История становления и универсальный статус в современном
Экологическом образовании дошкольников.
Давно изучено, что человек и природа неразделимы: на всех континентах планеты люди живут и выживают в целостности с природой, ее конкретными факторами: погодно - климатическими, растительным и животным миром, особенностями почвы. Тесная взаимосвязь человека с природой проявляется во всем: в образе жизни, питании, обустройстве быта и культуре. Природа – это космопланетарная основа существования человека и абсолютная ценность для него. Именно поэтому в истории развития образования, педагогики «природа» становится мощным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Хорошо известны педагоги - классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.), которые учили и воспитывали детей «через природу», «на природе», «с помощью природы», закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.
Советская дошкольная педагогика с самого начала была ориентирована на окружение детей природой и использование ее в воспитании и обучении. Престижным для дошкольной образовательной организации (далее ДОО) были хорошие уголки природы в каждой группе, густо и разнообразно озелененная территория учреждения. Главными методами приобщения детей к природе были наблюдения за растениями, животными, погодными явлениями и труд в живом уголке, в цветнике, огороде на участке ДОО.
Серьезный статус имела «Методика ознакомления детей с природой», которую преподавали на дошкольных отделениях педагогических училищ и институтов. А книги «Ознакомление дошкольников с природой» (автор С.А. Веретенникова), «Наблюдения и труд детей в природе» (авторский коллектив во главе с А.Ф. Мазуриной) были настольными в каждой группе.
Семидесятые годы прошлого столетия – это начало осознания человечеством экологических проблем, начало выработки документов и программ по защите окружающей среды, сбережению природы и образованию людей в этом направлении. Бурное развитие естествознания в эти годы выдвинуло на передний план экологию. В эти годы одновременно в Ленинграде (кафедра дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена) и в Москве (лаборатория умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР) начинается научный поиск – исследование подходов к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
90 - й год ознаменовался официальным признанием нового направления дошкольной педагогики: в Казани на Пленарном заседании 111 - й Всесоюзной конференции «Образование в области окружающей среды» прозвучал доклад С.Н. Николаевой «Состояние, проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников». Началось бурное развитие нового направления в исследовательской практике педагогических вузов и дошкольных учреждений.
Исследовательский поиск прошедших десятилетий ознаменовался выходом в 1992 г. двух книг экологического профиля: учебного пособия для студентов педагогических училищ «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» под редакцией П.Г. Саморуковой и монографии С.Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» .
В учебном пособии экологический подход только начинает просматриваться – обозначены экологические проблемы планеты, обсуждаются растительные сообщества. В целом же методика остается прежней – природа рассматривается с позиций систематики, в центре обустройства уголков природы и их использования в воспитательно- образовательном процессе – не живые существа (растения, животные) и условия их существования, а предметные действия и манипуляции детей с ними.
Монография С.Н. Николаевой, наоборот, целиком посвящена обсуждению экспериментальных материалов экологического содержания – в ней представлена ведущая идея экологии: «организм и среда» – с трех позиций: как всеобщая закономерность, как закономерность онтогенеза – роста и развития живых существ и как основа их многообразия.
В монографии также представлен принципиально новый – экологический и доступный для наблюдения и осмысления дошкольниками – подход к объединению животных в группы (исследование А.М. Федотовой).
Конец прошлого и начало нового века – бурный и хаотичный расцвет экологического образования на всех его уровнях –в это время проводятся многочисленные международные, региональные, межвузовские конференции, видные ученые разрабатывают проект «Стратегии экологического образования в Российской Федерации». Практические работники совершенствуют эколого - развивающую среду дошкольных учреждений, разрабатывают сценарии интересных мероприятий (занятий, природоохранных акций.). Время ознаменовалось созданием разнообразных парциальных программ экологической направленности («Мы – земляне», «Юный эколог», «Мы», «Семицветик», «Надежда», «Наш дом –природа» и др.), выходом методических пособий и в частности первого учебного пособия – методика ознакомления детей с природой окончательно преобразовалась в методику экологического воспитания дошкольников. Надо отметить, что в этот период дошкольные образовательные организации переходят на вариативное образование, и исследовательскими коллективами создается целый ряд комплексных программ воспитания и обучения детей в дошкольной организации («Радуга», «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик» и др.). Так или иначе экологическая направленность в ознакомлении детей с природой учитывается во всех программах. В этот же период на разных уровнях формулируется цель экологического образования – развитие у детей и молодежи экологической культуры – комплекса личностных качеств, обеспечивающих ответственное, осознанное (ценностное) отношение к природе,готовность и умение правильно взаимодействовать с ней.
В 2005 г. вышла монография С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», в которой на основе адаптированных к психолого - педагогической специфике дошкольного детства ведущих идей и главных понятий экологии выстроена система содержания, методов, технологий и основ управления экологическим воспитанием. В монографии обосновывается возможность формирования у детей к концу дошкольного периода начал экологической культуры при условии планомерной и систематической работы в дошкольной образовательной организации. Важно, что в ней представлено новое понятие «педагогическая технология» как система воспитательно - образовательных мероприятий одного учебного года, обеспечивающая решение задач экологической программы и повышения уровня экологической воспитанности детей в каждой возрастной группе. Новый тип методических пособий (технологии) существенно облегчил работу практиков, так как в нем совмещалось готовое понедельно - месячное планирование всех эколого - образовательных мероприятий и развернутое их описание. При этом авторская технология могла быть адаптирована к природным и конкретным условиям любой дошкольной организации. Именно готовые технологии обеспечивали в работе дошкольной образовательной организации «горизонтальную систему» (систему одного учебного года) и «вертикальную систему» (систему от младшей до подготовительной к школе группы), в результате чего к концу дошкольного возраста у детей формировались «начала экологической культуры».
Надо, к сожалению, отметить: практика экологического образования, которая началась в России раньше и обстоятельнее, чем в других странах (с конца 80 - х годов), бурно и успешно развивавшаяся в 90 - е годы, в начале нового века теряет свою остроту и широту распространения: в средней школе отменяется введенный в начале 90 - х годов предмет «Экология», в Институте семьи и воспитания РАО закрывается лаборатория экологической культуры. В дошкольной сфере в целом ряде дошкольных образовательных организаций сворачивается направление экологического воспитания детей. Одним из виновников этого процесса стали СанПиНы, которые раз за разом начали «изымать природу» из образовательных организаций.Другим обстоятельством, снизившим роль экологического воспитания в дошкольной образовательной организации, был федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который не содержит «экологического воспитания», да и «природы» вообще в нем чрезвычайно мало. На лицо колоссальное противоречие: с одной стороны, всем очевидна социальная потребность в экологическом образовании начиная с дошкольного детства, а с другой – уже сложившаяся его теоретическая разработка и обстоятельная апробация в практике ДОО, дающая высокие результаты, должны как бы сами собой, разумеется, служить аргументами для его презентации во ФГОС ДО.
Однако показано, что и в сложившейся ситуации перехода работы ДОО на основе ФГОС ДО экологическое воспитание дошкольной организации может быть, и оно целесообразно, так как при систематическом его осуществлении реализуются все образовательные области Стандарта.
Надо остановиться на универсальном характере экологического воспитания и его всесторонне развивающем потенциале для личности ребенка- дошкольника. Прежде всего следует обозначить потенциал системы экологического воспитания для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе и даже для становления у них предпосылок универсальных учебных действий, предусмотренных Стандартом начального образования. Потенциал сосредоточен в содержании экологических знаний о природе – любое рассмотрение с детьми фактов жизни растений и животных, явлений сезонного характера затрагивает взаимосвязи в природе, причины событий и их следствия. При этом познание явлений природы происходит через восприятие ее образов(в процессе наблюдений, рассматривания картин, практической деятельности и моделирования), что обеспечивает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Обсуждение же наблюдаемых фактов, фиксация в речи зависимостей влияет на развитие логического мышления. Умственному развитию способствует не только содержание, но и педагогические формы работы с детьми:
циклы наблюдений в природе , работа с календарями природы , образовательная деятельность на занятиях .
Есть направления в экологическом воспитании мало или совсем не исследованные, но имеющие большое значение для становления личности дошкольника:
• эколого - экономическое – формирование уже в детском возрасте понимания необходимости экономного расходования чистой воды, чистой бумаги, электричества, бережно-хозяйственного отношения к своему дому, предметам, изготовленным из дерева (деревянным игрушкам, мебели, книгам);
• эколого - краеведческое (патриотическая направленность) – познание природы и достопримечательностей места проживания,привитие любви к малой Родине;
• эколого - этическое – воспитание благоговения перед жизнью, развитие способности сочувствия и сопереживания живому;
• эколого - оздоровительное направление, актуальность которого в силу устойчивой тенденции с ухудшением здоровья детей не вызывает сомнений, поэтому экологический подход к созданию оптимальной окружающей среды в ДОО, ее мониторинг могут положительно влиять на самочувствие и здоровье детей, но данную проблему следует решать при участии специалистов - медиков.
Таким образом, экологическое воспитание, включенное в программу развития детского сада и систематически реализуемое на протяжении учебного года, соответствует работе ДОО по ФГОС ДО и при этом обеспечивает формирования у детей экологической культуры.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат