РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Белорусова Валентина Анатольевна, воспитатель
ГБДОУ «Детский сад № 120» г. Севастополь
Аннотация. В статье рассматривается роль театральной деятельности в развитии речи дошкольников. Театральная деятельность не только способствует обогащению словарного запаса и улучшению коммуникативных навыков, но и развивает у детей уверенность в себе, воображение и творческие способности. Приводятся примеры театральных игр и упражнений, которые помогают воспитателям в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, театральная деятельность, словарный запас, коммуникативные навыки, творческое мышление.
Развитие речи у дошкольников — одна из ключевых задач дошкольного воспитания, так как именно в этом возрасте закладываются основы языковых и коммуникативных способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения и общения. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование театральной деятельности. Благодаря театральным играм и постановкам дети осваивают не только новые слова и выражения, но и учатся выражать свои мысли, эмоции и взаимодействовать с окружающими.
Театральная деятельность привлекает детей возможностью перевоплощаться в разные роли, пробовать себя в различных образах и ситуациях, что положительно сказывается на их речевом развитии. Участие в театральных постановках позволяет детям использовать разнообразные интонации, улучшать дикцию, изучать новые слова и грамматические конструкции. В процессе подготовки к театральной постановке дети слушают и повторяют тексты, что способствует их запоминанию и обогащению словарного запаса. Важно отметить, что в таких игровых формах дети более охотно учатся и быстрее усваивают материал, так как процесс обучения приобретает для них эмоциональную окраску и становится увлекательным.
Сценарии для театральной деятельности в детском саду могут быть разными, начиная от постановки знакомых сказок и заканчивая мини-сценками, которые дети придумывают сами. Например, инсценировка таких сказок, как «Колобок», «Теремок» или «Репка», позволяет каждому ребенку проявить себя в роли определенного персонажа. Важно, чтобы роли распределялись с учетом индивидуальных особенностей детей, например, более застенчивым детям можно предложить роли с короткими репликами, чтобы они чувствовали себя увереннее и постепенно раскрывались в процессе занятий. Постановка сказок способствует не только развитию речи, но и помогает детям лучше осознавать последовательность событий, что важно для развития логического мышления.
Еще одним полезным видом театральной деятельности являются игры-драматизации, в которых дети могут действовать спонтанно, высказывая свои мысли и эмоции. В этих играх дети учатся не только произносить реплики, но и обогащают свою речь, придумывая собственные варианты диалогов. Например, игра «Волшебный магазин», где один ребенок играет роль продавца, а другой — покупателя, позволяет развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас и способствует формированию культуры общения. Дети учатся слушать друг друга, строить предложения и использовать разные интонации в зависимости от контекста.
Для развития речи полезны также театральные упражнения, которые помогают улучшать дикцию и артикуляцию. Например, упражнение «Эхо» развивает умение четко проговаривать слова и слоги. Воспитатель произносит слова, делая акцент на трудных звуках, а дети повторяют их, стараясь воспроизвести интонацию. Еще одно упражнение — «Разговор с игрушкой», когда воспитатель дает ребенку игрушку и просит «поговорить» с ней. В ходе этого диалога ребенок учится формулировать свои мысли, задавать вопросы, отвечать на них. Такие упражнения помогают детям справляться с застенчивостью и неуверенностью в своей речи, что особенно важно для дошкольников с речевыми трудностями.
Важно отметить, что для успешного развития речи с помощью театральной деятельности воспитателю необходимо создать благоприятную атмосферу, в которой дети чувствуют себя уверенно и не боятся ошибаться. Важно хвалить детей за старание, даже если их речь пока несовершенна. Например, если ребенок не может правильно произнести сложное слово, воспитатель может повторить его медленно и четко, чтобы помочь ребенку. При этом стоит избегать прямой критики, чтобы не вызвать у ребенка страх перед ошибками и желание замкнуться.
Театральная деятельность также способствует развитию выразительности речи. Задача воспитателя — показать детям, как можно использовать интонации, паузы, мимику и жесты для передачи эмоций и усиления смысла высказываний. Для этого можно проводить занятия по выражению эмоций, в которых дети учатся произносить фразы с разными интонациями. Например, воспитатель произносит фразу «Я нашел игрушку» с разными эмоциями (радость, удивление, разочарование), а дети должны угадать и повторить ее с той же интонацией. Такое упражнение помогает детям лучше понимать значение интонации в речи и использовать ее для более точного выражения своих чувств.
Таким образом, театральная деятельность является универсальным и эффективным средством для развития речи у дошкольников. Она не только способствует улучшению дикции и расширению словарного запаса, но и помогает детям освоить коммуникативные навыки, развивает уверенность в себе и учит сотрудничеству. Важно, чтобы воспитатели использовали различные формы театральной деятельности, адаптируя их к особенностям своих воспитанников, и создавали условия, в которых каждый ребенок может почувствовать себя успешным. Благодаря театральным играм и постановкам у детей формируется интерес к изучению языка и коммуникации, что является залогом их успешного речевого развития в будущем.
Список литературы
Быкова Е. И., Каргина И. В., Новикова Н. А. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1.
Голикова Е. Е. Развитие речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности // Гуманитарное пространство. 2021. №
2.
Гончарова Е. В., Сидорова Т. Г. Т
еатральная деятельность и речевое развитие дошкольников
// Символ науки. 2022. №11-1.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат