РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Сколотнева Юлия Александровна, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 14», г. Набережные Челны
Аннотация. В статье рассматривается значение читательской грамотности в обучении младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Подчеркивается важность формирования навыков работы с текстом, анализа и критического осмысления, прочитанного для успешного обучения и личностного развития учеников. Приведены методы и примеры, помогающие развивать читательскую грамотность, повышать интерес к чтению и формировать основы для дальнейшего освоения школьной программы.
Ключевые слова: начальная школа, читательская грамотность, русский язык, литературное чтение, критическое мышление, работа с текстом, развитие речи.
Формирование читательской грамотности — важнейшая задача начального школьного образования, так как от этого во многом зависит успех учащихся в освоении всех школьных предметов и их дальнейшее развитие. Читательская грамотность включает не только умение читать текст, но и способность осмысленно воспринимать, анализировать и интерпретировать его, находить нужную информацию, делать выводы и задавать вопросы. На уроках русского языка и литературного чтения важно уделять внимание развитию этих навыков, начиная с младших классов, ведь это закладывает основу для успешного обучения и расширения кругозора учеников.
Одним из первых шагов к формированию читательской грамотности является обучение детей технике чтения. Но простого умения прочитать слова недостаточно для полноценного восприятия текста. Ученики должны научиться выделять в тексте основную мысль, понимать значение прочитанного и осознавать эмоциональное содержание произведений. Для этого на уроках можно использовать методику постановки вопросов к тексту. Например, после прочтения небольшого рассказа можно предложить детям ответить на вопросы: "О чем этот текст?", "Что хотел сказать автор?", "Какие чувства вызывает прочитанное?". Такие вопросы учат ребят вдумчиво относиться к содержанию текста и искать в нем смысл.
Для повышения интереса к чтению и развития умения анализировать текст полезно вводить игровые элементы. Например, можно организовать "чтение по ролям", где дети читают отрывки по ролям, имитируя героев и передавая их эмоциональное состояние. Такая практика не только развивает выразительность чтения, но и помогает детям глубже понять характеры персонажей, их чувства и мотивы. Еще один интересный метод — это инсценировка прочитанных произведений, что позволяет ученикам прочувствовать сюжет и посмотреть на текст с новой точки зрения.
Использование иллюстраций также помогает младшим школьникам лучше понять содержание текста и стимулирует их интерес к чтению. Иллюстрации можно использовать как до чтения, чтобы вызвать интерес, так и после, чтобы дети могли обсуждать, совпадает ли их представление о героях и сюжете с изображением на картинке. Например, перед чтением рассказа можно показать детям несколько иллюстраций и предложить угадать, о чем будет рассказ, а после прочтения — обсудить, совпали ли их ожидания с реальным сюжетом.
Также важно учить детей выделять основную мысль текста и кратко пересказывать его содержание. Для этого можно использовать методику "ключевых слов". После прочтения текста учитель предлагает детям вспомнить ключевые слова и фразы, которые отражают суть прочитанного. Например, если речь идет о рассказе о природе, то ключевыми словами могут стать "лес", "животные", "осень", "птицы". Затем учащиеся пробуют составить краткий пересказ на основе этих слов, что помогает им структурировать информацию и выделять главное.
Для развития критического мышления полезно обсуждать с детьми моральные аспекты произведений. После прочтения рассказа или сказки можно обсудить с классом поступки героев: "Как вы думаете, правильно ли поступил герой?", "Что бы вы сделали на его месте?", "Почему автор поступил именно так?" Такой подход помогает детям не просто запоминать содержание произведений, но и осмысливать их с точки зрения нравственности, формировать собственное мнение и обогащать личный опыт.
Интерактивные задания, такие как создание вопросов к тексту или сочинение альтернативного окончания, также помогают развивать читательскую грамотность. Например, после прочтения сказки можно предложить детям придумать свои вопросы по сюжету, или, если это рассказ с открытым финалом, предложить ребятам пофантазировать, чем могла бы закончиться история. Это не только стимулирует творческое мышление, но и помогает учащимся глубже анализировать текст и лучше его запоминать.
Также необходимо развивать у детей умение работать с информацией и выделять в тексте нужные сведения. Для этого можно давать задания, требующие найти конкретные данные в тексте, например, факты о героях, события или детали описаний. Такие задания учат детей читать осознанно, фокусироваться на деталях и выбирать из текста необходимую информацию.
Еще один эффективный метод — это совместное обсуждение прочитанного. Ученики могут делиться впечатлениями о книге или рассказе, высказывать свое мнение, задавать вопросы друг другу. Учитель может направлять обсуждение, задавая уточняющие вопросы и помогая детям находить ответы в тексте. Подобные обсуждения помогают ученикам развивать коммуникативные навыки, учат их аргументировать свою точку зрения и понимать мнение других людей.
Развитие читательской грамотности также способствует укреплению интереса к литературе и русскому языку. Чем больше дети вовлечены в процесс обсуждения и анализа текста, тем легче им становится воспринимать даже сложные произведения. Они начинают видеть в литературе не только школьный предмет, но и источник новых знаний, идей и переживаний.
Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения является важной частью образовательного процесса в начальной школе. Развивая у детей, умение работать с текстом, анализировать и критически воспринимать прочитанное, мы закладываем основу для их успешного обучения в будущем. Использование разнообразных методов, таких как чтение по ролям, обсуждение морали произведений, иллюстрации, интерактивные задания и пересказы, помогает сделать уроки более интересными и полезными, а также формирует у учеников устойчивый интерес к чтению и учению в целом.
Список литературы
Аннагельдыева
Е
.
Ю
.
Ф
ормирование читательской грамотности учащихся начальных классов через организацию творческой деятельности на уроках литературного чтения
// Вестник науки и образования. 2024. №5 (148)-2.
Гаврилова С
.
М,
Дондокова
Р
.
Б
.
Ф
ормирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
// Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. №
4.
Коровянская
В. В. Ф
ормирование читательской грамотности на уроках литературы
// Экономика и социум. 2024. №5-2 (120).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат