Субракова Е.В.,
ГБОУ РХ "ХНГИ им. Н.Ф. Катанова"
Сопоставительный анализ слова "мужчина" в русском и хакасском языках»
Данная работа посвящена изучению национальных особенностей слова «мужчина», закрепленных в его словесной оболочке. Такие слова следует именовать ключевыми, важными, т.к. они накапливают в себе историческую память народа, при их произнесении вместо одного или нескольких закреплённых за ними в словаре смыслов возникают другие, дополнительные. Помимо таких слов как душа, судьба, родная земля, дом, добро, к подобным следует отнести слова, типа мужчина, женщина, ребенок и т.д.Данные лексические единицы отражают духовно- нравственные идеалы народа.
Комплексный сопоставительный анализ слов «мужчина» и «женщина» с помощью ассоциативного эксперимента в хакасском, русском и английском языках осуществила Покоякова К.А.. Исследователь пишет, «что во всех трех языках присутствует значение, выражающее противоположность женщине по полу» [3; 167]. В хакасском языке наиболее сохраняются черты традиционной культуры.
Интересна статья Аверковой О. В., посвященная анализу образа бабы (женщины) в представлении современного носителя русского языка. Новизна работы заключается в том, что разбор значения слова осуществляется на основе Национального корпуса русского языка (далее НКРЯ) Автор в ходе анализа газетного подкорпуса выявила новые признаки, характеризующие внешность бабы (в значении «женщина вообще») [1; 60].
Ценными источниками изучения значения слова является его всесторонний анализ в языковом окружении. Таким ценным источником являются фольклорные жанры: пословицы, поговорки а так же толковые словари.
3) Словарь под редакцией Т.Ф. Ефремовой, помимо известных двух значений, презентует третье значение, зафиксированное исключительно в нем: 3)человек, отличающийся твердостью, мужеством (внутренние качества)[2; 501].
Слово ир реализуется значением, зафиксированное исключительно в хакасском языке:муж;ирiңкемдiр? - кто [твой] муж, ирге парарғавыходить замуж,иридiнерге сожительствовать с кем-л., иртабанирон.герой, молодец, ирхолынкӧрерге— быть в подчинении у мужа, ирнiңхолыхатығполӌа (погов.) -мужчина есть мужчина (букв. рука мужчины бывает крепкой) [4; 133].
Таким образом, образуются параллели в русском ихакасском языках, но следует отметить, что в русском языке мужчиной именуют лицо, обладающее мужеством; в хакасском языке оно реализуется значением семейного статуса мужчины как мужа.
Следовательно, в традиционном мировосприятии русского этноса мужчина – лицо, достигшее и физической, и духовной зрелости, наделённый наряду с положительными чертами характера, отрицательными. Противопоставление женскому полу осуществляется по исполняемой роли в семье: мужик во дворе, баба в избе. Но первоочередное качество, которым должен обладать представитель мужского пола- бесстрашие, мужество. Он крепко связан с семьей, является ее главой, добытчик. У хакасов мужчина больше противоположен женщине по характеру: внутри мужчины сдерживается оседланный конь, внутри женщины- находится иголка с наперстком. В хакасском народном сознании мужчина больше наделен положительными качествами, отсутствуют примеры, иллюстрирующие его внешний вид.
В малых жанрах хакасского фольклора раскрывается значимость коня в повседневной жизни хакасов и их традиционной культуре. Это не только домашнее животное, но и верный товарищ. Часто хозяин и конь тождественны друг другу:Внутри мужчины сдерживается оседланный конь.
Осмысляя образ мужчины, носители языка издревле уделяли внимание именно тем чертам, которые имели первостепенное значение для повседневной жизни; каждое качество - залог благополучной жизни не только самого мужчины, но и семьи, общества.
В традиционном мировосприятии русского этноса мужчина – лицо, достигшее и физической, и духовной зрелости, наделённый наряду с положительными чертами характера, отрицательными. Противопоставление женскому полу осуществляется по исполняемой роли в семье: мужик во дворе, баба в избе. Но первоочередное качество, которым должен обладать представитель мужского пола- бесстрашие, мужество. Он крепко связан с семьей, является ее главой, добытчик.
У хакасов мужчина больше противоположен женщине по характеру: внутри мужчины сдерживается оседланный конь, внутри женщины- находится иголка с наперстком. В хакасском народном сознании мужчина больше наделен положительными качествами, отсутствуют примеры, иллюстрирующие его внешний вид.
Список использованной литературы
Аверкова О.В. Как выглядит баба (женщина) в представлении современного носителя русского языка (по данным газетного
подкорпуса
Национального корпуса русского языка) [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III
Междунар
.
науч
.
конф
. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 59-66.
Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.:
Рус.яз
. 2000.- в 2 т.- 12
Покоякова
К.А. Лексикографический аспект бинарной оппозиции
мужчина\женщина
в русском,
хакасско
, английском языках. .Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 1(67): в 2-х ч. Ч. 2. C. 165-165.
Субракова
О.В.
Хакасско-русский
словарь. - М.: Наука, 2006. – 1115 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат