Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения. Работа №75153

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения
Работа:

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Сколотнева Юлия Александровна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия 14», г. Набережные Челны

 

Аннотация. В статье рассматривается значение читательской грамотности в обучении младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Подчеркивается важность формирования навыков работы с текстом, анализа и критического осмысления, прочитанного для успешного обучения и личностного развития учеников. Приведены методы и примеры, помогающие развивать читательскую грамотность, повышать интерес к чтению и формировать основы для дальнейшего освоения школьной программы.

Ключевые слова: начальная школа, читательская грамотность, русский язык, литературное чтение, критическое мышление, работа с текстом, развитие речи.

 

 

Формирование читательской грамотности — важнейшая задача начального школьного образования, так как от этого во многом зависит успех учащихся в освоении всех школьных предметов и их дальнейшее развитие. Читательская грамотность включает не только умение читать текст, но и способность осмысленно воспринимать, анализировать и интерпретировать его, находить нужную информацию, делать выводы и задавать вопросы. На уроках русского языка и литературного чтения важно уделять внимание развитию этих навыков, начиная с младших классов, ведь это закладывает основу для успешного обучения и расширения кругозора учеников.

Одним из первых шагов к формированию читательской грамотности является обучение детей технике чтения. Но простого умения прочитать слова недостаточно для полноценного восприятия текста. Ученики должны научиться выделять в тексте основную мысль, понимать значение прочитанного и осознавать эмоциональное содержание произведений. Для этого на уроках можно использовать методику постановки вопросов к тексту. Например, после прочтения небольшого рассказа можно предложить детям ответить на вопросы: "О чем этот текст?", "Что хотел сказать автор?", "Какие чувства вызывает прочитанное?". Такие вопросы учат ребят вдумчиво относиться к содержанию текста и искать в нем смысл.

Для повышения интереса к чтению и развития умения анализировать текст полезно вводить игровые элементы. Например, можно организовать "чтение по ролям", где дети читают отрывки по ролям, имитируя героев и передавая их эмоциональное состояние. Такая практика не только развивает выразительность чтения, но и помогает детям глубже понять характеры персонажей, их чувства и мотивы. Еще один интересный метод — это инсценировка прочитанных произведений, что позволяет ученикам прочувствовать сюжет и посмотреть на текст с новой точки зрения.

Использование иллюстраций также помогает младшим школьникам лучше понять содержание текста и стимулирует их интерес к чтению. Иллюстрации можно использовать как до чтения, чтобы вызвать интерес, так и после, чтобы дети могли обсуждать, совпадает ли их представление о героях и сюжете с изображением на картинке. Например, перед чтением рассказа можно показать детям несколько иллюстраций и предложить угадать, о чем будет рассказ, а после прочтения — обсудить, совпали ли их ожидания с реальным сюжетом.

Также важно учить детей выделять основную мысль текста и кратко пересказывать его содержание. Для этого можно использовать методику "ключевых слов". После прочтения текста учитель предлагает детям вспомнить ключевые слова и фразы, которые отражают суть прочитанного. Например, если речь идет о рассказе о природе, то ключевыми словами могут стать "лес", "животные", "осень", "птицы". Затем учащиеся пробуют составить краткий пересказ на основе этих слов, что помогает им структурировать информацию и выделять главное.

Для развития критического мышления полезно обсуждать с детьми моральные аспекты произведений. После прочтения рассказа или сказки можно обсудить с классом поступки героев: "Как вы думаете, правильно ли поступил герой?", "Что бы вы сделали на его месте?", "Почему автор поступил именно так?" Такой подход помогает детям не просто запоминать содержание произведений, но и осмысливать их с точки зрения нравственности, формировать собственное мнение и обогащать личный опыт.

Интерактивные задания, такие как создание вопросов к тексту или сочинение альтернативного окончания, также помогают развивать читательскую грамотность. Например, после прочтения сказки можно предложить детям придумать свои вопросы по сюжету, или, если это рассказ с открытым финалом, предложить ребятам пофантазировать, чем могла бы закончиться история. Это не только стимулирует творческое мышление, но и помогает учащимся глубже анализировать текст и лучше его запоминать.

Также необходимо развивать у детей умение работать с информацией и выделять в тексте нужные сведения. Для этого можно давать задания, требующие найти конкретные данные в тексте, например, факты о героях, события или детали описаний. Такие задания учат детей читать осознанно, фокусироваться на деталях и выбирать из текста необходимую информацию.

Еще один эффективный метод — это совместное обсуждение прочитанного. Ученики могут делиться впечатлениями о книге или рассказе, высказывать свое мнение, задавать вопросы друг другу. Учитель может направлять обсуждение, задавая уточняющие вопросы и помогая детям находить ответы в тексте. Подобные обсуждения помогают ученикам развивать коммуникативные навыки, учат их аргументировать свою точку зрения и понимать мнение других людей.

Развитие читательской грамотности также способствует укреплению интереса к литературе и русскому языку. Чем больше дети вовлечены в процесс обсуждения и анализа текста, тем легче им становится воспринимать даже сложные произведения. Они начинают видеть в литературе не только школьный предмет, но и источник новых знаний, идей и переживаний.

Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения является важной частью образовательного процесса в начальной школе. Развивая у детей, умение работать с текстом, анализировать и критически воспринимать прочитанное, мы закладываем основу для их успешного обучения в будущем. Использование разнообразных методов, таких как чтение по ролям, обсуждение морали произведений, иллюстрации, интерактивные задания и пересказы, помогает сделать уроки более интересными и полезными, а также формирует у учеников устойчивый интерес к чтению и учению в целом.

 

Список литературы

Аннагельдыева

Е

.

Ю

.

Ф

ормирование читательской грамотности учащихся начальных классов через организацию творческой деятельности на уроках литературного чтения

// Вестник науки и образования. 2024. №5 (148)-2.

Гаврилова С

.

М,

Дондокова

Р

.

Б

.

Ф

ормирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

// Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. №

4.

Коровянская

В. В. Ф

ормирование читательской грамотности на уроках литературы

// Экономика и социум. 2024. №5-2 (120).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×