Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие речи дошкольников посредством театральной деятельности. Работа №74631

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие речи дошкольников посредством театральной деятельности
Работа:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Белорусова Валентина Анатольевна, воспитатель

ГБДОУ «Детский сад 120» г. Севастополь

 

Аннотация. В статье рассматривается роль театральной деятельности в развитии речи дошкольников. Театральная деятельность не только способствует обогащению словарного запаса и улучшению коммуникативных навыков, но и развивает у детей уверенность в себе, воображение и творческие способности. Приводятся примеры театральных игр и упражнений, которые помогают воспитателям в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, театральная деятельность, словарный запас, коммуникативные навыки, творческое мышление.

 

Развитие речи у дошкольников — одна из ключевых задач дошкольного воспитания, так как именно в этом возрасте закладываются основы языковых и коммуникативных способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения и общения. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование театральной деятельности. Благодаря театральным играм и постановкам дети осваивают не только новые слова и выражения, но и учатся выражать свои мысли, эмоции и взаимодействовать с окружающими.

Театральная деятельность привлекает детей возможностью перевоплощаться в разные роли, пробовать себя в различных образах и ситуациях, что положительно сказывается на их речевом развитии. Участие в театральных постановках позволяет детям использовать разнообразные интонации, улучшать дикцию, изучать новые слова и грамматические конструкции. В процессе подготовки к театральной постановке дети слушают и повторяют тексты, что способствует их запоминанию и обогащению словарного запаса. Важно отметить, что в таких игровых формах дети более охотно учатся и быстрее усваивают материал, так как процесс обучения приобретает для них эмоциональную окраску и становится увлекательным.

Сценарии для театральной деятельности в детском саду могут быть разными, начиная от постановки знакомых сказок и заканчивая мини-сценками, которые дети придумывают сами. Например, инсценировка таких сказок, как «Колобок», «Теремок» или «Репка», позволяет каждому ребенку проявить себя в роли определенного персонажа. Важно, чтобы роли распределялись с учетом индивидуальных особенностей детей, например, более застенчивым детям можно предложить роли с короткими репликами, чтобы они чувствовали себя увереннее и постепенно раскрывались в процессе занятий. Постановка сказок способствует не только развитию речи, но и помогает детям лучше осознавать последовательность событий, что важно для развития логического мышления.

Еще одним полезным видом театральной деятельности являются игры-драматизации, в которых дети могут действовать спонтанно, высказывая свои мысли и эмоции. В этих играх дети учатся не только произносить реплики, но и обогащают свою речь, придумывая собственные варианты диалогов. Например, игра «Волшебный магазин», где один ребенок играет роль продавца, а другой — покупателя, позволяет развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас и способствует формированию культуры общения. Дети учатся слушать друг друга, строить предложения и использовать разные интонации в зависимости от контекста.

Для развития речи полезны также театральные упражнения, которые помогают улучшать дикцию и артикуляцию. Например, упражнение «Эхо» развивает умение четко проговаривать слова и слоги. Воспитатель произносит слова, делая акцент на трудных звуках, а дети повторяют их, стараясь воспроизвести интонацию. Еще одно упражнение — «Разговор с игрушкой», когда воспитатель дает ребенку игрушку и просит «поговорить» с ней. В ходе этого диалога ребенок учится формулировать свои мысли, задавать вопросы, отвечать на них. Такие упражнения помогают детям справляться с застенчивостью и неуверенностью в своей речи, что особенно важно для дошкольников с речевыми трудностями.

Важно отметить, что для успешного развития речи с помощью театральной деятельности воспитателю необходимо создать благоприятную атмосферу, в которой дети чувствуют себя уверенно и не боятся ошибаться. Важно хвалить детей за старание, даже если их речь пока несовершенна. Например, если ребенок не может правильно произнести сложное слово, воспитатель может повторить его медленно и четко, чтобы помочь ребенку. При этом стоит избегать прямой критики, чтобы не вызвать у ребенка страх перед ошибками и желание замкнуться.

Театральная деятельность также способствует развитию выразительности речи. Задача воспитателя — показать детям, как можно использовать интонации, паузы, мимику и жесты для передачи эмоций и усиления смысла высказываний. Для этого можно проводить занятия по выражению эмоций, в которых дети учатся произносить фразы с разными интонациями. Например, воспитатель произносит фразу «Я нашел игрушку» с разными эмоциями (радость, удивление, разочарование), а дети должны угадать и повторить ее с той же интонацией. Такое упражнение помогает детям лучше понимать значение интонации в речи и использовать ее для более точного выражения своих чувств.

Таким образом, театральная деятельность является универсальным и эффективным средством для развития речи у дошкольников. Она не только способствует улучшению дикции и расширению словарного запаса, но и помогает детям освоить коммуникативные навыки, развивает уверенность в себе и учит сотрудничеству. Важно, чтобы воспитатели использовали различные формы театральной деятельности, адаптируя их к особенностям своих воспитанников, и создавали условия, в которых каждый ребенок может почувствовать себя успешным. Благодаря театральным играм и постановкам у детей формируется интерес к изучению языка и коммуникации, что является залогом их успешного речевого развития в будущем.

 

Список литературы

Быкова Е. И., Каргина И. В., Новикова Н. А. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1.

Голикова Е. Е. Развитие речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности // Гуманитарное пространство. 2021. №

2.

Гончарова Е. В., Сидорова Т. Г. Т

еатральная деятельность и речевое развитие дошкольников

// Символ науки. 2022. №11-1.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×