Создание условий для развития социальных навыков старших дошкольников с ТНР на основе использования авторского игрового пособия «Вот такая история».
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности, но, ребенок еще мал для выполнения функций взрослого. Из этого противоречия рождается игра, которая рассматривается учеными как самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Дошкольники с ТНР - это особая группа детей, у которых кроме речевых дефектов наблюдается сниженная познавательная активность, недостаточная сформированность навыков продуктивного взаимодействия, неумение договариваться, предлагать свою помощь, некритичность к своим ошибкам. Эти дети нуждаются в организации специальных условий для эффективной коррекции нарушений развития и полноценной социализации и интеграции их в общество. Развитие игры как универсального способа познания ребенком – дошкольником мира, понимания своего места в этом мире, приобретения умения взаимодействовать с окружающими людьми и объектами, приобретает особое значение в коррекционном образовательном процессе с детьми с ТНР - способствует усилению мыслительной деятельности, стимулирует речевую активность, создает непринуждённую атмосферу общения.
Игровое пособие «Вот такая история» было разработано с целью формирования у старших дошкольников с ТНР различных социальных навыков посредством включения воспитанников в коммуникативно-игровую деятельность. Организация цикла игр с этим пособием позволяет педагогам комплексно решать следующие задачи:
- формировать у детей способность выражать в речи свои мысли и чувства, слушать и понимать других;
- учить детей осознавать и применять правила речевого этикета;
- формировать навык культуры поведения в коллективе сверстников и в общественных местах, соблюдая правила;
- учить договариваться о совместных действиях, разрешать конфликты;
- расширять представления об окружающих объектах и взаимоотношениях людей в разных ситуациях.
Пособие «Вот такая история» представляет собой комплект самодельных книг с липучками «В лесу», «В космосе», «Зайкина избушка».
Алгоритм повествования основан на фантазийных событиях, которые происходят с героями книг – девочкой по имени …. и мальчиком по имени…. . Игра с пособием может быть организована как в парах («В лесу»), так и командная («В космосе»).
Дети путешествуют по страницам книги вместе с её героями благодаря наличию липучек, а также существует возможность изменения событий и второстепенных персонажей за счет разнообразного и заменяемого картинного материала в зависимости от готового, или придуманного сюжета.
Каждая страница книги является самостоятельной по своему наполнению, но состоит в единстве общей темы. Дети самостоятельно могут выбирать героев, определять их роль в творческом сюжете. Сюжет игры может быть предложен взрослым, но поощряется и желание ребенка пофантазировать и додумать, досочинять свою собственную, или вовсе изменить историю.
В образовательной деятельности пособие использовалось как часть логопедических занятий, а также для выполнения игровых заданий воспитателями с детьми с ТНР во второй половине дня для закрепления лексических тем.
В результате игр с пособием у воспитанников группы:
- наблюдается интерес к рассказыванию,
желание рассуждать, многие дети способны выражать свое мнение
-делиться своими замыслами со сверстниками,
-дети научились различать поступки героев рассказов, давать оценку их поступкам,
-делать собственные умозаключения.
Пособие также способствовало развитию памяти и внимания у воспитанников, их логического мышления.
При разработке пособия мы старались учитывать рекомендованные подходы к организации образовательной среды в соответствие с ФАОП, с учётом возможностей и потребностей детей с ТНР. Достижение игровых и обучающих задач обеспечивалось за счет повторения сюжета игры с постепенным его усложнением, с предоставление детям возможности переиграть историю и исправит допущенные ошибки, а также путем обновления игрового материала для книг.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат