А.Ю. Свистункова
Особенности социально-психологической адаптации обучающихся первых классов
Аннотация. Статья посвящена анализу проведенной стартовой диагностики по изучению уровня социально-психологической адаптации обучающихся первых классов, которая позволила выделить особенности рассматриваемого процесса.
Ключевые слова: диагностика, социально-психологическая адаптация, первоклассник.
A.U. Svistunkova
Features of socio-psychological adaptation of first grade students
Annotation. The article is devoted to the analysis of the initial diagnostics carried out to study the level of socio-psychological adaptation of students in the first grades, which allowed us to highlight the features of the process under consideration.
Keywords: diagnosis, socio-psychological adaptation, first grader.
Поступление ребенка в школу – это новый этап его жизни. Первокласснику приходится приспосабливаться к другому режиму: появляются уроки, домашнее задание, учитель, школьные правила и т.д. Так, ребенок приобретает новый статус – школьник, а ведущий игровой вид деятельности сменяется на учебный. Период вхождения в новую школьную жизнь называется адаптацией. Отметим, что адаптация, по мнению Битяновой М.Р., является приспособлением к среде меняющейся среде окружения, которая выражается в дальнейшем психологическом, личностном и социальном развитии. Социально-психологическая адаптация обучающихся первых классов состоит в принятии нового статуса школьника и его составляющих, а также в психологической готовности к изменениям жизнедеятельности ребенка.
Важно понимать, что адаптация происходит у всех детей по-разному. Кто-то быстрее привыкает к новым правилам, а кому-то требуется много времени. В связи с этим учителям начальных классов совместно со школьным психологом необходимо проводить диагностику.
Проведение стартовой диагностики – необходимый этап для реализации психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников.
Целью проведения стартовой диагностики является изучение исходного уровня сформированности социально-психологической адаптации первоклассников.
В диагностике приняли участие обучающиеся первых классов в количестве 25 человек.
Для реализации стартовой диагностики нами были выбраны следующие методики, исходя из критериев и показателей школьной адаптации (табл. 1).
Таблица 1.
Критерии, показатели и методики исследования
Компоненты адаптации
Критерии и показатели адаптации к школе
Методики
Мотивационный
Мотивация к обучению
Социальная позиция
Отношение ребенка к школе
Определение целей обучения
Методика определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Поведенческий
Настрой обучающегося
Коммуникация со сверстниками
Познавательная активность
Дисциплина
Агрессивное поведение
Двигательная активность на перемене
Общее самочувствие
Усвоение программ
Карта адаптации М.Р. Битяновой
После проведения первичной диагностики была реализована количественная и качественная обработка результатов.
Согласно результатам анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» (разработана Н.Г. Лускановой) можно сделать вывод, что 12% опрошенных младших школьников соотносятся с первым уровнем, т.е. высоким уровнем школьной мотивации. В первую очередь это выражается в понимании нового статуса «школьник» и его обязанностей.
Результаты анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» (разработана Н.Г. Лускановой) показали, что у 12% обучающихся зафиксирован первый уровень – высокая школьная мотивация, что проявляется в сформированной позиции по отношению к себе как школьнику. Ученики демонстрируют высокую активность в учебной деятельности. Дети, отнесенные к данной категории, давали ответы, свидетельствующие о положительном отношении к школе и о том, что они предпочитают учебные ситуации отдыху. Учащиеся, получившие показатели в диапазоне 25-30 баллов, демонстрируют ярко выраженные познавательные мотивы, стремятся как можно более эффективно выполнять все требования, которые предъявляет школа, они стараются следовать указаниям учителя, проявляют ответственность, добросовестность, дисциплинированность, у них широкий круг друзей, они положительно относятся как к учебному процессу, так и к сфере коммуникаций с учителем и одноклассниками. Отметим, что количество обучающихся, которые успешно проходят адаптацию, небольшое.
20% опрошенных показали наличие среднего уровня мотивации, что свидетельствует о том, что позиция школьника, по их представлениям, практически сформирована. Данные показатели выявлены у учеников, которые не имеют проблемы с учебой, у них благоприятный социометрический статус среди одноклассников, однако они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
У 40% опрошенных первоклассников отношение к школе складывается, исходя не из учебной деятельности, а из внеучебной стороны (внешняя мотивация), школа вызывает положительное отношение у детей, но скорее игровой направленностью коммуникативной стороной, расширением круг контактов. Они не до конца осознают приобретение ими нового статуса – школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Их познавательные мотивы недостаточно развиты, поэтому отмечается низкий интерес к учебной деятельности.
Из всей выборки 20% опрошенных характеризуются низкой мотивацией – отсутствием позиции школьника. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Их адаптация является неустойчивой, на что может влиять различные факторы: настроение, взаимоотношения с учителем или сверстниками, проявляемый интерес к предмету и т.д.
И 8% опрошенных первоклассников продемонстрировали негативные оценки к школьной стороне жизни, зафиксировано полное отсутствие к себе как к школьнику, отсутствует позиция школьника. В данном случае можно говорит о дезадаптации.
Таким образом, большая часть опрошенных экспериментальной и контрольной групп соотносятся с внешним уровнем мотивации, где первоклассников привлекает не сама учебная деятельность, а статус школьника, новые коммуникативные связи с одноклассниками и т.д.
Обработав результаты диагностической методики «Карта адаптации М.Р. Битяновой» в экспериментальной и контрольной группах, мы выявили, что высокий уровень сформированности социально-психологической адаптации показало 44% опрошенных первоклассников. Эти обучающиеся практически всегда демонстрируют в школе стабильное, эмоционально уравновешенное настроение, лишь периодически возникают ситуативные проявления снижения настроения. Ученики с высоким уровнем адаптации показывают также благополучие в общении: они достаточно легко и уверенно чувствуют себя в коллективе одноклассников, проявляют готовность к активному установлению контактов со сверстниками, у них отсутствуют проблемы в сфере коммуникаций, они не испытывают страх, не проявляют застенчивость. С учебной деятельностью также не возникает проблем, ученики проявляют активность и познавательный интерес на уроках, с удовольствием помещают уроки. Они стараются быть дисциплинированными, с усердием и особой тщательностью выполнять все задания и требования учителя. Ввиду индивидуальных характерологических особенностей ученики не проявляют реакции гнева и повышенной агрессии в отношении сверстников. Несмотря на отсутствие выраженных показателей неблагополучия, дети данной категории обладают недостаточной двигательной активностью, преимущественно двигательная активность умеренно проявляется в играх с одноклассниками на переменах. Общее самочувствие у обучающихся хорошее, они чувствуют бодрость, активность, у них не наблюдается чувство усталости после уроков, отсутствуют жалобы на плохое самочувствие. Они легко и во многом с опережением усваивают школьную программу. Оценка ситуации характеризуется как благополучная.
Средний уровень адаптации показало 36% опрошенных. Ученики данной категории недостаточно инициативны в общении со сверстниками, наблюдается наличие готовности к сотрудничеству по инициативе сверстников, иногда присутствует избирательность в общении, однако дети стремятся к установлению социальных контактов. Учащиеся в основном демонстрируют стабильное настроение, эпизодически возникает пониженное настроение, которое с легкостью восстанавливается посредством привлечения детей к выполнению интересных учебных заданий. У детей со средним уровнем адаптации в основном выражена активность на уроках, они посещают школу без принуждения, но, наряду с этим, иногда руководствуются избирательным интересом к конкретным учебным дисциплинам. Дети стараются выполнять все требования учителя, не отвлекаться, однако это им не всегда удается ввиду несобранности и периодической отвлекаемости на уроках. У учеников данной подгруппы не зафиксированы немотивированные агрессивные вспышки в отношении одноклассников, реакции гнева проявляются редко, исключительно в ситуациях, когда требуется постоять за себя. Из выборки детей данной категории у отдельных учеников наблюдаются проявления робости, стеснительности, застенчивости, страхов, которые легко преодолеваются. Большинство из обучающихся со средним уровнем адаптации отличаются высокой двигательной активностью, подвижностью не только на переменах, но иногда и во время уроков. Жалоб относительно общего самочувствия не наблюдается, однако после уроков периодически возникает чувство усталости. Ситуация оценивается как условно благоприятная.
И негативным моментом явилось наличие в выборке 20% опрошенных учеников с низким уровнем адаптации. Эти обучающиеся отличаются не только эпизодическим расстройством настроения и общего эмоционального фона, но и демонстрируют легкую депрессию, однако выраженных заторможенных или исторических реакций не наблюдается, так же, как и отсутствует выраженное негативное отношение к школьному обучению. Дети проявляют инициативу и эмоциональный отклик в ответ на инициативу со стороны сверстников, однако преобладает избирательность в контактах. Относительно познавательной активности можно утверждать, что выражен избирательный интерес к определенным урокам, дети проявляют равнодушие к малоинтересным учебным заданиям, отсутствует стойкой желание учиться, иногда интерес к учебе практически отсутствует. Ученики данной категории неохотно выполняют требования учителя, часто отвлекаются на уроках на игры. У одних детей периодически наблюдаются немотивированные проявления агрессии, направленной на сверстников, другие дети не способны постоять за себя. Обучающиеся данной категории могут проявлять робость, застенчивость, легко теряться при взаимодействии с учителем, но выраженной тревожности и страхов не наблюдается. Отмечается высокая двигательная активность, выражающаяся в шалостях, шумных играх. Периодически дети жалуются на недомогания, усталость, однако устойчивый характер подобные жалобы не принимают. Школьную программу учащиеся усваивают удовлетворительно, имеются отдельные трудности, серьезных затруднений не возникает. Общая ситуация оценивается как тревожная.
Можно подвести итог, что результаты диагностики социально-психологической адаптации первоклассников являются недостаточными. Для ее дальнейшего совершенствования необходимо реализовать психолого-педагогическое сопровождение по адаптации первоклассников. Необходимо определить методы и приемы, способствующие профилактике дезадаптации, а также созданию комфортных условий для понимания обязанностей нового статуса школьника.
Список литературы
Осолодкова
, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе
:
учебное пособие / Е.В.
Осолодкова
. – Челябинск: Изд-во
Челяб
. гос.
пед
. ун-та, 2019. – 201 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат