Структура индивидуального образовательного маршрута
для ребенка с ОВЗ
Обязательнымܖ ܖ компонентомܖ ܖ Индивидуальнойܖ ܖ образовательнойܖ программыܖ являютсяܖ краткаяܖ психолого-педагогическаяܖ характеристикаܖ ребенка,ܖ цельܖ иܖ задачиܖ коррекционно-развивающейܖ работы,ܖ содержаниеܖ программы,ܖ аܖ такжеܖ требованияܖ кܖ уровнюܖ подготовленностиܖ ребенка,ܖ которыеܖ позволяютܖ оценитьܖ полнотуܖ реализацииܖ содержанияܖ ИОПܖ наܖ уровнеܖ динамикиܖ техܖ илиܖ иныхܖ составляющихܖ егоܖ психофизическогоܖ развития.
Оформлениеܖ ܖ индивидуальнойܖ ܖ образовательнойܖ ܖ программыܖ представляетܖ собой:
-титульныйܖ листܖ программыܖ сܖ указаниемܖ наименованияܖ учреждения,ܖ назначениеܖ программы,ܖ срокܖ реализации,ܖ адресностьܖ программыܖ (фамилия,ܖ имяܖ обучающегося,ܖ годܖ обучения),ܖ грифܖ утвержденияܖ руководителем,ܖ согласованиеܖ сܖ родителямиܖ иܖ председателемܖ ПМПкܖ школы,ܖ указаниемܖ специалиста,ܖ ܖ которыйܖ ܖ являетсяܖ ܖ ответственнымܖ ܖ заܖ ܖ реализациюܖ индивидуальнойܖ образовательнойܖ программы);
-ܖ пояснительнаяܖ записка,ܖ вܖ которойܖ излагаетсяܖ краткаяܖ психолого-педагогическаяܖ характеристикаܖ ребенкаܖ сܖ перечнемܖ сформированныхܖ уменийܖ иܖ навыковܖ иܖ тех,ܖ которыеܖ неܖ сформированыܖ вܖ должнойܖ степени,ܖ структураܖ индивидуальнойܖ образовательнойܖ программы,ܖ еёܖ целиܖ иܖ задачи);
- индивидуальныйܖ учебныйܖ план;
- содержаниеܖ программы;
-мониторингܖ достиженийܖ обучающегося,ܖ вܖ которомܖ конкретноܖ сформулированыܖ результатыܖ реализацииܖ программыܖ наܖ уровнеܖ динамикиܖ показателейܖ психическогоܖ иܖ психологическогоܖ развитияܖ обучающегосяܖ иܖ уровнеܖ сформированностиܖ ключевыхܖ компетенций;
-ܖ заключениеܖ ܖ иܖ ܖ рекомендации,ܖ ܖ вܖ ܖ которомܖ ܖ формулируетсяܖ обоснованиеܖ ܖ внесенияܖ ܖ коррективܖ ܖ поܖ ܖ результатамܖ ܖ промежуточнойܖ диагностикиܖ иܖ заключениеܖ оܖ реализацииܖ индивидуальнойܖ программыܖ вܖ целомܖ приܖ обсужденииܖ данногоܖ вопросаܖ вܖ рамкахܖ итоговогоܖ психолого-медико-педагогическогоܖ консилиумаܖ вܖ концеܖ учебногоܖ года.
Структураܖ ИОПܖ дляܖ ребенкаܖ сܖ ОВЗܖ максимальноܖ соответствуетܖ темܖ направлениямܖ работыܖ педагогическогоܖ коллективаܖ (илиܖ группыܖ учителейܖ иܖ специалистов,ܖ реализующихܖ инклюзивнуюܖ практикуܖ вܖ школе),ܖ которыеܖ неизбежноܖ возникаютܖ приܖ разработкеܖ иܖ сопровожденииܖ индивидуальногоܖ образовательногоܖ ܖ маршрутаܖ ܖ ребенкаܖ ܖ сܖ ܖ ОВЗܖ ܖ вܖ ܖ рамкахܖ ܖ одногоܖ образовательногоܖ учреждения.
1.ܖ Сведенияܖ оܖ ребенке.
Предварительнаяܖ (первоначальная)ܖ информацияܖ оܖ ребенкеܖ иܖ егоܖ семьеܖ можетܖ включатьܖ различныеܖ направленияܖ.
Родителиܖ могут,ܖ ноܖ неܖ обязаныܖ сообщатьܖ сотрудникамܖ школыܖ медицинскиеܖ диагнозыܖ ребенка,ܖ наблюдаетсяܖ лиܖ онܖ уܖ тогоܖ илиܖ иногоܖ врача.
Еслиܖ междуܖ родителямиܖ иܖ специалистамиܖ школыܖ складываютсяܖ отношенияܖ доверияܖ иܖ сотрудничества,ܖ родителиܖ поܖ собственнойܖ волеܖ сообщаютܖ обоܖ всем,ܖ чтоܖ можетܖ повлиятьܖ наܖ качествоܖ обученияܖ илиܖ потребоватьܖ специальныхܖ условийܖ дляܖ адаптацииܖ ребенкаܖ вܖ школьнойܖ среде.
Вܖ настоящееܖ времяܖ существуетܖ множествоܖ пособийܖ иܖ рекомендацийܖ поܖ проведениюܖ педагогическойܖ диагностикиܖ ребенкаܖ послеܖ поступленияܖ егоܖ вܖ школу.ܖ
Учительܖ самܖ выбираетܖ формыܖ иܖ методыܖ диагностическойܖ работыܖ сܖ учетомܖ особенностейܖ ребенка,ܖ запросаܖ егоܖ родителей.ܖ Приܖ этомܖ содержаниемܖ педагогическойܖ диагностикиܖ могутܖ быть:
- речевоеܖ развитиеܖ ребенкаܖ (углубленнуюܖ диагностикуܖ особенностейܖ развитияܖ речиܖ ребенкаܖ проводитܖ логопед,ܖ ноܖ учительܖ долженܖ иметьܖ своеܖ представлениеܖ оܖ том,ܖ насколькоܖ понятноܖ (внятно)ܖ ребенокܖ говорит,ܖ какܖ онܖ используетܖ речьܖ дляܖ общенияܖ соܖ сверстникамиܖ иܖ взрослыми,ܖ можетܖ лиܖ построитьܖ связноеܖ высказывание,ܖ достаточенܖ лиܖ егоܖ словарныйܖ запас,ܖ можетܖ лиܖ использоватьܖ речьܖ дляܖ планированияܖ иܖ регуляцииܖ собственнойܖ деятельности);
- сформированностьܖ ܖ элементарныхܖ ܖ пространственныхܖ представлений:ܖ выше-ниже,ܖ дальше-ближе,ܖ справа-слеваܖ иܖ т.ܖ д.ܖ болееܖ углубленнуюܖ диагностикуܖ степениܖ сформированностиܖ пространственныхܖ иܖ квазипространственныхܖ представленийܖ проводитܖ психолог,ܖ учителюܖ этоܖ нужноܖ ܖ знатьܖ ܖ дляܖ ܖ пониманияܖ ܖ необходимостиܖ ܖ пространственногоܖ маркированияܖ учебныхܖ материалов,ܖ рабочегоܖ местаܖ дляܖ ребенка;
- развитиеܖ элементарныхܖ математическихܖ представлений;
- кругозорܖ общаяܖ осведомленностьܖ обܖ окружающемܖ мире;
- особенностиܖ поведенияܖ ребенкаܖ вܖ учебнойܖ ситуации:ܖ можетܖ лиܖ сидетьܖ заܖ партой,ܖ следоватьܖ фронтальнойܖ инструкции,ܖ ждать,ܖ покаܖ ответятܖ одноклассникиܖ илиܖ егоܖ спросят,ܖ аккуратноܖ обращатьсяܖ сܖ учебнымиܖ материалами,ܖ взаимодействоватьܖ сܖ другимиܖ детьмиܖ вܖ процессеܖ выполненияܖ заданий,ܖ критичноܖ оцениватьܖ своюܖ работуܖ иܖ т.д.;
- общиеܖ особенностиܖ поведенияܖ ребенка:ܖ степеньܖ самостоятельности,ܖ ладениеܖ гигиеническимиܖ навыками,ܖ особенностиܖ взаимодействияܖ сܖ другимиܖ детьмиܖ иܖ взрослыми;
-ܖ общаяܖ характеристикаܖ деятельности:ܖ темп,ܖ работоспособность,ܖ способыܖ преодоленияܖ истощения;
-ܖ особенностиܖ эмоционально-личностногоܖ развитияܖ ребенка:ܖ егоܖ интересыܖ внеܖ учебы,ܖ мотивация,ܖ адекватностьܖ эмоциональногоܖ реагирования.
Поܖ мнениюܖ Н.ܖ Я.ܖ Семаго,ܖ специальноܖ организованнаяܖ диагностическаяܖ деятельностьܖ учителяܖ неܖ должнаܖ заниматьܖ многоܖ времениܖ иܖ сил.ܖ Опытномуܖ учителюܖ достаточноܖ наблюденияܖ поܖ выбраннымܖ направлениямܖ иܖ изученияܖ продуктовܖ деятельностиܖ детейܖ (рисунков,ܖ письменныхܖ работ),ܖ чтобыܖ составитьܖ представлениеܖ обܖ ихܖ возможностяхܖ иܖ проблемах.
Вܖ дальнейшем,ܖ дляܖ оценкиܖ продвиженияܖ ребенкаܖ вܖ освоенииܖ образовательнойܖ программыܖ поܖ предметнымܖ областям,ܖ учительܖ используетܖ различныеܖ формыܖ текущейܖ иܖ итоговойܖ оценкиܖ результатовܖ учебнойܖ деятельности.ܖ Оцениваетсяܖ качествоܖ класснойܖ иܖ домашнейܖ работы,ܖ результатыܖ тестов,ܖ контрольныхܖ иܖ самостоятельныхܖ работ,ܖ устныеܖ ответыܖ наܖ уроке,ܖ качествоܖ выполненияܖ творческих,ܖ проектныхܖ работ.ܖ Оченьܖ важноܖ такжеܖ оценитьܖ степеньܖ активностиܖ ребенкаܖ наܖ уроке,ܖ егоܖ включенностьܖ иܖ заинтересованностьܖ ܖ происходящим,ܖ ܖ готовностьܖ ܖ кܖ ܖ взаимодействиюܖ ܖ сܖ одноклассникамиܖ вܖ процессеܖ выполненияܖ учебногоܖ задания.
Основныеܖ ܖ помощникиܖ ܖ учителяܖ ܖ вܖ ܖ процессеܖ ܖ педагогическойܖ диагностикиܖ ܖ учитель-дефектологܖ иܖ тьютор,ܖ имеющиеܖ возможностьܖ оценитьܖ степеньܖ усвоенияܖ программногоܖ материалаܖ вܖ ходеܖ индивидуальнойܖ работыܖ сܖ ребенком.
2.ܖ Созданиеܖ образовательнойܖ среды:ܖ специальныеܖ приспособленияܖ вܖ помещенияхܖ школы,ܖ оборудованиеܖ рабочегоܖ места;ܖ тактильныеܖ иܖ зрительныеܖ поддержки,ܖ специальноеܖ учебноеܖ оборудованиеܖ иܖ т.д.
3.ܖ Психолого-педагогическоеܖ сопровождение:ܖ направления,ܖ задачиܖ развитияܖ ребенка,ܖ критерииܖ егоܖ достижений;ܖ формы,ܖ графикܖ работыܖ специалистов,ܖ междисциплинарноеܖ взаимодействие.
Вܖ соответствииܖ сܖ концепциейܖ новыхܖ Федеральныхܖ государственныхܖ образовательныхܖ стандартовܖ начальногоܖ образования,ܖ однойܖ изܖ задачܖ школыܖ наܖ даннойܖ ступениܖ становитсяܖ формированиеܖ уܖ всехܖ обучающихсяܖ личностных,ܖ ܖ регулятивных,ܖ ܖ познавательныхܖ ܖ иܖ ܖ коммуникативныхܖ универсальныхܖ учебныхܖ действийܖ какܖ основыܖ уменияܖ учиться.ܖ Этоܖ важнейшееܖ изܖ условийܖ дляܖ освоенияܖ любымܖ ребенкомܖ образовательнойܖ программы.ܖ Вܖ связиܖ сܖ этим,ܖ важнымܖ направлениемܖ работыܖ специалистовܖ психолого-педагогичесогоܖ сопровожденияܖ становитсяܖ помощьܖ учителюܖ вܖ формированииܖ соответствующегоܖ возможностямܖ ребенкаܖ сܖ нарушениямиܖ физическогоܖ иܖ (или)ܖ психическогоܖ здоровьяܖ уровняܖ развитияܖ универсальныхܖ учебныхܖ действий.ܖ Формулируяܖ задачиܖ наܖ конкретныйܖ период,ܖ педагог-психолог,ܖ учитель-логопед,ܖ учитель)дефектолог,ܖ социальныйܖ педагогܖ иܖ другиеܖ специалисты,ܖ определяют,ܖ какиеܖ именноܖ изܖ универсальныхܖ учебныхܖ действийܖ необходимоܖ сформироватьܖ уܖ ребенкаܖ вܖ первуюܖ очередьܖ дляܖ освоенияܖ имܖ образовательнойܖ программы.
4.ܖ Организацияܖ процессаܖ освоенияܖ образовательнойܖ программы:ܖ задачиܖ поܖ предметнымܖ областям,ܖ формыܖ организацииܖ учебнойܖ деятельностиܖ иܖ контроля,ܖ показателиܖ достижений.
Здесьܖ следуетܖ отметитьܖ следующее:
1.ܖ Индивидуальнаяܖ образовательнаяܖ программаܖ вܖ данномܖ разделеܖ касаетсяܖ толькоܖ техܖ предметныхܖ областей,ܖ вܖ освоенииܖ которыхܖ ребенокܖ сܖ ОВЗܖ можетܖ испытыватьܖ реальныеܖ трудности.
2.ܖ Приܖ определенииܖ направленийܖ поддержкиܖ ребенка,ܖ подбореܖ тактикܖ иܖ приемовܖ педагогическойܖ деятельностиܖ учитель,ܖ какܖ иܖ всеܖ остальныеܖ специалисты,ܖ опираетсяܖ наܖ знаниеܖ возможностейܖ ребенка,ܖ егоܖ сильныхܖ сторон,ܖ аܖ такܖ жеܖ точноеܖ пониманиеܖ егоܖ возможныхܖ затрудненийܖ ܖ вܖ соответствииܖ сܖ темܖ илиܖ инымܖ нарушениемܖ развития,ܖ индивидуальнымиܖ особенностямиܖ усвоенияܖ учебногоܖ материала,ܖ стиляܖ учебнойܖ деятельности,ܖ поведенияܖ иܖ т.ܖ д.
3.ܖ Дляܖ формулировкиܖ задачܖ вܖ освоенииܖ образовательнойܖ программыܖ поܖ томуܖ илиܖ иномуܖ предметуܖ можноܖ опиратьсяܖ наܖ знаниеܖ планируемыхܖ результатовܖ начальногоܖ общегоܖ образования,ܖ характеристикܖ деятельностиܖ ученикаܖ приܖ изученииܖ тогоܖ илиܖ иногоܖ предметаܖ (какܖ предлагаетсяܖ вܖ календарно-тематическомܖ планированииܖ Примерныхܖ программܖ поܖ учебнымܖ предметам).ܖ Приܖ этомܖ критерииܖ достиженийܖ будутܖ представленыܖ вܖ формеܖ описанияܖ техܖ илиܖ иныхܖ компетенцийܖ -ܖ ребенокܖ умеет…(например,ܖ задачаܖ можетܖ звучатьܖ так:ܖ научитьܖ читатьܖ слогиܖ сܖ гласнымиܖ буквами…;ܖ научитьܖ соотноситьܖ звукܖ иܖ соответствующуюܖ емуܖ букву;ܖ вܖ такомܖ случаеܖ критериямиܖ достиженийܖ будутܖ -ܖ правильноܖ читаетܖ слогиܖ сܖ гласнымиܖ ...ܖ вܖ восьмиܖ изܖ десятиܖ предложенныхܖ вариантов;ܖ умеетܖ правильноܖ соотноситьܖ звукܖ иܖ соответствующуюܖ емуܖ буквуܖ иܖ т.ܖ п.).ܖ Приܖ описанииܖ критериевܖ достижений,ܖ учителюܖ важноܖ понимать,ܖ какܖ онܖ сможетܖ увидеть,ܖ чтоܖ ребенокܖ действительноܖ чему-тоܖ научился.ܖ Каждыйܖ педагогܖ определяет,ܖ чтоܖ являетсяܖ самымܖ явнымܖ показателемܖ сформированностиܖ уܖ ребенкаܖ тогоܖ илиܖ иногоܖ уменияܖ -ܖ этоܖ можетܖ бытьܖ частотностьܖ правильныхܖ ответов,ܖ высокийܖ темпܖ иܖ правильностьܖ приܖ выполненииܖ заданийܖ наܖ заданнуюܖ тему,ܖ степеньܖ самостоятельностиܖ ребенкаܖ приܖ выполненииܖ техܖ илиܖ иныхܖ заданий,ܖ возможностьܖ творческогоܖ примененияܖ имеющихсяܖ знанийܖ иܖ умений,ܖ переносܖ имеющихсяܖ знаний,ܖ умений,ܖ алгоритмовܖ деятельностиܖ наܖ новыйܖ материалܖ иܖ т.ܖ д.
4.ܖ Обязательнымܖ направлениемܖ работыܖ поܖ реализацииܖ образовательнойܖ программыܖ ܖ вܖ ܖ соответствииܖ ܖ сܖ ܖ ФГОСܖ ܖ новогоܖ ܖ поколенияܖ ܖ являетсяܖ формированиеܖ социальнойܖ компетентности.
Современноеܖ образованиеܖ вܖ соответствииܖ сܖ содержаниемܖ новыхܖ образовательныхܖ стандартовܖ (ФГОСܖ начальногоܖ иܖ основногоܖ общегоܖ образования)ܖ нацеленоܖ наܖ овладениеܖ учащимисяܖ такимиܖ компетенциями,ܖ которыеܖ позволятܖ имܖ самореализовыватьсяܖ вܖ дальнейшейܖ жизни,ܖ получатьܖ удовольствиеܖ отܖ процессаܖ образованияܖ иܖ достиженияܖ результатов,ܖ разделятьܖ ответственностьܖ ܖ заܖ ܖ своеܖ ܖ учениеܖ ܖ сܖ ܖ педагогами.ܖ ܖ Безܖ ܖ полученияܖ метакомпетенцийܖ (уменияܖ самостоятельноܖ работать,ܖ самостоятельноܖ решатьܖ проблемуܖ иܖ др.)ܖ иܖ безܖ адаптивныхܖ навыковܖ ребенокܖ сܖ ОВЗܖ неܖ будетܖ готовܖ кܖ реальнойܖ жизни,ܖ гдеܖ емуܖ предстоитܖ игратьܖ множествоܖ жизненныхܖ ролей.ܖ
Огромноеܖ ܖ значениеܖ ܖ придаетсяܖ ܖ использованиюܖ ܖ динамических,ܖ интерактивныхܖ формܖ организацииܖ учебногоܖ процессаܖ иܖ определениюܖ предметногоܖ содержания,ܖ позволяющегоܖ гибкоܖ приспосабливатьܖ егоܖ кܖ индивидуальнымܖ потребностямܖ учащихся,ܖ аܖ такжеܖ смещениюܖ акцентаܖ наܖ самостоятельнуюܖ работуܖ учащихся.
Вܖ предложеннойܖ формеܖ Индивидуальногоܖ образовательногоܖ планаܖ вܖ данномܖ разделеܖ перечисленыܖ возможныеܖ направленияܖ деятельностиܖ учителяܖ иܖ специалистовܖ сопровождения.ܖ Наܖ определенныйܖ периодܖ выбираютсяܖ неܖ болееܖ двухܖ приоритетныхܖ наܖ данномܖ этапеܖ направлений,ܖ дляܖ постановкиܖ задачܖ каждоеܖ направлениеܖ разделяетсяܖ наܖ болееܖ мелкиеܖ составляющие.
