«Развитие межполушарного взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста»
В настоящее время остаётся актуальной проблема увеличения количества числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, что в результате приводит к эмоционально-личностной неготовности и адекватной адаптации к социуму.
Причина этой проблемы в особенности строения мозга, а так же в несформированности у них межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к обучению и учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными и определяющими успешность развития и обучения ребенка.
Такие дети нуждаются в специализированной помощи. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему.
Поэтому, с целью повышения результативности традиционных психолого-педагогических методов обучения, я в своей работе с детьми использую элементы нейрогимнастики. Моё внимание привлекла эта методика, как элемент развивающей образовательной среды, так как занятия с включением нейрогимнастики проходят непринуждённо, приносят удовольствие, радость и самое главное пользу обучающимся.
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребёнка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и благодаря интеграции в разные образовательные области закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить определенную последовательность букв. Для начала предлагаю вам сцепить руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой – то П.
Теперь давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом правом глазе запоминаем букву П, при закрытом левом глазе букву Л. Сейчас сложите руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!
Предлагаю поаплодировать друг другу. Вы молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву. И что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П – то правое, если Л – то левое.
Нейроупражнения могут задействовать в своей деятельности не только специалисты коррекционного профиля, но и воспитатели и родители. Можно ввести эти «мозговые тренировки» в ежедневное расписание ребёнка даже в качестве утренней зарядки, чтобы у ребёнка выработалась привычка выполнять их на регулярной основе, ведь залог успеха – правильность выполнения и систематичность.
Упражнения можно выполнять не только дома, но и в парке, общественном транспорте, совместные занятия нейрогимнастикой поднимают настроение, улучшают самочувствие и сближают. На консультациях с родителями, я советую для детей дошкольного возраста проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. Во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится ребёнку.
Заниматься необходимо каждый день, не пропуская, но и не настаивать на занятиях, если ребёнок категорически отказывается. В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения, добавлять более специфичные и интересные движения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами
Нейроупражнения принесут пользу как детям с ограниченными возможностями здоровья, так и тем, кто не испытывает трудности в обучении. Гимнастику я провожу в начале занятия, она способствует снятию повышенной активности, тревожности, концентрируется внимание, после чего обучающиеся готовы к дальнейшей продуктивной работе.
В итоге, можно сделать вывод, что регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребёнку пользу:
Улучшает функции долгосрочной памяти;
Обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
Повышает физическую и умственную работоспособность;
Снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня
Активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые возникают за реализацию когнитивных функций;
Способствует более активной подвижности кистей рук;
Развивает творческие способности ребёнка, позволяя открыть скрытые таланты;
Стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат