Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

В помощь учителю. Цикл уроков для элективного курса "Финансовая грамотность" по теме "Деньги".. Работа №74801

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
В помощь учителю. Цикл уроков для элективного курса "Финансовая грамотность" по теме "Деньги".
Работа:

В помощь учителю. Разработки 8 уроков финансовой грамотности по теме «Деньги».

 

ТЕМА 1. ДЕНЬГИ (8 ч)

ЗАНЯТИЕ 1. ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕНЕГ (1 ч)

Цель: формирование у учащихся понимания причин и предпосылок возникновения денег.

Задачи: познакомить учащихся с предпосылками зарождения товарно-денежных отношений, причинами возникновения денег; рассмотреть процесс их эволюции.

Ход занятия:

1. Вводная часть (5 минут). Назовите тему занятия. Предложите ученикам дать собственное определение денег.

2. Лекционная часть (15 минут). Ознакомьте учащихся с теоретической информацией о причинах и предпосылках возникновения денег раздела «Что такое деньги. Возникновение и развитие денег».

3. Обсуждение (15 минут). При закреплении лекционной части материала уделите внимание таким понятиям, как «разделение труда», «натуральный обмен», «товары-посредники» (в том числе особые формы их существования на разных территориях), «рынок», «деньги».

По ходу занятия обратите внимание учащихся на то, что натуральный обмен — это выгодный для каждой из сторон прямой обмен товарами, не требующий использования денег. Предложите учащимся отметить плюсы и минусы натурального обмена между людьми и предприятиями. Спросите у учащихся, как они думают, почему натуральный обмен был вытеснен деньгами? Почему считается, что деньги — это одно из величайших изобретений человечества, сопоставимое с такими важными открытиями, как письменность или электричество.

4. Подведение итогов (5 минут). Сделайте обобщающий вывод об объективном характере изменения форм и роли денег в процессе их эволюции.

5. Рефлексия (5 минут). Предложите ученикам оценить свои знания и эмоции с помощью следующих утверждений: «Я сегодня узнал …», «Меня обрадовало ...», «Меня удивило ...», «Я столкнулся с трудностями ...».

ЗАНЯТИЕ 2. ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕНЕГ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (1 ч)

Цель: формирование у учащихся понимания процесса перехода от наличных к безналичным деньгам.

Задачи: проследить ход эволюции денег на этапе перехода от наличных к безналичным деньгам; рассмотреть формы безналичных денег и возможности их использования.

Ход занятия:

1. Вводная часть (5 минут). Вспомните основные положения прошлого занятия, связанные с предпосылками возникновения денег и их эволюцией.

2. Лекционная часть (15 минут). Ознакомьте учащихся с теоретической информацией о безналичных деньгах раздела «Что такое деньги. Возникновение и развитие денег». Обратите внимание учащихся на то, что деньги, которые существуют физически (наличные деньги), — это часть всех денег в стране. Также есть безналичные деньги — записи на банковских счетах людей и компаний.

3. Обсуждение (15 минут). В целях закрепления изученного материала предложите учащимся ответить на тестовые вопросы:

1. Какие формы денег бывают?

a. Наличные

б безналичные.

b. Наличные, электронные.

c. Наличные, счет в банке, карточка.

d. Карточка, безналичные.

2. К безналичным деньгам относятся:

a. Монеты.

b. Банкноты.

c. Средства на банковском счете.

d. Все вышеперечисленное.

3. В чем преимущества безналичных денег перед наличными?

a. Мошенники не могут воспользоваться ими.

b. Они не изнашиваются со временем.

c. Они экономят время.

d. За безналичные можно купить больше товаров, чем

за наличные.

4. Если у человека есть банковская платежная карточка, то это

означает, что:

a. У него есть счет в банке.

b. Он может расплатиться ей в любой торговой точке.

c. У него есть деньги.

d. У него есть кредит в банке.

Ответы: 1а; 2с; 3b, с; 4а.

Предложите учащимся порассуждать о преимуществах и недостатках наличных и безналичных денег. Попросите каждого из них назвать по одной причине, почему бы они предпочли безналичную оплату наличной. Ответы запишите в представленную в пособии таблицу. Например:

Преимущества наличных денег — просты в обращении; не требуют присутствия каких-то технических устройств, мобильной или интернет-связи; недостатки — со временем бумажные деньги ветшают, приходят в негодность.

Преимущества безналичных — возможность осуществлять финансовые операции дистанционно; не нужно отсчитывать деньги и сдачу; экономят время; недостатки — некоторые точки продаж не оборудованы терминалами для безналичной оплаты.

4. Подведение итогов (5 минут). Сделайте краткий обобщающий вывод о том, что у каждой формы денег есть свои плюсы и минусы, при выборе способа расчетов следует исходить из собственных возможностей, личных обстоятельств и персональных предпочтений.

5. Рефлексия (5 минут). Спросите у учащихся, чем было полезно или интересно сегодняшнее занятие? Какие ожидания сбылись, а какие нет? Какие новые вопросы, возможно, появились?

ЗАНЯТИЕ 3. КТО ИЗГОТАВЛИВАЕТ ДЕНЬГИ (1 ч)

Цель: формирование у учащихся представления об эмиссии денег.

Задачи: изучить деньги нашей страны, познакомить учащихся с признаками их подлинности; ознакомиться с процессом эмиссии, изучить вопрос, кто и какие деньги выпускает в нашей стране.

Ход занятия:

Вводная часть (5 минут). Обозначьте новую тему занятия.

Спросите учащихся, откуда в стране берутся деньги? Знают ли они, кто может их изготавливать и выпускать в обращение? Выслушайте ответы.

Лекционная часть (15 минут). Ознакомьте учащихся с теоретическим материалом занятия «Кто изготавливает деньги».

При изложении материала сделайте акцент на таких понятиях, как «номинал», «банкнота», «монета». Обратите внимание учащихся на внешний вид и способы защиты современных российских банкнот и монет, для наглядности используйте образцы или реальные деньги.

Обсуждение (15 минут). При закреплении материала занятия обратите внимание учащихся на такие аспекты, как:

– какая организация в нашей стране имеет право выпускать деньги;

– кто такие фальшивомонетчики и почему за свои действия они подлежат серьезному наказанию.

Задание. Разделите учащихся на группы по 4–5 человек. Предложите каждой из групп изучить элементы защиты

элементов (определяемые на ощупь, визуальные, другие). Сравните списки, обсудите, есть ли элементы защиты, которые оказались сразу в нескольких группах.

Обсуждая материал данного занятия, обратите особое внимание на то, что основные критерии подлинности банкнот и монет необходимо знать каждому человеку и использовать в своей повседневной жизни, совершая финансовые операции.

Подведение итогов (5 минут). Сделайте обобщающий вывод о том, что в обращении используются как бумажные, так и металлические деньги.

Рефлексия (5 минут). Спросите учащихся, почему в большинстве стран выпуск и регулирование обращения денег в стране — одна из функций государственных органов?

ЗАНЯТИЕ 4. ДЕНЬГИ РАЗНЫХ СТРАН (1 ч)

Цель: ознакомление учащихся с понятием валюты и валютами различных стран.

Задачи: дать определения понятиям «валюта», «валютный курс»; изучить способы обмена валют разных стран, выделить факторы изменения валютного курса.

Ход занятия:

Вводная часть (5 минут). Озвучьте новую тему занятия.

Спросите у учащихся, валюты каких стран мира они видели или

держали в руках? Какие они имеют названия? Чем отличаются

валюты разных стран по внешним признакам?

Лекционная часть (15 минут). Ознакомьте учащихся с теоретическим материалом занятия «Деньги разных стран».

Обсуждение (15 минут). При закреплении материала лекции задайте уточняющие вопросы: для чего может понадобиться обмен валюты одной страны на валюту другой страны? Где можно обменять валюты разных стран друг на друга? Познакомьте учащихся с интересными фактами о деньгах

http://fingramota.by/ru/guide/practical/money-facts.

Подведение итогов (5 минут). Сделайте обобщающий вывод о том, что в разных странах разные деньги, они различаются формами и расцветками, видом и, конечно, названиями.

Рефлексия (5 минут). Попросите учащихся порассуждать о том, почему в магазинах нашей страны нельзя купить товары за иностранную валюту.

ЗАНЯТИЕ 5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ДЕНЬГИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ» (1 ч)

Цель: закрепление теоретических знаний и выработка определенных практических навыков обращения с деньгами.

Задачи: проработать вопросы возникновения и развития денег; выявить аналогии из мира реальных денег и художественного творчества, связанного с ними; попрактиковаться в вопросах использования денег в ходе предполагаемых совершаемых покупок.

Ход занятия:

1. Вводная часть (5 минут). Повторение пройденного материала.

2. Обсуждение (30 минут).

А. Проведите викторину на тему «Деньги». Ученики, которые приводят собственные неповторяющиеся варианты ответов, получают фишки. Выигрывает в викторине тот игрок, который собрал наибольшее количество фишек («Золотой ключик, или «Приключения Буратино», «Али-Баба и сорок разбойников», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотая антилопа», «Остров сокровищ», «Кот в сапогах», «Муха-цокотуха», «Дюймовочка», «Трое из Простоквашино» и др.).

Б. Предложите задачу на денежные расчеты. Разобрать и проверить представленные ученикам варианты ответов.

3. Подведение итогов (5 минут). Сделайте обобщающий вывод о неизбежности появления денег, об особенностях их эволюции в процессе развития общества и экономики.

4. Рефлексия (5 минут). Предложите учащимся выработать свои правила обращения с деньгами. Озвучьте несколько, а ученики могут добавить свои. Например: Не делай из денег кумира. Зарабатывай честно. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

ЗАНЯТИЕ 6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ДЕНЕГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (1 ч)

Цель: ознакомление учащихся с историей развития денежного обращения на территории России.

Задачи: сформировать у учащихся представление об особенностях использования, истории возникновения и развития денег на русских землях с древнейших времен до наших дней; ознакомить с особенностями становления и функционирования, задачами деятельности Национального Банка как центрального банка страны.

Ход занятия:

1. Совершите (реально или виртуально) экскурсию в Музей денег в Москве — частный музей, посвящённый истории денег России и мира различных эпох. https://museum.cpm.moscow/museums/163

2. По результатам экскурсии для закрепления материала ответьте на вопросы (10 минут). Перечень проверочных вопросов приведен в текстовой части пособия по финансовой грамотности.

3. Подведение итогов (5 минут). Сделайте обобщающий вывод о том, как развивались деньги на территории России.

4. Рефлексия (5 минут). Попросите учащихся назвать один факт из истории развития денег, который им запомнился больше всего. Попросите объяснить почему.

ЗАНЯТИЕ 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗНАКОМСТВО

С ВНЕШНИМ ВИДОМ РОССИЙСКИХ МОНЕТ И БАНКНОТ, ЭЛЕМЕНТАМИ ИХ ЗАЩИТЫ. ДЕНЬГИ СТРАН МИРА» (1 ч)

Цель: расширение знаний о находящихся в наличном обращении деньгах (купюрах и монетах) и о валютах других стран мира.

Задачи: приобрести практические навыки определения подлинности национальных российских денег; изучить некоторые особенности иностранных валют.

Ход занятия:

1. Практическое задание (10 минут). Знакомство с внешним видом российских монет и банкнот и их элементами защиты. Для этого предлагается взять, например, бумажную купюру, а затем монету любого номинала и рассмотреть внимательно их внешний вид. Найдите элементы защиты, которые просматриваются в бумажных и металлических деньгах независимо от их номинала (при этом обращается внимание на ключевые отличительные признаки банкнот и монет). Учащиеся должны обнаружить их, рассматривая имеющиеся у них банкноты и монеты либо используя ссылки на сайты, указанные в тексте пособия по данной теме.

Деньги стран мира» (1 ч)

Практическое задание (10 минут). На основе ознакомления со списком стран и наименований их валют предложите

учащимся найти наименование денег и страну, в которой деньги

называются так же, как:

– в старину назывались «меховые» деньги (куна— Хорватия);

– один из видов животных (лев — Болгария);

– один из видов рыб (сом — Кыргызстан);

– жизненно важный продукт питания (соль — Перу).

Для выполнения данного задания учениками рекомендуется использовать ссылку на следующий сайт: https://flagi.site/ dengi-stran-mira.

Предложите учащимся найти эти страны на карте мира. Помогите им в этом, задавая наводящие вопросы.

2. Подведение итогов (5 минут). Сделайте обобщающий

вывод том, что знание защитных свойств денег позволяет получить практические навыки распознавания их подлинности, которые помогут избежать получения и использования фальшивых денег.

3. Рефлексия (5 минут). Какая польза в реальной жизни от полученных учащимися знаний о выявлении подлинности денег? Удалось ли им расширить свой кругозор о деньгах других стран мира? Какие названия иностранных валют они запомнили из данного практического занятия?

ЗАНЯТИЕ 8. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ДЕНЬГИ» (1 ч)

Цель: обобщение изученного материала по теме «Деньги».

Задачи: закрепить основные понятия по теме «Деньги»

и подвести итоги.

Ход занятия:

1. Обсуждение (30 минут). Повторите определения основных понятий, которые были использованы в рамках изучения данной темы.

Рекомендуется изготовить наглядный материал в виде таблицы, в одной колонке которой вписаны ключевые понятия темы под цифровой нумерацией, а в другой колонке даны вразброс их определения под буквенной нумерацией. При этом класс разбивается на две команды. Ученикам каждой команды нужно составить из них пары, где определенному понятию соответствовало бы определение. В конце данного задания проверьте правильность ответов и выявите команду-победителя.

2. Подведение итогов (10 минут). Подчеркните длительность процесса эволюции денег, разнообразие форм и видов денег на протяжении их развития. Акцентируйте внимание на роли Национального банка в процессе выпуска денег в обращение. Обратите внимание учащихся на наличие у банкнот и монет специальных защитных элементов. Для выяснения, как ученики усвоили материал, рекомендуется проверить правильность ответов на вопросы самоконтроля, представленные в пособии.

3. Рефлексия (5 минут). Предложите учащимся порассуждать о том, что новое для себя из данной темы они узнали? Что особенно запомнилось?

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×