Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики . Работа №74469

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики
Работа:
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики
Учитель физики: Белозерова Анастасия Ивановна
Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка.
В общеобразовательных школах наряду с со всеми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Каждый ребенок обладает в той или иной мере определённым потенциалом. Целью школьного образования является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Именно такие задачи перед школой ставит государство, общество и семья. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности
Думаю, что каждому учителю приходилось работать с детьми с ОВЗ. Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В моей педагогической практике также есть опыт обучения детей с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а также использую активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗВ целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
-Использование карточек и тестов для дифференцированного и индивидуального обучения;
Разноуровневые проверочные работы, согласно программе с учетом индивидуальных особенностей.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.детей
Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те конкретные задачи, которые ставлю перед собой:
( Развивать речь.
( Развивать сообразительность.
( Включать детей в разнообразную деятельность.
( Активизировать умственную деятельность.
Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии.
Необходимо научить ученика читать параграф и находить ключевые моменты, составлять план ответа по прочитанному материалу, отвечать на вопросы параграфа.
( Для повышения самооценки детей даю опережающие задания. Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграфа: здесь и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.
( Готовлю индивидуальные карточки сделай по образцу. Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.
( Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ карточки с определением физических величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.
Все задания, предлагаемые детям с ОВЗ, должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.
При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного характера –работая в группе, ребенок с должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы.
Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на молекулярное взаимодействие (7 кл.). Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребенок обязательно высказывает свое умозаключение.
На своих уроках использую проблемные методы обучения и выделяю следующие способы создания проблемных ситуаций:
Ситуация неожиданности. Основой для создания такой ситуации служат занимательные опыты или ознакомление Ситуация неожиданности учащихся с явлениями и фактами, которые вызывают удивление, кажутся необычными или даже невозможными. Например, изучение темы Атмосферное давление в 7 классе начинаю с демонстрации занимательного опыта – вареное яйцо, вползающее в узкое горлышко бутылки. Горящую бумажку бросаю в стеклянную бутылку и к горлышку плотно прижимаю очищенное вареное яйцо. Через несколько секунд яйцо начинает вытягиваться в бутылку и в конце эксперимента падает внутрь бутылки. Возникает проблема: как объяснить явление? Учащиеся высказывают свои предположения, и я провожу следующий опыт – прогибание резиновой пленки под действием атмосферного давления. Постепенно учащиеся приходят к выводу, что на пленку оказывает давление окружающий воздух. После этого они же легко отвечают на мой вопрос: Почему до откачивания воздуха пленка не прогибалась? Проделав еще несколько опытов (поднятие воды в цилиндре вслед за поршнем и раздувание резинового шарика под стеклянным куполом при откачивании воздуха), ученики объясняют опыт с яйцом, вползающим в бутылку. Обобщив результаты всех опытов, учащиеся приходят к выводу: атмосферный воздух производит давление на все находящиеся в нем тела. Далее я ставлю перед учащимися новый проблемный вопрос: Как объяснить существование атмосферного давления?. В конце такой поисковой беседы учащиеся выясняют природу атмосферного давления.
При изучении темы Электрическое поле в 8 классе я начинаю урок с демонстрации опыта кусочек ваты, парящий над эбонитовой палочкой. Дотрагиваюсь заряженной эбонитовой палочкой до небольшого кусочка ваты, резко убираю палочку и опускаю ее под кусочек ваты. Кусочек ваты парит над эбонитовой палочкой. В этот момент учитель становится волшебником в глазах ребенка. Почему кусочек ватки не падает вниз под действием силы тяжести? Что удерживает его над эбонитовой палочкой? Подобные вопросы приводят ребят к выдвижению гипотезы о том, что есть сила, которая направлена против силы тяжести – электрическая сила со стороны заряженной эбонитовой палочки.
При изучении темы Источники света. Закон прямолинейного распространения света в 9 классе задаю учащимся вопрос: А замечали ли вы, что в любом классе окна всегда с левой стороны?. Ребята задумываются, отмечают для себя, что действительно окна всегда слева. Почему? Случайность или закономерность?. В ходе рассуждения приходят к выводу о том, что свет должен падать слева, чтобы не отбрасывалась тень от руки.
Ситуация предположения. Используя этот способ, я вовлекаю учащихся в исследовательский поиск. При изучении темы Явление электромагнитной индукции в 9 классе, вспомнив с учащимися опыт Х. Эрстеда, я выдвигаю предположение: Известно, что вокруг проводника с током возникает магнитное поле, т.е. электрический ток вызывает возникновение магнитного поля. А нельзя ли получить обратное явление: получить электрический ток в проводнике при помощи магнитного поля?. При изучении темы Электромагнитное поле предлагаю ребятам выдвинуть гипотезу, которая объяснит возникновение электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля: Известно, что магнитное поле не действует на неподвижные заряженные частицы, на неподвижные заряды действует только электрическое поле. Что тогда приводит в направленное движение электроны в замкнутом контуре в опытах Фарадея?
Не менее важная задача, стоящая перед педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.
Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
- создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
- рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья,здорового образа жизни, правильного отношения учащихсяк урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;
- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, с целью профилактики вредных привычек;
- медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.
В построении воспитательного взаимодействия используют следующиепринципы воспитания:
принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды жизни);
принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).
Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания
Содержание воспитательного процесса отбирается в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.В процессе работы определяется, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.
Исходя из вышеперечисленных принципов можно выделить следующие компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:
задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности.
социально-культурный опыт– он включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность индивидуальности ребенка.
нравственная направленностьв соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.
творческая активностьдолжна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллективе процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.
Общие принципы и правила коррекционной работы
Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент;
Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях, и на различных этапах урока.
Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.
Например: Упражнение Установка
Привели голову в порядок (погладили, причесали себя пальчиками).
Закрыли глазки и мысленно сказали: Я внимателен, я могу, у меня всё получится!
Работа с книгой.
Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.
Метод Пометки на полях обычно используется при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира, литературного чтения. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Пометки могут быть следующие:
Знаком галочка (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком плюс (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком вопрос (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Можно использовать запоминание с помощью специальных фраз, рифмовок, рифмованных правил, логических ассоциаций, сказочных сюжетов, загадок и многое другое.
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Приём Паучок понятий. Зрительный приём для запоминания термина (тельце паучка) и его основных понятий, свойств (ножки паучка).
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.
Например: Игра День-Ночь можно использовать на уроках математики на этапе устной математической разминки. На слове Ночь ученики с закрытыми глазами слушают задание учителя, после слова День - показывают или называют ответ.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем. Для того, чтобы уловить каждый важный для ребенка момент можно использовать следующие сигнальные карточки:
+ (У меня получается)
! (Требуется помощь)
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация.
Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация.
Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
На уроках часто используются готовые, известные способы запоминания (например, запоминание цветов радуги по первым буквам выражения Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан; запоминание орфографии словарных слов с помощью фразы Костя носит костюм, а папа - пальто и т п.)
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×