Например,ܖ поܖ направлениюܖ «Формированиеܖ адекватногоܖ поведенияܖ вܖ учебнойܖ ситуации»ܖ можноܖ выделитьܖ следующиеܖ задачи:ܖ научитьܖ ребенкаܖ подниматьܖ рукуܖ передܖ ответом,ܖ научитьܖ ждатьܖ иܖ слушать,ܖ какܖ отвечаетܖ одноклассник,ܖ научитьܖ готовитьсяܖ кܖ урокуܖ вܖ соответствииܖ сܖ расписанием,ܖ соблюдатьܖ порядокܖ наܖ парте,ܖ приܖ выходеܖ кܖ доскеܖ выполнятьܖ заданиеܖ учителяܖ иܖ возвращатьсяܖ наܖ своеܖ местоܖ иܖ т.д.ܖ Приܖ этомܖ важно,ܖ чтобыܖ всеܖ взрослыеܖ включаяܖ тьютора,ܖ родителей,ܖ всегоܖ персоналаܖ школы)ܖ придерживалисьܖ одинаковыхܖ требованийܖ кܖ поведениюܖ ребенка.
5.ܖ Календарно-тематическоеܖ планированиеܖ поܖ предмету,ܖ выделениеܖ вܖ каждойܖ темеܖ дидактическихܖ единиц,ܖ универсальныхܖ учебныхܖ действий,ܖ соответствующихܖ тойܖ илиܖ инойܖ категорииܖ («обязан,ܖ должен,ܖ может»),ܖ сопоставлениеܖ содержанияܖ тойܖ илиܖ инойܖ темыܖ сܖ программамиܖ школܖ VIIIܖ вида,ܖ выделениеܖ общего.
6.ܖ Постановкаܖ целиܖ иܖ задачܖ урокаܖ поܖ тойܖ илиܖ инойܖ темеܖ вܖ соответствииܖ сܖ предполагаемымܖ уровнемܖ освоенияܖ ребенкомܖ сܖ ОВЗܖ даннойܖ темы.
Однимܖ изܖ самыхܖ сложныхܖ направленийܖ деятельностиܖ педагогов,ܖ реализующихܖ инклюзивнуюܖ практику,ܖ являетсяܖ адаптацияܖ образовательнойܖ программыܖ вܖ рамкахܖ преподаванияܖ тогоܖ илиܖ иногоܖ предмета.
Адаптацияܖ ܖ образовательнойܖ ܖ программыܖ ܖ нужнаܖ ܖ дляܖ ܖ решенияܖ следующихܖ задач:
-ܖ компенсацииܖ ܖ дефицитов,ܖ ܖ возникшихܖ ܖ вследствиеܖ ܖ спецификиܖ развитияܖ ребенка;
-ܖ минимизацииܖ рисков,ܖ связанныхܖ сܖ организациейܖ иܖ содержаниемܖ обучения;
-ܖ реализацииܖ потребностейܖ ребенкаܖ вܖ развитииܖ иܖ адаптацииܖ вܖ социуме;
-ܖ выполненияܖ государственногоܖ заказаܖ наܖ оказаниеܖ образовательнойܖ услуги.
Адаптацияܖ ܖ образовательнойܖ ܖ программыܖ ܖ включаетܖ ܖ следующиеܖ направленияܖ деятельностиܖ учителя:
-ܖ анализܖ иܖ «купирование»ܖ содержания;
-ܖ изменениеܖ структурыܖ иܖ временныхܖ рамокܖ дляܖ освоенияܖ выбраннойܖ предметнойܖ области;
-ܖ использованиеܖ ܖ техܖ ܖ илиܖ ܖ иныхܖ ܖ формܖ ܖ организацииܖ ܖ учебнойܖ деятельности;
-ܖ использованиеܖ техܖ илиܖ иныхܖ технологическихܖ приемов;
-ܖ использованиеܖ техܖ илиܖ иныхܖ дидактическихܖ материалов
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат