Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие мелкой моторики рук, детей с умственной отсталостью, посредством пластилинографии. Работа №75175

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие мелкой моторики рук, детей с умственной отсталостью, посредством пластилинографии
Работа:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

 

Назаркина В. И, педагог-психолог

Семейный центр «Дмитровский»

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ с помощью пластилинографии. В статье рассматривается, как работа с пластилином способствует не только развитию мелкой моторики, но и когнитивных и социальных навыков у детей с ограниченными возможностями. Приводятся примеры упражнений и методов, которые могут использоваться педагогами-психологами в коррекционной работе.

Ключевые слова: мелкая моторика, особые образовательные потребности, пластилинография, коррекционная педагогика, развитие навыков.

 

Пластилинография, как один из видов декоративно-прикладного искусства, представляет собой создание изображений из пластилина, где дети создают объемные картины, осваивая различные приемы лепки. Для детей с ОВЗ, в частности, с нарушениями интеллекта, пластилинография становится важным инструментом в развитии мелкой моторики, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Эти занятия позволяют детям учиться ориентироваться на листе бумаги, осваивать такие приемы, как скатывание, надавливание и размазывание пластилина, что способствует развитию моторных навыков и координации движений.

Работа с пластилином включает такие действия, как раскатывание материала в "колбаски" и "шарики", разглаживание, создание текстур и формирование фигур. Эти манипуляции требуют от ребенка концентрации и точности движений, что позволяет развивать мелкие мышцы кистей и пальцев. В результате, дети получают важные навыки, необходимые для выполнения повседневных задач, таких как застегивание пуговиц, держание столовых приборов и завязывание шнурков. Занятия с пластилином также способствуют сенсорному развитию, так как дети учатся регулировать силу нажатия и воспринимать разные текстуры, что усиливает тактильные ощущения.

В процессе пластилинографии можно организовать разнообразные упражнения, начиная с простых и постепенно усложняя их. На начальном этапе детям предлагают раскатать пластилин в длинные полоски или маленькие шарики, из которых затем формируют простые изображения, такие как цветы, деревья или домики. В дальнейшем можно перейти к созданию более сложных фигур — животных или людей, что позволяет детям развивать пространственное мышление и воображение.

Одним из вариантов занятий является создание "сенсорных дорожек" — поверхностей из пластилина с разной фактурой, по которым дети проводят пальцами. Эти упражнения помогают развивать тактильное восприятие и точность движений. Например, можно предложить детям слепить дорожки с гладкими, рифлеными или волнистыми участками, чтобы они могли ощутить разнообразие текстур. Такие задания способствуют улучшению координации движений и помогают детям лучше осознавать свои тактильные ощущения.

Занятия с пластилином часто организуются в игровой форме, что делает процесс интересным и мотивирующим для детей с особыми образовательными потребностями. Например, для повышения интереса можно предложить детям вылепить тематическую композицию, такую как "Летний сад" или "Морской пейзаж", где каждый ребенок создает свою часть общей работы. Такие коллективные занятия позволяют развивать не только моторные, но и социальные навыки: дети учатся взаимодействовать с другими, делиться идеями, слушать друг друга и чувствовать поддержку группы.

Также важно отметить значимость эмоциональной поддержки и поощрения в процессе занятий пластилинографией. Дети с особыми потребностями часто испытывают трудности с самооценкой, и успешное выполнение даже простых задач может стать для них значительным достижением. Педагоги могут поддерживать и хвалить ребенка на каждом этапе работы, что способствует росту уверенности в своих силах и поддерживает мотивацию к дальнейшему обучению.

Включение образовательных элементов в процесс занятий пластилинографией помогает расширить кругозор ребенка и развить базовые навыки ориентирования в пространстве. Например, через создание фигур педагог может познакомить детей с формами, цветами и понятиями пространственного расположения (слева, справа, вверху, внизу). Такие задания способствуют развитию когнитивных способностей и пространственного мышления у детей с особыми образовательными потребностями.

Занятия пластилинографией могут проводиться не только в рамках образовательного учреждения, но и в домашних условиях, где родители могут продолжать работу по развитию ребенка. Простота и доступность пластилина как материала позволяют родителям активно включаться в коррекционный процесс, помогая детям развивать навыки в комфортной для них обстановке. Родители также могут стимулировать интерес ребенка к лепке, создавая вместе с ним простые композиции и радуясь его успехам.

Таким образом, пластилинография является эффективным методом коррекционной педагогики для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Этот метод позволяет развивать мелкую моторику, улучшать координацию движений, стимулировать когнитивное развитие и социальные навыки. При регулярной и систематической работе пластилинография способствует комплексному развитию ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающему миру и раскрыть свой творческий потенциал.

 

Список литературы

Панфилова А

.

А

.

Развитие мелкой моторики через разные виды деятельности // Педагогический вестник. 2024. №

32.

Смирнова Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика современной науки. 2016. №1 (7).

Сычёва М

.

В,

Вантеева

А

.

А

.

Использование

пластилинографии

в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×