процесс адаптации проходит более мягко и эффективно, что способствует формированию у детей чувства безопасности и уверенности.

 

Список литературы

Лукьяненко М

.

А, Михайлова Н

.

Б

.

Роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании // ИСОМ. 2016. №5-3.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации к дошкольному учреждению: Методическая пособие для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений/

Е.А.Байкова

,

Е.В.Болышева

,

Р.А.Исламова

,

И.А.Коренева

,

И.В.Королёва

,

Н.В.Лихачева

,

Л.Л.Федорова

,

С.В.Цыврина

,

О.Б.Яркова

; Под

ред.Е.А.Байковой

,

Р.А.Исламовой

– Ижевск: МАУ ИМЦ «Альтернатива», 2019. – с. 74

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×